г.Калуга |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А64-2550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
В.И. Смирнова М.М. Нарусова У.В. Серокуровой |
||
при участии в заседании от истца: ООО "Национальная почтовая служба - Тамбов"
от ответчиков: АО "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области |
Максимова М.А. - представитель по доверенности от 15.12.2020 N 34;
Тюляев Г.С. - представитель по доверенности от 19.05.2021 N 77 АГ 6995948; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АО "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А64-2550/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов" (далее - истец, ООО "НПС-Тамбов") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области (далее - ответчик, АО "Почта России" в лице УФПС по Тамбовской области) об урегулировании разногласий, возникших при заключении межоператорского договора, в котором просило урегулировать следующие спорные пункты договора, изложив их в следующей редакции:
абзац 7 пункта 1: "Почтовые отправления Оператора - ранее принятые Оператором и оплаченные ему отправителем внутренние почтовые отправления (почтовые карточки (категории простые, заказные), письма, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), бандероли, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), отвечающие требованиям, изложенным в приложении N 6 к настоящему Договору, и передаваемые Исполнителю в порядке обмена для целей их последующей обработки, перевозки, доставки (вручения) адресатам и возврата в место обмена (далее -Отправления)";
пункт 2.1: "Оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Оператору в пределах Российской Федерации следующие услуги: - комплексную услугу по обмену с Оператором, обработке, перевозке, доставке (вручению) Отправлений с использованием сети почтовой связи; - дополнительную услугу по возврату Отправлений Оператору в место обмена Отправлениями в случае невозможности их доставки (вручения); - дополнительную услугу по возврату Оператору в место обмена Отправлениями Уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении (далее - Услуги)";
пункт 2.6: "В рамках Услуг не пересылаются Отправления с наложенным платежом";
пункт 3.1.6: "В зависимости от вида и категории почтового отправления на его адресной стороне, адресном ярлыке сделать следующие отметки:
* на простых почтовых отправлениях - "Межоператорское";
* на заказных почтовых отправлениях - "Межоператорское" "Заказное";
* на заказных почтовых отправлениях с разрядом - "Межоператорское" "Заказное" и указанием соответствующего разряда;
* на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении -"Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением";
* на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении и разрядом - "Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением" и указанием соответствующего разряда;
- на почтовых отправлениях с объявленной ценностью - "Межоператорское" "Ценность на сумму рублей";
пункт 3.3.16 договора: "Возвратить в место обмена Отправлениями все Отправления (за исключением Отправлений, от возврата которых Оператор в соответствии с пунктом 3.2.3 настоящего Договора отказался), уведомления о вручении обмен которыми совершен по настоящему Договору, в случае невозможности их доставки (вручения) адресату (по причине истечения срока хранения, отказа адресата от получения, отсутствия/некорректно указанного почтового адреса адресата и т.п.) в контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции";
пункт 3.3.16.1: "Возвратить в место обмена Отправлениями и осуществить передачу Оператору уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении. Осуществлять вручение возвращенных в место обмена Отправлений Оператору за отдельную плату по тарифу, действующему на момент оформления возврата Отправлений, по списку ф.104-в";
пункт 10.1: "Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2020 года. В случае, если ни одна из Сторон не позднее 30 дней до истечения срока действия Договора письменно не уведомит другую о намерении прекратить договор в связи с окончанием срока его действия, настоящий Договор подлежит пролонгации на следующий календарный год" (с учётом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 исковые требования удовлетворены. Суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО "НПС - Тамбов" и АО "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области при заключении межоператорского договора, изложив спорные пункты (условия) в следующей редакции:
абзац 7 пункта 1 межоператорского договора изложить в редакции:
"Почтовые отправления Оператора - ранее принятые Оператором и оплаченные ему отправителем внутренние почтовые отправления (почтовые карточки (категории простые, заказные), письма, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), бандероли, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), отвечающие требованиям, изложенным в приложении N 6 к настоящему Договору, и передаваемые Исполнителю в порядке обмена для целей их последующей обработки, перевозки, доставки (вручения) адресатам и возврата в место обмена (далее -Отправления)";
пункт 2.1 межоператорского договора изложить в редакции:
"Оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Оператору в пределах Российской Федерации следующие услуги:
* комплексную услугу по обмену с Оператором, обработке, перевозке, доставке (вручению) Отправлений с использованием сети почтовой связи;
* дополнительную услугу по возврату Отправлений Оператору в место обмена Отправлениями в случае невозможности их доставки (вручения);
- дополнительную услугу по возврату Оператору в место обмена Отправлениями Уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении (далее -Услуги)";
пункт 2.6 Межоператорского договора изложить в редакции:
"В рамках Услуг не пересылаются Отправления с наложенным платежом";
пункт 3.1.6 Межоператорского договора изложить в редакции:
"В зависимости от вида и категории почтового отправления на его адресной стороне, адресном ярлыке сделать следующие отметки:
* на простых почтовых отправлениях - "Межоператорское";
