г. Воронеж |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А64-2550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 31 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Березкиным А.Е.,
при участии:
от акционерного общества "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области: Тюляев Г.С., представитель по доверенности N 77 АГ 6995948 от 19.05.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов": Максимова М.А., представитель по доверенности N 16 от 02.03.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000) в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 по делу N А64-2550/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов" (ОГРН 1156829004122, ИНН 6829111112) к акционерному обществу "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов" (далее - истец, ООО "НПС-Тамбов") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области (далее - ответчик, АО "Почта России" в лице УФПС по Тамбовской области) об урегулировании разногласий, возникших при заключении межоператорского договора, в котором просило урегулировать следующие спорные пункты договора, изложив их в следующей редакции:
абзац 7 пункта 1: "Почтовые отправления Оператора - ранее принятые Оператором и оплаченные ему отправителем внутренние почтовые отправления (почтовые карточки (категории простые, заказные), письма, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), бандероли, в том числе с присвоенным Оператором разрядом (категории простые, заказные, с уведомлением о вручении, с объявленной ценностью не менее 1 (одного) рубля и не более 100 000 (ста тысяч) рублей), отвечающие требованиям, изложенным в приложении N 6 к настоящему Договору, и передаваемые Исполнителю в порядке обмена для целей их последующей обработки, перевозки, доставки (вручения) адресатам и возврата в место обмена (далее - Отправления)";
пункт 2.1: "Оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Оператору в пределах Российской Федерации следующие услуги: - комплексную услугу по обмену с Оператором, обработке, перевозке, доставке (вручению) Отправлений с использованием сети почтовой связи; - дополнительную услугу по возврату Отправлений Оператору в место обмена Отправлениями в случае невозможности их доставки (вручения); - дополнительную услугу по возврату Оператору в место обмена Отправлениями Уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении (далее - Услуги)";
пункт 2.6: "В рамках Услуг не пересылаются Отправления с наложенным платежом";
пункт 3.1.6: "В зависимости от вида и категории почтового отправления на его адресной стороне, адресном ярлыке сделать следующие отметки:
- на простых почтовых отправлениях - "Межоператорское";
- на заказных почтовых отправлениях - "Межоператорское" "Заказное";
- на заказных почтовых отправлениях с разрядом - "Межоператорское" "Заказное" и указанием соответствующего разряда;
- на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении - "Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением";
- на заказных почтовых отправлениях с уведомлением о вручении и разрядом - "Межоператорское" "Заказное" "С уведомлением" и указанием соответствующего разряда;
- на почтовых отправлениях с объявленной ценностью - "Межоператорское" "Ценность на сумму ________ рублей";
пункт 3.3.16 договора: "Возвратить в место обмена Отправлениями все Отправления (за исключением Отправлений, от возврата которых Оператор в соответствии с пунктом 3.2.3 настоящего Договора отказался), уведомления о вручении обмен которыми совершен по настоящему Договору, в случае невозможности их доставки (вручения) адресату (по причине истечения срока хранения, отказа адресата от получения, отсутствия/некорректно указанного почтового адреса адресата и т.п.) в контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции";
пункт 3.3.16.1: "Возвратить в место обмена Отправлениями и осуществить передачу Оператору уведомлений о вручении Отправлений, пересылаемых с уведомлениями о вручении. Осуществлять вручение возвращенных в место обмена Отправлений Оператору за отдельную плату по тарифу, действующему на момент оформления возврата Отправлений, по списку ф.104-в";
пункт 10.1: "Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2020 года. В случае, если ни одна из Сторон не позднее 30 дней до истечения срока действия Договора письменно не уведомит другую о намерении прекратить договор в связи с окончанием срока его действия, настоящий Договор подлежит пролонгации на следующий календарный год" (с учётом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 по делу N А64-2550/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, урегулировать разногласия, возникшие при заключении межоператорского договора, определив спорные условия в редакции условий типовой формы договора, утвержденной приказом АО "Почта России" от 23.01.2020 N 12-п.
