город Калуга |
|
5 июля 2022 г. |
Дело N А36-9179/2021 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Леоновой Л.В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А36-9179/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области" (далее - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - ООО "Форсаж", ответчик) о взыскании 64 415,82 руб. штрафа и 19 405 руб. стоимости услуг по проведению испытаний нефтепродуктов по государственному контракту от 17.11.2020 N 2020188200222004823054633/0846100000520000029.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба - ООО "Форсаж" рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, между ООО "Форсаж" (поставщик) и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" (заказчик) 17.11.2020 заключен государственный контракт N 2020188200222004823054633/0846100000520000029 на поставку бензина автомобильного АИ-92 в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 4.1 цена контракта составляет 22 877 958,86 руб.
В соответствии с пунктом 8.3 договора качество товаров, поставляемых по настоящему контракту, должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", а также требованиям действующих ГОСТ и ТУ.
ООО "Форсаж" поставлен бензин на сумму 17 726 278,09 руб.
Бензин АИ-92-К5 в объеме 325 424 кг на сумму 17 726 278,09 руб. оплачен и передан заказчиком на хранение в ООО "Форсаж" по акту о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N 7 от 16.10.2020.
Экспертиза поставленного товара проведена силами заказчика на основании предоставленного поставщиком паспорта N 4438 (производитель АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод") и паспорта N 3659 (производитель АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод").
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг от 16.12.2020, качество и сроки поставки бензина соответствовали условиям контракта.
Товар, приобретенный у ООО "Форсаж" по государственному контракту N 2020188200222004823054633/0846100000520000029 от 17.11.2020, находился у поставщика на хранении с момента приобретения.
01.12.2020 между ООО "Форсаж" и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" заключен государственный контракт N 232 на оказание услуг по приему, хранению нефтепродуктов через нефтебазу в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 2.1 цена настоящего контракта составляет 127 501,30 руб.
В соответствии с пунктом 3.4. срок оказания услуг с 01.12.2020 по 31.12.2020.
Согласно пункту 4.4 для проверки результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться заказником своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В случае, если заключением эксперта, экспертной организации подтверждено несоответствие оказанной услуги установленным требованиям (за исключением установления нарушений требований контракта, не препятствующих приемке оказанной услуги), исполнитель возмещает заказчику стоимость экспертизы (пункты 4.5 - 4.7).
В соответствии с пунктом 6.5 договора за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает заказчику штраф.
ООО "Форсаж" в целях исполнения указанного контракта поставлен бензин на сумму 127 501,30 руб.
21.12.2020 года между ООО "Форсаж" и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" заключен государственный контракт N 2021188200302004823054633/0846100000520000038 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов через нефтебазу в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 2.1 цена настоящего контракта составляет 644 158,15 руб.
Сроки оказания услуг: с 01.01.2021 по 30.06.2021.
Условия контракта аналогичные контракту от 01.12.2020.
В рамках исполнения вышеуказанного контракта товар принят на хранение в ООО "Форсаж" по акту о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N 2 от 01.01.2021 в объеме 358 946 кг на сумму 19 258 744,23 руб., в том числе бензин АИ-92-К5 в объеме 325 424 кг на сумму 17 726 278,09 руб.
На основании пункта 6.4.2. контракта N 2021188200302004823054633/0846100000520000038 от 21.12.2020, проверяя ход и качество выполнения исполнителем условий настоящего контракта, в феврале 2021 года сторонами произведен выборочный отбор проб (по одной от каждого производителя ГСМ) находящегося в резервуарах нефтебазы: РГС - 50 N 2 - акт N 147 отбора проб нефтепродуктов от 11.02.2021, РГС - 60 N 6 - акт N 148 отбора проб нефтепродуктов от 11.02.2021, которые направлены в экспертную организацию для проверки нефтепродуктов на соответствие нормативным документам в рамках государственного контракта N 54 от 17.03.2021, заключенного между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" и БУВО "Центр лабораторных исследований".
По результатам испытаний установлено, что образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 6, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (90,4).
В апреле 2021 сторонами произведен отбор проб в резервуарах нефтебазы: РГС-60 N 8 - акт N 149 -акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021. РГС-60 N 9 - акт N 150 -акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021. РГС-60 N 10 - акт N 151- акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021.
По результатам испытаний установлено, что образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 8, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (91,0), образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 9, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (91,1).
В связи с существенным нарушением условий контракта заказчиком направлена исполнителю претензия, которая получена ООО "Форсаж".
ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области", полагая, что ООО "Форсаж" допустило нарушение условий контракта, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товара для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (пункт 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (часть 1 статьи 902 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалами дела и представленными доказательствами истцом доказан факт ненадлежащего исполнения ООО "Форсаж" своих обязательств, предусмотренных государственными контрактами, заключенными в рамках государственного оборонного заказа, а именно - передача заказчику товара, качество которого отлично от качества товара, переданного на хранение исполнителю.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Суд, проверив расчет штрафа истца обоснованно признал его арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства и заключенных между сторонами государственных контрактов, при этом отказав в его снижении.
Поскольку материалами дела подтверждается факт оплаты 19 405 руб. за проведенную ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" экспертизу качества нефтепродуктов, переданных на хранение ООО "Форсаж", у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Учитывая вышеизложенное суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оснований для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов, установленных в статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А36-9179/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья |
Леонова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (часть 1 статьи 902 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 июля 2022 г. N Ф10-2250/22 по делу N А36-9179/2021