* на заказных почтовых отправлениях - "Межоператорское" "Заказное";
* на заказных почтовых отправлениях с разрядом - "Межоператорское" "Заказное" и указанием соответствующего разряда;
* на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении -"Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением";
* на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении и разрядом -"Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением" и указанием соответствующего разряда;
- на почтовых отправлениях с объявленной ценностью - "Межоператорское" "Ценность на сумму рублей";
пункт 3.3.16 Межоператорского договора изложить в редакции:
"Возвратить в место обмена Отправлениями все Отправления (за исключением Отправлений, от возврата которых Оператор в соответствии с п. 3.2.3 настоящего Договора отказался), уведомления о вручении обмен которыми совершен по настоящему Договору, в случае невозможности их доставки (вручения) адресату (по причине истечения срока хранения, отказа адресата от получения, отсутствия/некорректно указанного почтового адреса адресата и т.п.) в контрольные сроки пересыпки письменной корреспонденции";
пункт 3.3.16.1 Межоператорского договора изложить в редакции:
"Возвратить в место обмена Отправлениями и осуществить передачу Оператору уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении.
Осуществлять вручение возвращенных в место обмена Отправлений Оператору за отдельную плату по тарифу, действующему на момент оформления возврата Отправлений, по списку ф.104-в".
Установить срок действия договора в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Пункт 10.1 Межоператорского договора изложить в редакции:
"В случае, если ни одна из Сторон не позднее 30 дней до истечения срока действия Договора письменно не уведомит другую о намерении прекратить договор в связи с окончанием срока его действия, настоящий Договор продолжает действие и распространяется на отношения сторон на тот же срок".
Судом так же взысканы с АО "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области в пользу ООО "Национальная почтовая служба - Тамбов" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением АО "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт. Общество указывает на нарушения норм материального и процессуального права.
ООО "НПС - Тамбов" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось определением от 07.10.2021 на 08.12.2021.
Представители ответчика и истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё соответственно.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе, отзыве на неё, выслушав представителей сторон по делу, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, при заключении договора оказания услуг межоператорского обмена между сторонами возникли разногласия по ряду условий, которые были отражены в протоколе разногласий к межоператорскому договору и протоколе согласования разногласий к межоператорскому договору.
Поскольку стороны не пришли к соглашению в отношении редакции ряда положений названного договора, ООО "НПС-Тамбов" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением АО "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учетом следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда 5 содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
На основании статьи 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса, либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Как обоснованно установлено судами обе стороны настоящего спора являются операторами почтовой связи, имеют соответствующую лицензию в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) и "Правилами оказания услуг почтовой связи", утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи, Правила N 234).
При этом предметом спора является согласование условий договора о предоставлении доступа к услугам межоператорского обмена в отношении почтовой корреспонденции разряда судебное, административное, в отношении регистрируемых почтовых отправлений с уведомлением о вручении и возможности пролонгации договора на новый срок.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по предоставлению услуг общедоступной почтовой связи относится к сфере естественных монополий.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку АО "Почта России" является организацией федеральной почтовой связи по оказанию услуг почтовой связи, включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, на ответчике в силу вышеприведённых законоположений, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1640 лежит обязанность по заключению такого договора с организацией почтовой связи, имеющей лицензию.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1640 утверждены "Правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, предусматривающие услугу межоператорского обмена" (далее - Правила недискриминационного доступа, Правила N 1640).
Согласно статье 2 Закона о почтовой связи услуга почтовой связи представляет собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Как следует из пункта 3 Правил оказания услуг почтовой связи услуги почтовой связи подразделяются на: универсальные услуги почтовой связи и иные услуги.
Особенности универсальных услуг почтовой связи приведены, в том числе в пунктах 13, 24 Правил N 234. Так, согласно пункту 13 Правил N 234 письменная корреспонденция пересылаемая при оказании универсальных услуг почтовой связи, должна соответствовать предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, указанным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Оператор почтовой связи, оказывающий универсальные услуги почтовой связи, не вправе отказать пользователю услугами почтовой связи в приеме внутренней письменной корреспонденции, если она соответствует предельной массе, допустимому вложению и предельным размерам, указанным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В силу пункта 24 Правил N 234 плата за оказание услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, не должна превышать предельный уровень тарифов, установленных для универсальных услуг почтовой связи.
Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Далее, как указано в пункте 10 Правил N 234 по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:
а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил; (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13.02.2018 N 61)
б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.
Регистрируемые почтовые отправления (почтовые переводы) могут пересылаться с уведомлением о вручении (в международном почтовом обмене - с уведомлением о получении) (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление (выплачен почтовый перевод).
Перечень видов и категорий почтовых отправлений, пересылаемых с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом, определяется операторами почтовой связи.
На основании пункта 15 Правил N 234 операторы почтовой связи вправе установить разряды почтовых отправлений (почтовых переводов) в зависимости от категории отправителей, прием, пересылка и доставка которых осуществляются в приоритетном порядке по установленным тарифам, предусмотренным для соответствующих видов почтовых отправлений (почтовых переводов).
Особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а также разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов), устанавливаются настоящими правилами.
Таким образом, почтовые услуги могут являться универсальными и в этом случае порядок и условия их оказания регламентирован Правилами N 234; почтовые отправления по своей категории могут являться простыми, либо регистрируемыми; в зависимости от категории отправителей почтовым отправлениям может быть присвоен разряд, в том числе "судебное", "административное", особенности почтовых операций с данными разрядами отправлений регламентирован Правилами N 234. Основные виды внутренних почтовых отправлений приведены в пункте 11 Правил N 234.
Как верно указано судами пункт 9 Правил недискриминационного доступа устанавливает следующие существенные условия для заключаемого договора оказания услуг межоператорского обмена: а) перечень объектов сети почтовой связи, в которых предоставляется доступ к услугам межоператорского обмена (наименование, местонахождение); б) перечень услуг межоператорского обмена; в) объем, состав, сроки, условия и порядок оказания услуг межоператорского обмена; г) требования к письменной корреспонденции, пересылаемой в рамках услуг межоператорского обмена (в том числе требования к количеству, весу, размеру, упаковке и оформлению письменной корреспонденции); д) ответственность владельца сети общедоступной почтовой связи за нарушение объема и состава услуг межоператорского обмена; с) ответственность пользователя услугами межоператорского обмена за нарушение требований к письменной корреспонденции и условий предоставления услуг межоператорского обмена; ж) размер, порядок предоставления и сроки оплаты межоператорского обмена; з) срок действия договора; и) порядок приостановления исполнения, изменения и расторжения договора.
Далее, в Правилах недискриминационного доступа указано, что при организации доступа к услугам межоператорского обмена владелец сети общедоступной почтовой связи обязан в каждом таком объекте сети общедоступной почтовой связи предоставить следующие услуги:
межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату;
межоператорский обмен с обработкой и перевозкой письменной корреспонденции между объектами почтовой связи, определенными для оказания услуг межоператорского обмена;
межоператорский обмен с перевозкой письменной корреспонденции по определенному маршруту.
Также согласно Правил недискриминационного доступа услуга межоператорского обмена - комплекс производственно-технологических операций, осуществляемых с использованием производственных мощностей сети общедоступной почтовой связи, включающий в себя в том числе операции по обработке, перевозке, доставке (вручению) письменной корреспонденции
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что владелец сети общедоступной почтовой связи не вправе отказать иному оператору почтовой связи оказать услугу межоператорского обмена, то есть осуществить операции с письменной корреспонденцией, в отношении которой оказываются услуги универсальной почтовой связи потребителям.
Поэтому вывод судебных актов о том, что фактически услуга межоператорского обмена содержит один и тот же набор технологических операций, за исключением операции по приему корреспонденции, что законодательство о почтовой связи, а также Правила недискриминационного доступа не устанавливают какие-либо ограничения относительно разрядов писем и категорий операторов, которые могут осуществлять пересылку писем разряда "Судебное" и "Административное", является верным.
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными пользователями услугами межоператорского обмена в случае наличия технологической и экономической возможности оказания услуг межоператорского обмена, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не допускается.
В пункте 1.4 "Порядка оказания услуги межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 02.09.2019 N 447-п (далее - Приказ N 447-п), указано, что при оказании услуги пересылка почтовых отправлений разрядов "судебное" и "административное" не предусмотрена в связи с отсутствием технологической возможности, являющейся необходимым условием при оказании услуги в соответствии с Правилам недискриминационного доступа.
В пункте 2 Правил недискриминационного доступа под "технологической возможностью доступа к услугам межоператорского обмена" понимается соответствие пропускной способности сети общедоступной почтовой связи объему оказания общедоступных услуг почтовой связи, планируемому владельцем сети общедоступной почтовой связи, и наличие резерва пропускной способности для предоставления доступа к услугам межоператорского обмена с учетом установленных законодательством Российской Федерации параметров качества общедоступных услуг почтовой связи.
