Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки
Удмуртской Республики
от 20 июля 2021 г. N 1067
Изменения,
вносимые в Порядок проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике, утвержденный приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 23.12.2020 года N 1719 "Об организации работы по оценке эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике"
1) в разделе I. Общие положения пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящий Порядок проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Удмуртской Республике (далее - Порядок) определяет единые методические подходы к организации мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (далее - Мониторинг) для оценки динамики изменения показателей, использования методов и принципов управления, формирования региональных инструментов управления качеством образования, способствующих достижению следующих целей:
повышение качества управленческой деятельности;
формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
обеспечение качества подготовки обучающихся;
обеспечение потребности в резерве управленческих кадров;
создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
Для оценки достижения поставленных целей определены ключевые задачи и направления развития:
1. Повышение качества управленческой деятельности
Качество управленческой деятельности применительно к системе образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Улучшение качества - процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования.
Главной задачей российской образовательной политики сегодня является модернизация образования, представленная как комплексное обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни. Ключевая роль в этой цепи отводится образовательным организациям.
Законом "Об образовании в Российской Федерации" для решения этой задачи образовательным организациям предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
В связи с этим, задачи, стоящие сегодня перед руководителями образовательных организаций, изменяются и значительно усложняются, возникает необходимость выработать новые формы поведения, усилить гибкость и стратегическую направленность управления.
Система образования Удмуртской Республики - 563 руководителя общеобразовательных организаций, из них 183 имеют высшую квалификационную категорию, 525 имеют стаж работы в должности руководителя более 10 лет.
Руководители общеобразовательных организаций регулярно повышают уровень своей компетентности, принимают участие в грантовых конкурсах, так и.о. директора Пинязьской основной общеобразовательной школы Каракулинского района и директор средней общеобразовательной школы N 7 "Кадетская школа Воткинска имени М. Т. Калашникова" стали лауреатами конкурса "Педагог года Удмуртии - 2020".
Действенным инструментом помощи руководителям в оптимизации управленческой деятельности определен механизм государственно-общественного управления. Сегодня законодательно закреплено право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей, работников образовательного учреждения, общественности. Данный механизм налажен не во всех образовательных организациях на должном уровне. Только порядка 63% общеобразовательных организаций республики имеют в своем составе коллегиальный орган управления с участием общественности.
Актуальна проблема повышения эффективности образовательной, финансово-хозяйственной, организационной деятельности общеобразовательных организаций через разработку и реализацию программ развития образовательной организации.
2. Формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций
Необходимость перехода школы к новой модели управления задают следующие обстоятельства: неудовлетворенность родителей качеством образования в государственных школах; рост числа детей на домашнем обучении; конкуренция со стороны новых образовательных технологий и внешкольного образования (в том числе онлайн-технологий); изменение требований к финансовой и управленческой эффективности школ; сокращение количества школ в связи с оптимизацией.
По результатам международного исследования учительского корпуса TALIS - 2018 директора российских школ ощущают необходимость профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе, применения аналитических данных в целях повышения эффективности управления и др.
Директорам доступны разнообразные инструменты повышения квалификации, однако проблема нехватки компетентности по вопросам управления образовательной организацией свидетельствует о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере решают эти задачи.
Это подтверждает актуальность задачи совершенствования системы подготовки директоров школ, реализации адресных программ повышения квалификации и расширения возможностей для их профессионального развития на основе оценки компетенций, выявления профессиональных дефицитов.
3. Обеспечение качества подготовки обучающихся
Комплексный анализ результатов оценки качества подготовки обучающихся в Удмуртской Республике позволяет сделать следующие выводы.
Индексы низких результатов ВПР имеют тенденцию к увеличению от класса к классу (4 класс - 8,1% и 20,9%, 5 класс - 29,8% и 43,8%, 6 класс - 41,8% и 58,3%, 7 класс - 37,8% и 53,8% в 2019 и 2020 годах соответственно). Общее снижение результатов ВПР в 2020 году может свидетельствовать о большей объективности проведения процедур ВПР.
В 2020 году снизился внешний индекс необъективности (2017 год - 13,1%, 2018 год - 10,6%, 2019 год - 9,8%, 2020 год - 7,2%). По итогам ВПР за 2017 - 2020 годы признаки необъективности результатов выявлены в 95 школах республики.
В "зону риска" по наличию резкого изменения результатов, низких результатов и признаков необъективности ВПР в 2020 году вошло 116 школ (в 2019 году - 51 школа).
Анализ результатов международного исследования PISA показывает, что, демонстрируя высокий уровень академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач.
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование". В связи с этим обеспечение качества подготовки обучающихся становится важнейшей задачей руководителя образовательной организации.
4. Формирование резерва управленческих кадров
Проблема формирования резерва управленческих кадров на сегодня в республике является актуальной еще и в связи с тревожной ситуацией со старением как педагогического корпуса в целом, так и руководящих работников в частности. По данным официальной статистики, 265 директоров общеобразовательных организаций в Удмуртии в возрасте старше 50 лет (47,1%), доля заместителей директоров в возрасте до 35 лет составляет 13,9%.
По результатам международного исследования учительского корпуса TALIS - 2018 директора российских школ, получивших возможность пройти подготовку по управлению школой до вступления в должность, значительно меньше, чем в среднем по странам - участникам TALIS. До назначения такая программа оказалась доступной 6,5% директоров. В странах - лидерах международных исследований доля подготовленных директоров - до 70%.
Как и в 2013 году, директора российских школ в основном проходят подготовку на должность директора после вступления в должность. Руководителями назначаются, в основном, сотрудники из числа заместителей и опытных педагогов данной или других образовательных организаций, управленческих структур системы образования и других отраслей.
Подготовка руководителей к сложной, полифункциональной деятельности является комплексным непрерывным процессом, ориентированным на личностно-профессиональное развитие для решения стратегических задач. Поэтому задача формирования резерва управленческих кадров и назначения руководителей образовательных организаций является актуальной.
5. Создание условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных)
Эффективность управленческой деятельности руководителей образовательных организаций определяется в том числе и созданием условий для реализации основных образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и иных).
В 2020 году доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций в целом по республике составила 86,4% (2019 год - 84,5%, 2018 год - 82,5%). Несмотря на колоссальные средства, затрачиваемые государством на строительство и ремонт общеобразовательных организаций, удельный вес числа зданий, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, в общем числе зданий общеобразовательных организаций, составляет 34,7%, 42 здания общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта, 1 - находится в аварийном состоянии.
Недостаточно привлекаются финансовые средства на развитие образовательных организаций от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств (3%).
Педагогические кадры - ключевой фактор, определяющий качество школьного образования. Укомплектованность образовательных организаций педагогическими и руководящими работниками в 2020 году составила 98,3% (2019 год - 98,82%), из них доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей образовательных организаций - 23,8% (2019 год - 23,26%).
Доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию в общей численности учителей образовательных организаций, составила 21,13% (2019 год - 20,91%), прошли в течение последних трех лет повышение квалификации и(или) профессиональную переподготовку 77,86%) (2019 год - 83,48%).
Одним из ключевых направлений государственной политики в сфере образования является повышение заработной платы педагогических работников с учетом показателей эффективности и качества услуг. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений колеблется в 2020 году от 24,8 (в Можгинском районе) до 33,7 тысяч рублей (в г. Ижевске). Для повышения заработных плат педагогических работников необходима слаженная работа всей системы образования, каждого уровня - от регионального уровня до уровня образовательной организации. Это связано с особенностями закрепления полномочий по организации и финансовому обеспечению различных уровней образования.";
2) в разделе II. Цель и задачи Мониторинга пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Предметом оценки являются результаты деятельности руководителей образовательных организаций по следующим позициям оценивания:
1) по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций;
2) по качеству управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;
3) по базовому уровню подготовки обучающихся;
4) по высокому уровню подготовки обучающихся;
5) по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами;
6) по объективности результатов внешней оценки;
7) по условиям осуществления образовательной деятельности;
8) по организации профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся;
9) по формированию резерва управленческих кадров;
10) по обеспечению образовательных организаций квалифицированными кадрами;
11) по организации воспитательной и профилактической работы.";
3) слова Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" (далее - АУ УР "РЦИ и ОКО") заменить словами "Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации" (далее - АУ УР "РЦИ")" по всему тексту Порядка;
4) в разделе IV. Участники Мониторинга пункт 15.2 изложить в следующей редакции: "15.2. АОУ ДПО УР ИРО, АУ УР "РЦИ" и АОУ УР "РОЦОД" представляют в АУ УР "РЦОКО" информацию о значениях показателей за период, необходимый для расчетов в соответствии с Методикой, до 28 февраля года следующего за отчетным, анализ и рекомендации для разных групп субъектов образовательных отношений:
1) АОУ ДПО УР ИРО - по показателям 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.10.1, 2.1.2.6, 2.1.11.1, 2.1.11.2, 2.1.11.3;
2) АУ УР "РЦИ" - по показателю 2.1.2.9;
3) АОУ УР "РОЦОД" - по показателям 2.1.4.7, 2.1.4.8, 2.1.8.5.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20 июля 2021 г. N 1067 "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.