Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Минобразования Чувашии
от 18 декабря 2020 г. N 1826
Руководство
с обзором изменений законодательства в сфере образования и нового содержания общеобразовательных программ в 2020 году
1. Общие положения
В настоящее время в России во всех сферах деятельности проходит ревизия обязательных требований в рамках регуляторной гильотины. Этот термин означает инвентаризацию всех действующих обязательных требований. Механизм регуляторной гильотины предусматривает отмену к 1 января 2021 года необоснованных или устаревших надзорных требований для снижения административной нагрузки в основных отраслях экономики. Регуляторная гильотина в сфере образования - это реформа контрольно-надзорной деятельности и обязательных требований, которые предъявляют к образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
Настоящее "Руководство с обзором изменений законодательства в сфере образования и нового содержания общеобразовательных программ в 2020 году" (далее - руководство) разработано Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - министерство) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для информирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования об изменениях законодательства в сфере образования, в целях соблюдения ими обязательных требований законодательства в сфере образования.
Руководство может быть использовано в работе экспертами, привлекаемыми к контрольно-надзорным мероприятиям, а также специалистами министерства, осуществляющими контрольно-надзорные мероприятия по следующим видам контроля (надзора):
федеральный государственный надзор в сфере образования;
федеральный государственный контроль качества образования;
лицензионный контроль образовательной деятельности.
Настоящее руководство не устанавливает обязательных требований, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Обзор новелл нормативного и правового обеспечения образовательной деятельности за 2020 год
Наименование нормативного правового акта |
Основные нововведения в содержание обязательных требований |
Дата вступления в силу |
Примечание |
Федеральный закон от 08.06.2020 N 164-ФЗ "О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в России" |
Дополнена нормой, согласно которой образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки. В случае угрозы возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от предусмотренных ограничений, если реализация указанных программ и проведение аттестации без применения таких технологий и перенос сроков обучения невозможны. |
19.06.2020 |
|
Федеральный закон от 08.06.2020 N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" |
Вступившие в силу изменения позволяют лицам, получающим высшее образование, заниматься педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам. |
19.06.2020 |
|
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" |
Уточнены понятия "воспитание", "образовательная программа" и "примерная основная образовательная программа". Введены общие требования к организации воспитания обучающихся. В примерные образовательные программы включены примерная рабочая программа воспитания и примерный календарный план воспитательной работы. Закрепляется право участия советов родителей и обучающихся, представительных органов обучающихся и работников образовательной организации (при их наличии) в разработке и принятии рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. |
01.09.2020 |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10. 2020 N 1776 "О внесении изменений в правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" |
Внесены изменения в части сроков внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об образовании. Расширен перечень сведений, вносимых в информационную систему. |
13.11.2020 |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" |
Правилами дополнено положение, согласно которому отказ заказчика от предоставляемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору. Исполнитель обязан обеспечить обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. |
01.01.2021 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 N 1050 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1038 "О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" |
Расширен перечень информации, размещаемой образовательной организацией на официальном сайте. |
22.07.2020 |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" |
Вводится новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. В частности, скорректирован перечень документов и сведений, представляемых соискателем лицензии на осуществление образовательной деятельности в лицензирующий орган. Предусмотрена возможность подачи документов и сведений через МФЦ. Уточнены лицензионные требования. |
01.01.2020 |
Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности". |
Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" |
Установлен перечень информации, которая предоставляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления, а также по решению указанных органов подведомственной им организацией родителю (законному представителю) ребенка на бумажном носителе и (или) в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. Дополнены сведения, обязательные для указания в заявлении для направления и/или приема родителями (законными представителями) ребенка Уточнен перечень документов, предъявляемых родителями (законными представителями) ребенка для направления и/или приема в образовательную организацию. |
29.06.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минпросвещения России от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования". |
Приказ Минпросвещения России от 08.09.2020 N 471 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236" |
Уточнен перечень документов, предъявляемых родителями (законными представителями) ребенка для направления и/или приема в образовательную организацию. |
12.10.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 25.06.2020 N 320 "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 1527" |
Внесены изменения в части порядка перевода обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) в другую образовательную организацию. |
08.08.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 10.11.2020 N 630 "О внесении изменения в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968" |
Изменена процедура утверждения председателя государственной экзаменационной комиссии. |
12.12.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" |
Дополнено положением, согласно которому абитуриенты могут подавать заявление не только лично в приёмную комиссию, но и в электронном виде - через сайт образовательной организации, цифровые порталы региональных и муниципальных государственных услуг или по почте. При подаче документов абитуриент должен подписать согласие на обработку персональных данных. Кроме того, расширен перечень индивидуальных достижений, которые дают преимущество при поступлении, где учитывается победа в Олимпийских играх, чемпионатах и первенствах Европы, чемпионатах WorldSkills. |
01.01.2021 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования". |
Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 N 499 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении" |
Утверждены образец медали "За особые успехи в учении" и описание медали "За особые успехи в учении". |
01.11.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России Федерации от 23.06.2014 N 684 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении". |
Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" |
Приём в общеобразовательную организацию осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест. Определены сведения, обязательные для указания в заявлении о приеме на обучение, перечень документов, необходимых для приема на обучение, а также сроки приема заявлений. |
22.09.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". |
Приказ Минобрнауки России N 845, Минпросвещения России N 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" |
Регламентирован порядок по предоставлению обучающимся академического права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
08.09.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" |
Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны. В организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. |
01.01.2021 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". |
Приказ Минпросвещения России от 20.11.2020 N 655 "О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года N 442" |
В общеобразовательную программу включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. |
01.01.2021 |
|
Приказ Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 "О практической подготовке обучающихся" |
Вместо понятия "практика" вводится понятие "практическая подготовка" и закрепляются требования к организации практической подготовки обучающихся. Установлен порядок организации, место и условия проведения практической подготовки обучающихся. Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживание их вне места жительства в указанный период осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Приводится примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. |
22.09.2020 |
Признаны утратившим силу приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования". |
Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" |
Утверждён порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, а также примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ. |
22.09.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 18.09.2020 N 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам" |
Порядок определяет правила допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования (далее - обучающиеся), к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам. Обучающийся при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и (или) дополнительным общеобразовательным программам, потребности в педагогических работниках представляет работодателю необходимые документы. Работодатель проверяет документы, представленные обучающимся, на предмет отсутствия ограничений к занятию педагогической деятельностью. Решение о допуске обучающегося к педагогической деятельности принимается работодателем по результатам проведенного с ним собеседования. В случае принятия решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности работодатель заключает с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. |
19.06.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" |
В федеральный перечень учебников включены учебники, допущенные к использованию в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 5 лет. |
25.09.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". |
Приказ Минпросвещения России от 17.08.2020 N 417 "Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств с категории "Tb" на категории "В", "С", "D" и подкатегории "В1", "С", "D1" |
Утверждены временные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств с категории "Tb" на категории "В", "С", "D" и подкатегории "В1", "С", "D1". |
27.09.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 17.08.2020 N 416 "Об утверждении примерных программ переподготовки водителей транспортных средств с категорий "А" и "М" на категорию "В", с подкатегорий "А1" на категорию "В" |
Утверждены временные примерные программы переподготовки водителей транспортных средств с категорий "А" и "М" на категорию "В", с подкатегории "А1" на категорию "В". |
04.10.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" |
Обновлены правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся: - сроков, содержания и продолжительности профессионального обучения, сроков начала и окончания профессионального обучения, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; - особенностей профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
22.09.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения". |
Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 441 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464" |
В образовательную программу среднего профессионального образования включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. Скорректирован порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. |
22.09.2020 |
|
Приказ Минпросвещения России N 373 от 31.07.2020 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" |
Обновлен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования. |
01.01.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". |
Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 N 553 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196" |
В соответствии с внесенными изменениями социально-педагогическая направленность дополнительных общеобразовательных программ заменена на социально-гуманитарную. Действующий порядок дополнен нормой, в соответствии с которой к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. |
07.11.2020 |
|
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 533" | |||
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 465 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" |
Установлен перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций. |
06.01.2020 |
Признан утратившим силу приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания". |
Приказ Минпросвещения России от 20.12.2019 N 704 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми, необходимых для реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, критериев его формирования, а также норматива стоимости оснащения одного места средствами обучения и воспитания в целях осуществления образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми" |
Установлен перечень и критерии средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
12.01.2020 |
|
Приказ Минюста России от 24.03.2020 N 59 "Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" |
Обновлен Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Прием на обучение осужденных в образовательные организации и отчисление из образовательных организаций осуществляется в соответствии со статьей 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Правила приема и отчисления разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, учреждением самостоятельно по согласованию с территориальным органом ФСИН России. |
20.04.2020 |
Признать утратившим силу приказ Минюста России от 07.05.2013 N 67 "Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы". |
Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" |
Подраздел "Стипендии и меры поддержки обучающихся" создается в специальном разделе при предоставлении стипендий и иных мер социальной, материальной поддержки обучающимся (воспитанникам). Специальный раздел дополнен подразделами: "Доступная среда"; "Международное сотрудничество" (при наличии). |
01.01.2021 |
Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" признан утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2020 N 897. |
Приказ Росгвардии от 30.11.2019 N 396 "Типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных охранников" |
Утверждены типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных охранников. Организационно-педагогические условия реализации Программы должны обеспечивать в полном объеме соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям. |
13.12.2020 |
|
3. Обзор новых общеобразовательных программ, включенных в федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ в 2020 году
Обязательные предметные области, предусмотренные ФГОС |
Название примерных основных общеобразовательных программ |
Целевое назначение примерных основных общеобразовательных программ |
Примерная программа воспитания |
Разработана и включена в реестр согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 304-ФЗ |
|
Уровень начального общего образования | ||
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования |
Обязательный учебный предмет по выбору. Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" свободный выбор изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего образования. |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (чувашском) языке" для 1-4 классов начального общего образования | ||
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Примерная образовательная программа учебного курса "Естествознание. Азбука экологии" для 1-4 классов образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования |
Дополняет и углубляет знания обучающихся, полученные в ходе изучения учебного предмета "Окружающий мир". Программа может быть реализована в рамках учебной, внеурочной деятельности экологической и естественно-научной направленностей; в условиях дополнительного образования детей. |
Примерная образовательная программа учебного курса "Информационная безопасность" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования |
Реализация программы учебного курса возможна в разных формах: - в рамках отдельного учебного курса "Информационная безопасность" для внеурочной деятельности по выбору из объема часов, формируемых самостоятельно образовательной организацией; - в интеграции с предметом "Окружающий мир" или курсом "Информатика" по модулям содержания курса путем дополнения программы учебного предмета модулями программы учебного курса по информационной безопасности |
|
Примерная рабочая программа учебного модуля "Народы России: дорога дружбы" предметной области "Обществознание и естествознание (Окружающий мир)" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования |
Рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. Учебный модуль может быть включён в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся. Может быть также использован для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. |
|
Искусство |
Примерная образовательная программа учебного курса "Искусство. Основы инфографики" предметной области "Искусство" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования |
Рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. |
Технология |
Примерная образовательная программа учебного курса "Робототехника" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования |
Рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. Реализация программы учебного курса возможна в разных формах: - в рамках отдельного учебного курса "Робототехника" для внеурочной деятельности по выбору из объема часов, формируемых самостоятельно образовательной организацией; - в интеграции с предметом "Технология" или курсом "Информатика" по модулям содержания курса путем дополнения программы учебного предмета модулями программы учебного курса по робототехнике. |
Физическая культура |
Образовательный модуль "Тэг-регби" по учебному предмету "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования |
Учебный модуль для углубленного изучения учебного предмета "Физическая культура" |
Примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (модуль "Хоккей") для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования |
Модуль может реализовываться в рамках третьего часа урока физической культуры в 1 - 4 классах |
|
Примерная образовательная программа по модулю "Футбол для всех" предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования |
Рекомендуется для организации учебной деятельности. Учебный модуль расширяет и дополняет знания, полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" |
|
Уровень основного общего образования | ||
Примерная основная образовательная программа основного общего образования |
Обновлены подразделы "Предметные результаты", "Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования", "Примерный учебный план основного общего образования" в части учебного предмета "Технология" |
|
Русский язык и литература |
Примерная программа по учебному курсу "Русская словесность" (предметная область "Русский язык и литература") для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Учебный курс расширяет и дополняет основной курс по русскому языку и литературе предметной области "Русский язык и литература" |
Примерная образовательная программа учебного курса "Родное слово" (учебный предмет "Литература") для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Рекомендуется как курс внеурочной деятельности для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 5 классе |
|
Родной язык и родная литература |
Примерная программа по учебному предмету "Родная литература (русская)" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Обязательный учебный предмет по выбору. Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" свободный выбор изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования. |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Родная (чувашская) литература" для 5 - 9 классов основного общего образования с обучением на родном (чувашском) языке | ||