В настоящем деле ответчиком не представлено доказательств отсутствия технологической возможности оказания услуг истцу в части межоператорского обмена в отношении корреспонденции разряда "судебное" и "административное", в том числе, несоответствия пропускной способности сети общедоступной почтовой связи объему оказания универсальных услуг почтовой связи.
Довод ответчика о том, что пересылка писем разряда "судебное" и "административное" в рамках межоператорского обмена будет нарушать Правила оказания услуг почтовой связи в части сокращенных сроков хранения и возврата корреспонденции специальных разрядов, правомерно был признан судом несостоятельным. Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257. Контрольные сроки пересылки писем, вне зависимости от разрядов "судебное" и "административное", в обязательном порядке обязаны соблюдать все операторы связи.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.10.2017 N 215 в качестве критерия проверки качества оказания услуг почтовой связи установлено соблюдение оператором почтовой связи особенностей доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а именно: абзаца 2 пункта 15, пунктов 34, 35, 45 Правил оказания услуг почтовой связи.
В законодательстве определены сокращенные сроки хранения корреспонденции разряда "судебное" и "административное". Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При этом срок хранения не влияет на срок пересылки между объектами почтовой связи.
Кроме того, операция по хранению почтовой корреспонденции в рамках межоператорского взаимодействия осуществляет именно АО "Почта России".
Иной оператор связи своими действиями не может оказать влияния на соблюдение сроков хранения письма. Установленные Правилами особенности доставки и сокращенные сроки хранения писем разряда "судебное" и "административное" не свидетельствуют о запрете или невозможности любому оператору, имеющему лицензию, в том числе посредством межоператорского обмена, оказывать такие услуги с соблюдением всех установленных контрольных сроков пересылки.
Несостоятельным также был признан довод ответчика о невозможности соблюдения в таком случае пункта 34 Правил и пункта 11.9 Порядка N 98-п в части возврата почтового отправления по обратному адресу при межоператорском обмене корреспонденцией разряда "судебное" и "административное".
Согласно пункту 34 Правил не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. Приведенный пункт Правил предусматривает возврат по обратному адрес всех видов почтовых отправлений, а не только судебных и административных. Процедура возврата писем, отнесенных к разрядам "судебное" и "административное", аналогична процедуре возврата обычной (иной) корреспонденции. Возврат по обратному адресу осуществляется (может осуществляться) через пункт обмена двух операторов, когда АО "Почта России" возвращает письмо до пункта обмена, а другой оператор связи - непосредственно отправителю.
Такое условие взаимодействия полностью обеспечивает соблюдение положений Правил о возврате не полученного письма по обратному адресу.
Не может быть признан обоснованным и довод ответчика о невозможности пересылки писем разряда "судебное" и "административное" в рамках межоператорского договора по причине того, что в этом случае у ответчика отсутствуют прямые договоры с отправителями - судебными и административным органами, вследствие чего корреспонденция от оператора относится к разряду "межоператорское" и не может одновременно считаться разрядом "судебным" и "административным".
Однако, при межоператорском взаимодействии фактический отправитель не меняется в зависимости от того, кто занимается пересылкой его письма - только ответчик или истец и ответчик совместно. Фактическим отправителем письма, у которого имеется потребность в пересылке, остается судебный или административный орган.
Ссылка подателя кассационной жалобы на пункты 4.2, 4.4 Инструкции, утверждённой Приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 N 161, как устанавливающей необходимость направления судебных дел (материалов), документов посредством почтовой связи общего пользования, осуществляемой акционерным обществом "Почта России", подлежит отклонению, поскольку указанная инструкция не содержит исчерпывающего перечня операторов почтовой связи.
В ходе рассмотрения дела ответчик также ссылался на необходимость исключения пересылки уведомлений о вручении почтового отправления из предмета межоператорского договора, поскольку данная услуга является дополнительной.
Однако, как верно указано судами в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечней лицензионных условий" (далее - Постановление Правительства N 87) установлен Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, который состоит, в том числе, в обеспечении предоставления пользователю: а) приема почтовых отправлений; б) обработки почтовых отправлений; в) перевозки почтовых отправлений: г) доставки (вручения) почтовых отправлений; д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
Постановлением Правительства N 87 предусмотрено сопровождение оказания услуг почтовой связи предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Поэтому с учетом положений Закона о почтовой связи, Правил недискриминационного доступа уведомление о доставке является частью почтовой услуги, поскольку пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу пересылки письма до его доставки адресату, в том числе с уведомлением отправителя.