В тексте апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что пересылка почтовых отправлений разрядов "судебное" и "административное" в рамках услуги межоператорского обмена недопустима в соответствии с императивными требованиями законодательства. Также заявитель указывает, что почтовые отправления разряда "межоператорское" не подлежат пересылке с уведомлением о вручении. Кроме того, по мнению заявителя, условие о пролонгации договора может привести к нарушению антимонопольного законодательства и созданию дискриминационных условий для альтернативных операторов почтовой связи.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при заключении договора оказания услуг межоператорского обмена между сторонами возникли разногласия по ряду условий, которые были отражены в протоколе разногласий к межоператорскому договору и протоколе согласования разногласий к межоператорскому договору.
Поскольку стороны не пришли к соглашению в отношении редакции ряда положений названного договора, ООО "НПС-Тамбов" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Рассмотрев спор по существу, суд области пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции находит данный вывод правомерным, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
На основании статьи 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса, либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец и ответчик осуществляют деятельность на основании Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) и Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи, Правила).
Так, АО "Почта России" является организацией федеральной почтовой связи по оказанию услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам. АО "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
ООО "НПС-Тамбов" также является оператором почтовой связи по оказанию услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам, которые оказывает на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи N 145870 от 06.10.2015.
Согласно пункту 3.3 Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.04.2015 N 105 (далее - Концепция), лицензия должна являться разрешением, как на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, как и прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, так и на недискриминационный доступ к услугам назначенного оператора почтовой связи в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В целях реализации указанной Концепции постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1640 утверждены Правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи, предусматривающие услугу межоператорского обмена (далее - Правила недискриминационного доступа).
Концепцией развития почтовой связи и Правилами недискриминационного доступа предусмотрена обязанность назначенного оператора - АО "Почта России", как владельца сети общедоступной связи, на основании соответствующего договора предоставлять лицензированным операторам почтовой связи недискриминационный доступ к услугам назначенного оператора, оказываемым им с использованием сети почтовой связи в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ограничение прав операторов почтовой связи на использование сети почтовой связи общего пользования в зависимости от их организационно-правовой формы не допускается, о чем указано в статье 23 Закона о почтовой связи.
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа предоставление доступа к услугам межоператорского обмена осуществляется на основе договора о предоставлении доступа к услугам межоператорского обмена.
Пункт 9 Правил недискриминационного доступа устанавливает следующие существенные условия для заключаемого договора:
а) перечень объектов сети почтовой связи, в которых предоставляется доступ к услугам межоператорского обмена (наименование, местонахождение);
б) перечень услуг межоператорского обмена;
в) объем, состав, сроки, условия и порядок оказания услуг межоператорского обмена;
г) требования к письменной корреспонденции, пересылаемой в рамках услуг межоператорского обмена (в том числе требования к количеству, весу, размеру, упаковке и оформлению письменной корреспонденции);
д) ответственность владельца сети общедоступной почтовой связи за нарушение объема и состава услуг межоператорского обмена;
с) ответственность пользователя услугами межоператорского обмена за нарушение требований к письменной корреспонденции и условий предоставления услуг межоператорского обмена;
ж) размер, порядок предоставления и сроки оплаты межоператорского обмена;
з) срок действия договора;
и) порядок приостановления исполнения, изменения и расторжения договора.
Приведенное положение Правил недискриминационного доступа не определяет содержание условий, подлежащих включению в межоператорский договор, и не устанавливают право государственного оператора на одностороннее установление объема и правил оказания услуг без учета интересов контрагентов.
В силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, в межоператорском договоре должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий, предусмотренных пунктом 9 Правил недискриминационного доступа, в том числе в отношении перечня услуг межоператорского обмена, а также объема, состава, условий и порядка оказания услуг межоператорского обмена.
Согласно статье 2 Закона о почтовой связи услуга почтовой связи представляет собой действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа услуга межоператорского обмена - это комплекс производственно-технологических операций, осуществляемых с использованием производственных мощностей сети общедоступной почтовой связи, включающий в себя, в том числе операции по обработке, перевозке, доставке (вручению) письменной корреспонденции.
