В целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при 1 [резиденте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. N 10, Паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 30 ноября 2016 г. N 11, приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей", постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2021 г. N 81 "О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл.
2. Определить ответственным за организацию процедуры проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Республике Марий Эл.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Марий Эл Антоничеву Н.Б.
Министр |
Н.В. Адамова |
Утверждены
приказом Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 6 июля 2021 г. N 656
Требования
к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансировании дополнительного образования детей в Республике Марий Эл
I. Общие положения
1. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл (далее - Требования) разработаны с целью установления единых подходов к экспертной оценке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на соответствие действующему законодательству.
2. Требования разработаны на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
3. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, указанные в настоящем документе, являются минимальными для направления программы на независимую оценку качества (общественную экспертизу).
II. Требования к структуре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
4. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
5. Подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
6. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
7. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл должны иметь следующую структуру:
Титульный лист.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
Пояснительная записка / общая характеристика программы.
Цель и задачи программы.
Объем программы.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Учебный план.
Календарный учебный график.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Условия реализации программы.
Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы.
Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником информации для идентификации документа. На титульном листе указывается:
полное наименование учредителя (прописными буквами);
полное наименование образовательной организации (прописными буквами);
сведения об утверждении программы (номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом учреждения (в соответствии с уставом образовательной организации), гриф утверждения программы (в соответствии с локальным актом: номер приказа руководителя образовательной организации об утверждении программы, подпись, печать);
полное наименование программы;
ID программы;
направленность и уровень программы; категория и возраст обучающихся;
срок освоения программы; объем часов;
Фамилия И.О., должность разработчика (разработчиков программы);
название города, населенного пункта; год разработки программы.
Титульный лист дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы оформляется в соответствии с Приложением 1.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Данный раздел включает в себя: пояснительную записку/общую характеристику программы, цель и задачи программы, объем, содержание программы, планируемые результаты освоения программы.
1.1. Общая характеристика программы/пояснительная записка:
направленность программы - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная;
актуальность программы - своевременность, современность программы;
отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных;
отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
адресат программы - примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
срок освоения программы определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризует продолжительность программы (количество недель, месяцев, лет), необходимых для её освоения;
формы обучения (очная, очно-заочная, заочная или с использованием сочетания различных форм обучения);
уровень программы (стартовый (ознакомительный), базовый, углубленный), если программа относится к разноуровневым программам;
особенности организации образовательного процесса: формы реализации образовательной программы (с использованием сетевого взаимодействия, построенная по модульному принципу, с использованием дистанционных образовательных технологий, с использованием электронного обучения), организационные формы обучения (групповые, индивидуальные или всем составом, и группах одного возраста или разновозрастных группах);
режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - предполагаемый результат реализации программы, к которому необходимо стремиться. Формулировка цели должна быть краткой, лаконичной, отражать представление о результате обучения по данной программе, должна быть реально достижимой с возможностью оценки степени ее достижения, соответствовать возрастным особенностям детей.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачи должны раскрывать способы и пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
1.3. Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы.
1.4. Содержание программы.
Содержание программы может быть представлено в виде реферативного описания разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.
1.5. Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы, формулируются с учетом цели и содержания программы.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план содержит название разделов, модулей, тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения. Образец оформления учебного плана приведен в таблице 1.
Таблица 1
Образец оформления учебного плана
|
Наименование раздела, модуля, темы |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля |
||
Всего |
в том числе |
||||
теоретические занятия |
практические занятия |
||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Итого объем программы |
|
|
|
|
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может иметь инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть включает общие базовые темы, необходимые для обучения всех обучающихся. Вариативная часть предполагает обучение одарённых обучающихся, а также обучающихся, проявляющих повышенный интерес к какой-либо сфере деятельности. Такой подход к содержанию образовательной деятельности позволяет индивидуализировать процесс обучения в рамках общего количества отведённых часов.
2.2. Календарный учебный график - обязательная составная часть образовательной программы. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебный недель, дней и часов, а также режим занятий. Составляется на учебный год для каждой группы. Образец оформления учебного плана приведен в таблице 2.
Таблица 2
Образец оформления календарного учебного графика
|
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) - должны конкретизировать образовательную программу для конкретной группы обучающихся исходя из их индивидуальных учебных планов, части учебного плана, приходящегося на определенный учебный период в соответствии с календарным учебным графиком.
Структура рабочей программы в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяется нормативным локальным актом образовательной организации.
2.4. Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы (материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение), в том числе для детей с ОВЗ, инвалидностью.
2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации отражают достижение цели и задач, индивидуальны для каждой программы, соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте образовательной организации.
2.6. Оценочные материалы - перечень диагностических методик (с указанием авторства и их целевого назначения), позволяющих определить достижение планируемых результатов по годам обучения.
2.7. Методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции - указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации; формы организации и алгоритм учебного занятия; дидактические материалы.
2.8. Список литературы и электронных источников - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ).
Приложение N 1
к Требованиям к дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим
программам для прохождения независимой
оценки качества (общественной экспертизы)
в рамках включения в систему
персонифицированного
финансирования дополнительного
образования детей в
Республике Марий Эл
Титульный лист
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Наименование учредителя образовательной организации наименование образовательной организации
________________________________________________________________
Принято/утвержден Утверждаю
методическим/педагогическим Руководитель образовательной организации
советом
____________________________ _____________________ И.О. Фамилия
(сокращенное наименование (подпись)
образовательной организации)
Протокол от "__"___ 20_ г. N__ "____"________ 20____ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(_____________________________________________________________)
(наименование программы)
ID программы:
Направленность программы:
Уровень программы:
Категория и возраст обучающихся:
Срок освоения программы:
Объем часов:
Фамилия И.О., должность разработчика(ов) программы:
Наименование города, населенного пункта
Год разработки программы
______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 6 июля 2021 г. N 656 "Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансировании дополнительного образования детей в Республике Марий Эл"
Вступает в силу по истечении 10 календарных дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был