Следовательно, уведомление о вручении почтовой корреспонденции не существует технологически самостоятельно, в отрыве от предшествующего этому этапа доставки (вручения), и является составляющей услуги доставки (вручения) отдельных видов регистрируемых почтовых отправлений.
Операция по обработке почтовых отправлений как часть процесса оказания услуг почтовой связи в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи и пунктами 2, 6 Правил недискриминационного доступа включает в себя, в том числе, и оформление уведомлений о вручении с присвоением им идентификационного номера согласно номеру соответствующего почтового отправления, с указанием штрих кода и дополнительно информации о вложении в почтовое отправление.
Таким образом, если конкретное действие законодательно отнесено к услугам общедоступной универсальной почтовой связи, то такая операция должна быть предоставлена и в рамках межоператорского обмена.
Поскольку регистрируемые почтовые отправления с уведомлением о вручении являются разновидностью письменной корреспонденции, отказ АО "Почта России" во включении в договор данного вида отправлений (уведомлений о вручении) является нарушением пунктов 2.3.6 и 8 Правил недискриминационного доступа к услугам почтовой связи.
Из письма АО "Почта России" от 26.08.2019 N 1.5.4.2.1.2-10/12967 также следует, что уведомление о вручении может быть возвращено лицу, не являющемуся отправителем, как это и предусмотрено Правилами N 234, что не противоречит возможности возвратить уведомление о вручении почтового отправления, пересылаемого по межоператорскому договору альтернативному оператору почтовой связи в пункт обмена операторов. Правила недискриминационного доступа не предусматривают изъятий относительно услуг, технологически связанных с основными операциями по приему; обработке, доставке и возврату отправления.
Ответчиком не представлено доказательств наличия технологических ограничений к пересылке уведомлений и наличия необоснованных финансовых затрат АО "Почта России" к исполнению этого условия.
Довод кассационной жалобы о невозможности включения в договор условия о так называемой "автоматической" пролонгации, поскольку при наличии у ответчика типового договора на оказание услуг межоператорского обмена, создается риск возникновения дискриминационных условий, что ставит истца в привилегированное положение по отношению к иным альтернативным операторам, не может быть принят, поскольку типовой договор, разработанный и утверждённый в АО "Почта России" для всех иных операторов почтовой связи, по своему содержанию не должен противоречит требованиям законодательства и положениям Правил N 234 и Правил N 1640, поэтому не ставит истца в привилегированное положение по сравнению с иными операторами связи в части оказания универсальных услуг почтовой связи.
Кроме того, как обоснованно указано судами, предложенная истцом формулировка условия о продлении срока действия межоператорского договора предусматривает возможность прекращения договора посредством направления соответствующего уведомления в адрес другой стороны за 30 дней до истечения срока действия договора.
Таким образом, в случае наличия существенных и объективно обоснованных факторами правового, технологического и экономического характера изменений в типовой форме межоператорского договора, которые могут повлечь негативные последствия для всех участников рынка оказания услуг почтовой связи, у АО "Почта России" имеется способ их предотвращения, путем направления соответствующего уведомления и заключения договора на иных условиях либо путем подписания дополнительного соглашения об изменении условий действующего межоператорского договора.
Также поскольку типовой договор оказания услуг межоператорского обмена является публичным договором, к нему применяется правила о договоре присоединения и о публичном договоре. Согласно пункту 2 статьи 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее условиях" разъяснено, что при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условии суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. В частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон; выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным; учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на рынке; учитывает наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры, а также возможность заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях.
Судами первой и апелляционной инстанции было принято во внимание то, что в договорных отношениях ООО "НПС-Тамбов" находится в существенной рыночной зависимости от АО "Почта России". В своей деятельности ООО "НПС-Тамбов" необходимо использовать часть инфраструктуры АО "Почта России" в целях пересылки письменной корреспонденции. Возможность приобретения услуги, аналогичной той, которую предоставляет АО "Почта России" по межоператорскому договору, у истца не имеется. Предложенные ответчиком условия договора об исключении услуги по пересылке почтовых отправлений разряда "судебное" и "административное", а также почтовых отправлений с уведомлениями о вручении, являются объективно невыгодными для ООО "НПС-Тамбов", поскольку создают препятствия для доступа к осуществлению предпринимательской деятельности по исполнению договора на оказание услуг почтовой связи с судебными и административными органами, а также содержащих в составе услуг пересылку уведомлений о вручении.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанции об утверждении спорных пунктов межоператорского договора в редакции истца.
Несогласие ответчика с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А64-2550/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
М.М. Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.