В пункте 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что при организации доступа к услугам межоператорского обмена владелец сети общедоступной почтовой связи обязан в каждом таком объекте сети общедоступной почтовой связи предоставить следующие услуги:
- межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату;
- межоператорский обмен с обработкой и перевозкой письменной корреспонденции между объектами почтовой связи, определенными для оказания услуг межоператорского обмена;
- межоператорский обмен с перевозкой письменной корреспонденции по определенному маршруту.
Владелец сети общедоступной почтовой связи не вправе обуславливать получение доступа к услугам межоператорского обмена получением иных платных услуг (пункт 7 Правил недискриминационного доступа).
Фактически услуга межоператорского обмена содержит один и тот же набор технологических операций, за исключением операции по приему корреспонденции.
Как верно отметил суд области, законодательство о почтовой связи, а также Правила недискриминационного доступа не устанавливают какие-либо ограничения относительно разрядов писем и категорий операторов, которые могут осуществлять пересылку писем разряда "Судебное" и "Административное".
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными пользователями услугами межоператорского обмена в случае наличия технологической и экономической возможности оказания услуг межоператорского обмена, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, не допускается.
При этом в пункте 1.4 Порядка оказания услуги межоператорский обмен с обработкой, перевозкой и доставкой (вручением) письменной корреспонденции адресату, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 02.09.2019 N 447-п (далее - Приказ N 447-п), указано, что при оказании услуги пересылка почтовых отправлений разрядов "судебное" и "административное" не предусмотрена в связи с отсутствием технологической возможности, являющейся необходимым условием при оказании услуги в соответствии с Правилам недискриминационного доступа.
В пункте 2 Правил недискриминационного доступа под "технологической возможностью доступа к услугам межоператорского обмена" понимается соответствие пропускной способности сети общедоступной почтовой связи объему оказания общедоступных услуг почтовой связи, планируемому владельцем сети общедоступной почтовой связи, и наличие резерва пропускной способности для предоставления доступа к услугам межоператорского обмена с учетом установленных законодательством Российской Федерации параметров качества общедоступных услуг почтовой связи.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технологической возможности оказания услуг истцу в части межоператорского обмена в отношении корреспонденции разряда "судебное" и "административное", в том числе, несоответствия пропускной способности сети общедоступной почтовой связи объему оказания общедоступных услуг почтовой связи.
Довод ответчика о том, что пересылка писем разряда "судебное" и "административное" в рамках межоператорского обмена будет нарушать Правила оказания услуг почтовой связи в части сокращенных сроков хранения и возврата корреспонденции специальных разрядов, был признан судом несостоятельным.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257.
Контрольные сроки пересылки писем, вне зависимости от разрядов "судебное" и "административное", в обязательном порядке обязаны соблюдать все операторы связи.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.10.2017 N 215 в качестве критерия проверки качества оказания услуг почтовой связи установлено соблюдение оператором почтовой связи особенностей доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "судебное" (почтовых отправлений федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов), а именно: абзаца 2 пункта 15, пунктов 34, 35, 45 Правил оказания услуг почтовой связи.
В законодательстве определены сокращенные сроки хранения корреспонденции разряда "судебное" и "административное".
Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При этом срок хранения не влияет на срок пересылки между объектами почтовой связи.
Кроме того, операция по хранению почтовой корреспонденции в рамках межоператорского взаимодействия осуществляет именно АО "Почта России". Иной оператор связи своими действиями не может оказать влияния на соблюдение сроков хранения письма.
Установленные Правилами особенности доставки и сокращенные сроки хранения писем разряда "судебное" и "административное" не свидетельствуют о запрете или невозможности любому оператору, имеющему лицензию, в том числе посредством межоператорского обмена, оказывать такие услуги с соблюдением всех установленных контрольных сроков пересылки.
Несостоятельным также был признан довод ответчика о невозможности соблюдения в таком случае пункта 34 Правил и пункта 11.9 Порядка N 98-п в части возврата почтового отправления по обратному адресу при межоператорском обмене корреспонденцией разряда "судебное" и "административное".
Согласно пункту 34 Правил не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
Приведенный пункт Правил предусматривает возврат по обратному адрес всех видов почтовых отправлений, а не только судебных и административных. А процедура возврата писем, отнесенных к разрядам "судебное" и "административное", аналогична процедуре возврата обычной (иной) корреспонденции.
Возврат по обратному адресу осуществляется (может осуществляться) через пункт обмена двух операторов, когда АО "Почта России" возвращает письмо до пункта обмена, а другой оператор связи - непосредственно отправителю. Такое условие взаимодействия полностью обеспечивает соблюдение положений Правил о возврате не полученного письма по обратному адресу.
Не может быть признан обоснованным и довод ответчика о невозможности пересылки писем разряда "судебное" и "административное" в рамках межоператорского договора по причине того, что в этом случае у ответчика отсутствуют прямые договоры с судебными и административным органами, вследствие чего корреспонденция от оператора относится к разряду "межоператорское" и не может считаться разрядом "судебным" и "административным".
При межоператорском взаимодействии фактический отправитель не меняется в зависимости от того, кто занимается пересылкой его письма - только ответчик или истец и ответчик совместно. Фактическим отправителем письма, у которого имеется потребность в пересылке, остается судебный или административный орган.
В ходе рассмотрения дела ответчик также ссылался на необходимость исключения пересылки уведомлений о вручении почтового отправления из предмета межоператорского договора.
В соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Согласно статье 17 Закона о почтовой связи деятельность по оказанию услуг почтовой связи осуществляется на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом о связи.
В соответствии со статьей 17 названного Закона лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечней лицензионных условий" (далее - Постановление Правительства N 87) установлен Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, который состоит, в том числе, в обеспечении предоставления пользователю:
а) приема почтовых отправлений;
б) обработки почтовых отправлений;
в) перевозки почтовых отправлений:
г) доставки (вручения) почтовых отправлений;
д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).
Постановлением Правительства N 87 предусмотрено сопровождение оказания услуг почтовой связи предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
С учетом положений Закона о почтовой связи, Правил недискриминационного доступа уведомление о доставке является частью почтовой услуги, поскольку пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу пересылки письма до его доставки адресату, в том числе с уведомлением отправителя.
Следовательно, уведомление о вручении почтовой корреспонденции не существует технологически самостоятельно, в отрыве от предшествующего этому этапа доставки (вручения), и является составляющей услуги доставки (вручения) почтовых отправлений.
Операция по обработке почтовых отправлений как часть процесса оказания услуг почтовой связи в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи и пунктами 2, 6 Правил недискриминационного доступа включает в себя, в том числе, и оформление уведомлений о вручении с присвоением им идентификационного номера согласно номеру соответствующего почтового отправления, с указанием штрих кода и дополнительно информации о вложении в почтовое отправление.
Таким образом, если конкретное действие законодательно отнесено к услугам общедоступной почтовой связи, то такая операция должна быть предоставлена в рамках межоператорского обмена.
Как указывал ответчик в ходе рассмотрения дела, оформление уведомлений о вручении является дополнительной платной услугой, которая может предоставляться по желанию исполнителя и их обязательное включение в межоператорский договор является нарушением пункта 10 Правил.
В пункте 10 Правил установлены лишь категории и виды почтовых отправлений, где указано, что заказные письма являются регистрируемыми почтовыми отправлениями и могут пересылаться с уведомлением о вручении (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление).
В соответствии со статьей 16 Закона о почтовой связи по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
В соответствии с пунктом 10 Правил отправитель дает поручение о пересылке уведомления о вручении непосредственно оператору почтовой связи - контрагенту по договору.
В ходе исполнения межоператорского договора происходит передача оператором почтовой связи в сеть (инфраструктуру) АО "Почта России" почтового отправления, полученного по заданию (поручению) отправителя.
Приведенные ответчиком доводы о невозможности возврата уведомления о вручении фактическому отправителю были правомерно отклонены судом.