Примерная образовательная программа учебного предмета "Родная (чувашская) литература" для 5-9 классов основного общего образования | ||
Примерная образовательная программа учебного предмета "Родной (чувашский) язык" для 5-9 классов основного общего образования | ||
ГАРАНТ:По-видимому, в тексте настоящей позиции допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 273-ФЗ" | ||
|
Примерная образовательная программа учебного курса "Родное слово" (учебный предмет "Литература") для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Учебный курс "Родное слово" рекомендуется как курс внеурочной деятельности для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в 5 классе. |
Математика и информатика |
Примерная образовательная программа учебного курса "Информационная безопасность" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Реализация программы учебного курса возможна в разных формах: - как дополнительные модули обучения в интеграции с предметами "Информатика" и (или) "ОБЖ" для двух возрастных групп: 5-6 и 7-9 классов; - в рамках отдельного учебного курса "Информационная безопасность" для внеурочной деятельности по выбору из объема часов, формируемых самостоятельно образовательной организацией; - в рамках часов, предусмотренных по программе воспитания (социализации) в образовательной организации |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Информатика" (модуль "Информационная безопасность") для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Программа разработана и может реализовываться на уроках информатики в 7 - 9 классах общеобразовательной организации по принципу модульной программы. |
|
Общественно-научные предметы |
Примерная образовательная программа учебного курса "Рассказы о родной природе" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности в целях общекультурного, об неинтеллектуального или духовно-нравственного развития личности. Урочные занятия по курсу "Рассказы о родной природе" возможны за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений. |
Примерная образовательная программа учебного курса "Экологическая культура, грамотность, безопасность" (предметная область "Естественнонаучные предметы") для 5-9 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Этот учебный курс может быть использован как дополнение (1 час в неделю) к основной образовательной программе одного из предметов естественнонаучного цикла и как самостоятельный сквозной курс (5-9 классы) внеурочной деятельности, а также послужить основой для разработки примерной (или рабочей) программы в системе дополнительного (внешкольного) образования. |
|
Примерная образовательная программа учебного курса "Финансовая грамотность. Современный мир" предметной области "Общественно-научные предметы" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Содержание программы ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов, таких как: обществознание, история, география и нацелено на формирование финансовой грамотности у учащихся 8-9 классов. Может быть использована во внеурочной деятельности |
|
Примерная программа учебного курса "Рассказы по истории Отечества" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Рекомендуется для организации духовно-нравственного и общекультурного направлений внеурочной деятельности в 5 классе |
|
Примерная образовательная программа учебного курса "Школа волонтёра" предметной области "Общественно-научные предметы" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета "Обществознание" |
|
Естественнонаучные предметы |
Примерная образовательная программа учебного курса "Естествознание" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Учебный курс рекомендуется для организации урочной деятельности за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и в качестве интегративного дополнения к учебным предметам "Биология", "География" и как пропедевтический курс в отношении учебных предметов "Физика" и "Химия". |
Искусство |
Примерная образовательная программа учебного курса "Искусство. Основы инфографики" предметной области "Искусство" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Рекомендуется для организации урочной и внеурочной деятельности. |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Образовательный модуль "Тэг-регби" по учебному предмету "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего и основного общего образования |
Учебный модуль для углубленного изучения учебного предмета "Физическая культура" |
Примерная программа учебного модуля "Шахматы в школе" предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Рекомендуется для организации урочной деятельности. "Шахматы в школе" является учебным модулем предмета "Физическая культура" |
|
Примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (модуль "Хоккей") для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования |
Модуль может реализовываться в рамках третьего часа урока физической культуры в 5 - 9 классах |
|
Примерная образовательная программа по модулю "Футбол для всех" предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования |
Рекомендуется для организации учебной деятельности. Учебный модуль расширяет и дополняет знания, полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" |
|
Примерная образовательная программа учебного курса "Информационная безопасность" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования |
Реализация программы учебного курса возможна как дополнительный модуль обучения в интеграции с предметами "Информатика" и (или) "ОБЖ" для двух возрастных групп: 5-6 и 7-9 классов. |
|
Уровень среднего общего образования | ||
Родной язык и родная литература |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Родная (чувашская) литература" для 10-11 классов среднего общего образования |
Обязательный учебный предмет по выбору из числа учебных предметов в данной предметной области |
Примерная образовательная программа учебного предмета "Родной (чувашский) язык" для 10-11 классов среднего общего образования |
Обязательный учебный предмет по выбору из числа учебных предметов в данной предметной области |
|
Общественные науки |
Примерная образовательная программа учебного курса "Финансовая грамотность. Цифровой мир" предметной области "Общественные науки" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования |
Программа может быть предназначена для использования во внеурочной деятельности |
Примерная программа учебного курса "Школа волонтёра" (предметная область "Общественные науки") для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования |
Рекомендуется как курс внеурочной деятельности для реализации социального и духовно-нравственного направлений внеурочной деятельности в 10-11 классах |
|
Математика и информатика |
Примерная образовательная программа учебного курса "Информационная безопасность" для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования |
Реализация программы учебного курса возможна в разных формах: - в интеграции с предметами "Обществознание" и "Информатика" (раздел "Социальная информатика") для 10-11 классов; - в рамках отдельного учебного курса "Информационная безопасность" для внеурочной деятельности по выбору из объема часов, формируемых самостоятельно образовательной организацией; - в рамках часов, предусмотренных по программе воспитания (социализации) в образовательной организации среднего общего образования. |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Примерная образовательная программа учебного курса "Индивидуальный проект. Актуальная экология" предметной области "Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности" для 10-11 классов образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования |
Программа может быть использована как основа для создания авторских рабочих программ самостоятельного учебного курса "Индивидуальный проект" для общеобразовательных организаций на уровне среднего общего образования. |
Примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (модуль "Хоккей") для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования |
Модуль может реализовываться в рамках третьего часа урока физической культуры в 10 - 11 классах |
|
Примерная образовательная программа по модулю "Футбол для всех" предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования |
Рекомендуется для организации учебной деятельности. Учебный модуль расширяет и дополняет знания, полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета "Физическая культура" |
|
Адаптированные основные общеобразовательные программы | ||
Комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированным основным общеобразовательным программам образования |
- для обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - для обучающихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи; - для глухих обучающихся 2-3 классов; - для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 2-3 классов; - для обучающихся 2-3 классов с расстройствами аутистического спектра; - для обучающихся 2-3 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - для слабовидящих обучающихся 2-3 классов; - для слепых обучающихся 2-3 классов; - для обучающихся с задержкой психического развития 2-3 классов. |
4. Описание действий (бездействий) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ведущих к нарушениям обязательных требований
Деяния организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведущие к нарушениям обязательных требований |
Нарушаемое нормативное положение |
Осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями, утратившими силу |
Нарушение требований, установленных действующими нормативными правовыми актами. |
5. Меры юридической ответственности, принимаемые в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и (или) в отношении их должностных лиц по фактам выявленных нарушений обязательных требований, выявленных при проведении проверки
Меры юридической ответственности, принимаемые в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и (или) в отношении их должностных лиц по фактам выявленных нарушений обязательных требований установлены:
статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Мерами юридической ответственности могут быть:
предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения,
запрет приема в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично;
приостановка лицензии на образовательную деятельность полностью или частично;
аннулирование лицензии на образовательную деятельность;
приостановка действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
аннулирование государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
направление в вышестоящий орган местного самоуправления предложения о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;
возбуждение дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Рекомендации по разработке локальных нормативных актов в рамках новых нормативных документов
В связи с изменением требований законодательства в сфере образования отдельные локальные нормативные акты образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требуют актуализации.
Положение нормативного правового акта |
Вопрос, регламентирующий локальным нормативным актом |
Пункт 2 Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Минобрнауки России N 845, Минпросвещения России N 369 от 30.07.2020 (далее - Порядок зачёта). |
Установление формы и порядка подачи заявления, в том числе возможности его подачи в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
Пункт 3 Порядка зачёта. |
Установление порядка зачета результатов пройденного обучения, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации, полученными в иностранном государстве, которые не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также подтверждаемых документами об обучении, выданными иностранными организациями. |
Пункт 6 Порядка зачёта. |
Процедура установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной обучающимся образовательной программе (ее части) планируемым результатам обучения по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения. |
Пункт 8 Порядка зачёта. |
Порядок перевода обучающихся, которому произведен зачет, на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение. |
Пункт 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённого приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (далее - Порядок реализации программы по сетевой форме) |
Порядок внесения изменений в образовательную программу в случае перехода к использованию сетевой формы реализации |
Пункт 9 Порядка реализации программы по сетевой форме. |
Порядок перевода обучающихся в образовательную организацию-участника без отчисления из базовой организации. |
Пункт 16 Порядка реализации программы по сетевой форме. |
Порядок внесения изменений в образовательную программу в случае реализации оставшейся её части без использования сетевой формы. |
Пункт 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373. |
Установление режима работы образовательной организации. |
Пункт 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утверждённого приказом Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438. |
Установление порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании. |
Пункт 15 Положения о практической подготовке обучающихся, утверждённого приказом Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020. |
Порядок обеспечения обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период. |
Части 2-4 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся |
Установление полномочий советов родителей и обучающихся, представительных органов обучающихся и работников образовательной организации (при их наличии) в разработке и принятии рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 18 декабря 2020 г. N 1826 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.