Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Администрации
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
от 26 июля 2021 г. N 605
Положение
о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - Положение, Система) определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в целях обеспечения системности и комплексности профориентационной деятельности в Лямбирском муниципальном районе.
1.2. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся является неотъемлемым структурным элементом единой муниципальной и региональной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся.
1.3. Нормативно-правовыми основаниями настоящего Положения являются:
1) Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
3) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
4) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
5) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
6) Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 N 204;
7) План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
8) Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
9) Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;
11) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;
12) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;
13) Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24 декабря 2018 года;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Коллегией Министерства просвещения РФ 30 декабря 2018 г.)"
14) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
15) Приоритетный проект "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 года N 9);
16) Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363;
17) Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия на 2014 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451 (в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 31.03.2020 N 190, от 27.11.2020 N 631, от 29.12.2020 N 710, от 29.03.2021 N 126);
18) Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18 июля 2017 г. N 458-Р.
Функционирование Системы направлено на интеграцию и обеспечение взаимодействия всех структур, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в Лямбирском муниципальном районе, в целях формирования единого пространства для взаимодействия образовательной сети и инфраструктуры профориентации.
2. Принципы, цели и задачи Системы
2.1. Муниципальная Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся строится на следующих принципах:
- постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения, которые осуществляются посредством постепенного движения от "мероприятийного" подхода к сквозным программам профориентационной направленности, наполненным образовательными событиями;
- социальное партнерство, обеспечивающее межведомственное взаимодействие на основе полицентрической модели управления Системой, в том числе через государственно-частное партнёрство учреждений образования и предприятий экономической сферы, а также объединений работодателей в решении профориентационных задач;
- практико-ориентированный характер профориентационной работы, который предполагает формирование развёрнутой системы профессиональных проб, нацеленных на формирование и осмысление опыта продуктивной деятельности, погружения в профессионально-трудовой контекст, самооценки и выбора.
2.2. Промежуточная цель - повышение степени управляемости, упорядоченности и согласованности профориентационно-значимой среды в масштабах муниципалитета.
Конечная цель деятельности Системы - формирование у детей и молодежи устойчивой способности к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности, запросам общества в трудовых ресурсах, потребностям района и Республики Мордовия; к непрерывному профессиональному развитию и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда региона, быстро меняющихся технико-технологических основ современного производства.
2.4. Основными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются:
- организация системы мероприятий, направленных на выявление предпочтений и склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности в целях дальнейшего сопровождения профессионального самоопределения,
- организация системной работы по сопровождению профессионального самоопределению обучающихся на уровне образовательной организации и муниципального района, обеспечивающей преемственность всех уровней образования,
- разработка и реализация методик ранней профориентации, увеличение количества дошкольных образовательных организаций, реализующих программы профориентационной направленности,
- вовлечение в профориентационные мероприятия обучающихся с ОВЗ, обеспечение индивидуального сопровождения профессионально-образовательного маршрута каждого обучающегося с ОВЗ,
- создание и обеспечение работы механизмов вовлечения работодателей (учреждений/предприятий) и их ресурсов в деятельность образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи,
- содействие в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка труда Лямбирского муниципального района и Республики Мордовия,
- обеспечение участия в конкурсах профориентационной направленности.
3. Организационная структура Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
3.1. Субъектами муниципальной Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Лямбирском районе являются органы местного самоуправления, представители работодателей, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан.
Для достижения целей субъекты муниципальной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области квалифицированной поддержки выбора профессии. Деятельность муниципальной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подчинена целям государственной и региональной политики в данной области и направлена на организацию соответствующего обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и социально-экономических условий, складывающихся в муниципальном районе.
3.2. Участниками муниципальной Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Лямбирском муниципальной районе являются:
1. Образовательные учреждения Лямбирского муниципального района:
- 16 общеобразовательных учреждений, из них - 11 средних общеобразовательных и 5 основных;
- 7 дошкольных образовательных учреждений;
- 2 учреждения дополнительного образования.
2. Отдел по работе с учреждениями образования Управления по социальной работе Администрации Лямбирского муниципального района РМ;
3. Муниципальное казенное учреждение "Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений" Лямбирского муниципального района РМ (Далее - МКУ "ЦИМО МОУ" Лямбирского муниципального района РМ);
4. Отдел культуры, спорта и туризма Администрации Лямбирского муниципального района РМ (по согласованию).
3. Отдел содействия занятости населения по Лямбирскому району (по согласованию).
4. Организации системы здравоохранения Лямбирского муниципального района (по согласованию):
- Лямбирское поликлиническое отделение ГБУЗ "Республиканская больница N 2";
- ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 4";
- ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 3".
5. Предприятия, учреждения, организации (по согласованию)
- ОАО Птицефабрика "Атемарская";
- АО "Агрофирма "Октябрьская";
- ОАО "Племенной завод "Александровский";
- ООО "Юлдаш";
- МАУ культурно-спортивный центр "Алмаз" и 16 филиалов сельских клубов.
5. Общественные организации, молодёжные организации и объединения (по согласованию).
6. Средства массовой информации (по согласованию).
4. Основные направления деятельности и содержание деятельности субъектов Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
4.1. Основными направлениями деятельности субъектов системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения являются:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации, включающее цикл мониторинговых мероприятий с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление предпочтений и склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности, в целях дальнейшего сопровождения профессионального самоопределения;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся осуществляется на основе результатов диагностических исследований и представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у обучающихся осознанного профессионального самоопределения, системообразующим звеном которого является индивидуальный профессионально-образовательный маршрут;
- проведение ранней профориентации обучающихся предполагает реализацию программ, направленных на знакомство с видами профессиональной деятельности и развитие трудовых навыков у детей дошкольного и раннего школьного возраста;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ способствует формированию комплексной системы профориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у обучающихся с ОВЗ через обеспечение охвата обучающихся с ОВЗ различными конкурсами, профориентационным пробами, мастер-классами и прочими мероприятиями профориентационной направленности;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями обеспечивает нацеленность профориентационной деятельности на развитие и максимально широкое использование механизмов социального диалога, целью которого является преодоление дисбаланса на рынке труда и образовательных услуг;
- содействие в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка труда муниципального образования и региона заключается в разработке механизмов, регулирующих направления подготовки в организациях среднего профессионального образования и проведении профориентационных мероприятий, обеспечивающих необходимый экономический эффект - выбор профессий, востребованных на рынке труда Лямбирского муниципального района и Республики Мордовия;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности предполагает организацию и проведение муниципальных конкурсов профориентационной направленности, а также реализацию муниципальных этапов республиканских и федеральных конкурсов профориентационной направленности.
4.2. Направление деятельности по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации предполагает следующие виды работ, выполняемых субъектами Системы:
Отдел содействия занятости населения по Лямбирскому району
- проводит диагностику профессиональных предпочтений и склонностей по запросу образовательных организаций,
Общеобразовательные учреждения (начального, основного общего, среднего общего образования)
- реализуют систему мониторинговых мероприятий, направленных на выявление предпочтений и склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности, в целях дальнейшего сопровождения профессионального самоопределения.
4.3. Направление деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся предполагает следующие виды работ, выполняемых субъектами Системы:
Отдел содействия занятости населения по Лямбирскому району
- оказывает услуги по квалифицирован
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.