При пересылке по межоператорскому договору обычных почтовых отправлений и уведомлений, как их разновидности, имеет место совершение одних и тех же технологических операций по обработке, перевозке, доставке (вручению) отправления.
Из письма АО "Почта России" от 26.08.2019 N 1.5.4.2.1.2-10/12967 следует, что уведомление о вручении может быть возвращено лицу, не являющемуся отправителем, что не противоречит возможности возвратить уведомление о вручении почтового отправления, пересылаемого по межоператорскому договору альтернативному оператору почтовой связи в пункт обмена операторов.
Правила недискриминационного доступа не предусматривают изъятий относительно услуг, технологически связанных с основными операциями по приему; обработке, доставке и возврату отправления. Поскольку регистрируемые почтовые отправления с уведомлением о вручении являются разновидностью письменной корреспонденции, отказ АО "Почта России" во включении в договор данного вида отправлений (уведомлений о вручении) является нарушением пунктов 2.3.6 и 8 Правил недискриминационного доступа к услугам почтовой связи.
Ответчиком не представлено доказательств наличия технологических ограничений к пересылке уведомлений и наличия необоснованных финансовых затрат АО "Почта России" к исполнению этого условия.
Также между сторонами возникли разногласия относительно условия о пролонгации договора по окончании срока его действия.
Как полагает ответчик, данное условие может привести к нарушению антимонопольного законодательства и созданию дискриминационных условий для альтернативных операторов почтовой связи, поскольку типовые формы межоператорских договоров обновляются, а договор с истцом будет заключен на прежних условиях.
Между тем, предложенная истцом формулировка условия о продлении срока действия межоператорского договора предусматривает возможность прекращения договора посредством направления соответствующего уведомления в адрес другой стороны за 30 дней до истечения срока действия договора.
Таким образом, в случае наличия существенных изменений в типовой форме межоператорского договора, которые могут повлечь негативные последствия для всех участников рынка оказания услуг почтовой связи, у АО "Почта России" имеется способ их предотвращения путем направления соответствующего уведомления и заключения договора на иных условиях либо путем подписания дополнительного соглашения об изменении условий действующего межоператорского договора.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора судом области было принято во внимание следующее.
Поскольку типовой договор оказания услуг межоператорского обмена является публичным договором, к нему применяется правила о договоре присоединения и о публичном договоре.
Согласно пункту 2 статьи 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее условиях" разъяснено, что при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условии суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела. В частности, суд определяет фактическое соотношение переговорных возможностей сторон; выясняет, было ли присоединение к предложенным условиям вынужденным; учитывает уровень профессионализма сторон в соответствующей сфере, конкуренцию на рынке; учитывает наличие у присоединившейся стороны реальной возможности вести переговоры, а также возможность заключить аналогичный договор с третьими лицами на иных условиях.
Судом было принято во внимание то, что в договорных отношениях ООО "НПС-Тамбов" находится в существенной рыночной зависимости от АО "Почта России". В своей деятельности ООО "НПС-Тамбов" необходимо использовать часть инфраструктуры АО "Почта России" в целях пересылки письменной корреспонденции.
Возможность приобретения услуги, аналогичной той, которую предоставляет АО "Почта России" по межоператорскому договору, у истца не имеется.
Предложенные ответчиком условия договора об исключении услуги по пересылке почтовых отправлений разряда "судебное" и "административное", а также почтовых отправлений с уведомлениями о вручении, являются объективно невыгодными для ООО "НПС-Тамбов", поскольку создают препятствия для доступа к осуществлению предпринимательской деятельности по исполнению договора на оказание услуг почтовой связи с судебными и административными органами, а также содержащих в составе услуг пересылку уведомлений о вручении.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия апелляционного суда находит обоснованным вывод арбитражного суд области об утверждении спорных пунктов межоператорского договора в редакции истца.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь статьями 65, 110, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.01.2021 по делу N А64-2550/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2550/2020
Истец: ООО "Национальная почтовая служба - Тамбов" "НПС-Тамбов"
Ответчик: АО "Почта России"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд