Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 июня 2021 г. N 3а-440/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2021 г. N 66а-2620/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Ковалюка М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюрина Николая Владимировича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2014 года N 429 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", возмещении судебных расходов,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2014 года N 429 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", согласно приложению к данному постановлению утверждены границы и режим использования объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", расположенного по адресу: Республика Татарстан, Спасский муниципальный район.
Указанное постановление с приложениями опубликовано в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 11 июля 2014 года N 52, ст. 1633.
В приложении к данному нормативному правовому акту изображены границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", содержатся картографическое описание границ территории указанного объекта культурного наследия, координаты поворотных точек этих границ и режим использования территории объекта культурного наследия.
Тюрин Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2014 года N 429 недействующим, полагая его противоречащим Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По мнению административного истца, оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку принят неправомочным органом. Кроме того, Тюрин Н.В. указывает, что объект культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства" не признавался объектом культурного наследия федерального значения, поэтому не зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия Верия О.В. административный иск не признала.
Тюрин Н.В. надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии со статьей 3 которого к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 91 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (подпункт 7), установление границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр (подпункт 10).
На основании пункта 6 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относилось утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия указанного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что объект культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства" не признавался объектом культурного наследия федерального значения и не зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до дня вступления в силу данного федерального закона, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ) (пункты 3 и 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 данной статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ, должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 7 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, в котором закреплено, что разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3); проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5).
Объект культурного наследия "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства" был впервые был принят под государственную охрану постановлением Совета Министров Татарской АССР от 30 октября 1959 года N 591 как археологический памятник, имеющий всесоюзное значение. В дальнейшем был включен в список памятников археологии, подлежащих охране как памятник государственного значения, постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 октября 1992 года N 571 была установлена территория Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и режим ее использования.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" объект культурного наследия "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства" отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, подлежащих включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
23 июня 2014 года на 38-й сессии Комитета Всемирного наследия было принято решение включить историко-археологический комплекс "Булгар", в который входит объект культурного наследия "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 11 августа 2017 года N 99560-р объект культурного наследия "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", X-XV вв., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Спасский район, город Болгар, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 161440047230006.
При этом суд отмечает, что вопреки доводам административного истца границы территории и предмет охраны объекта культурного наследия "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства" был разработан на основе необходимых историко-культурных исследований в соответствии с пунктом 3 названных выше требований к составлению проектов границ.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2014 года N 429 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Тюрина Николая Владимировича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2014 года N 429 "Об установлении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Городище "Болгар" - столица Болгарского государства", возмещении судебных расходов отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 июня 2021 г. N 3а-440/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 21 сентября 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2021 г. N 66а-2620/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения