Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.Н. Прокопенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Приговором Сакского горрайонного суда Автономной Республики Крым, постановленным именем Украины 16 ноября 2005 года и оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции от 31 января 2006 года, гражданин Е.Н. Прокопенко осужден за совершение преступлений. Постановлением Сакского горрайонного суда Республики Крым от 17 октября 2014 года указанный приговор приведен в соответствие с уголовным законодательством Российской Федерации. При этом, со слов заявителя, данные решения им до 2020 года в кассационном порядке не оспаривались.
В передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы Е.Н. Прокопенко об оспаривании вынесенных в его отношении судебных решений отказано постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2020 года.
Последующая кассационная жалоба, адресованная Верховному Суду Российской Федерации, возвращена без рассмотрения письмом судьи от 21 апреля 2021 года со ссылкой на часть 9 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Как указано, вступивший в законную силу в 2006 году приговор суда, постановленный на территории Республики Крым до ее принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, обжалованию в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации не подлежит.
В данной связи Е.Н. Прокопенко просит признать противоречащей статьям 2, 17 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 45, 46 (часть 1) и 50 (часть 3) Конституции Российской Федерации часть 9 статьи 9 "Создание судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Осуществление правосудия в переходный период" Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", как позволяющую Верховному Суду Российской Федерации отказывать в осуществлении правосудия, ограничивая восстановление осужденного в правах посредством кассационного оспаривания судебных решений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе интеграцию судебных систем новых субъектов Российской Федерации в судебную систему Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2155-О, от 24 марта 2015 года N 653-О, от 20 декабря 2018 года N 3391-О и др.). В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года (статья 6).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного определения N 2155-О следует читать как "от 24 сентября 2014 г."
Так, в статье 9 указанного Федерального конституционного закона определен порядок создания судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также порядок осуществления правосудия в переходный период. В частности, постановления общих и административных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в соответствующих апелляционных судах, действующих на этот день на указанных территориях, в течение трех месяцев после вступления их в законную силу могли быть обжалованы непосредственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации (часть 9). В то же время вступившие в законную силу постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, которые рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действующем на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, не подлежат обжалованию в Верховный Суд Российской Федерации (часть 19).
При этом правоотношения, связанные с деяниями, совершенными на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, специальным образом урегулированы Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (статья 10). Согласно данному Федеральному закону жалобы, представления на судебные решения, принятые на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года, рассматриваются в порядке и сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (в том числе в соответствии с его статьей 4, согласно которой при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено этим Кодексом), с учетом вышеприведенных положений части 19 статьи 9 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (часть 2 статьи 8).
Соответственно, оспариваемое законоположение в системе действующего регулирования не исключает возможности рассмотрения судом кассационной инстанции поданных жалобы, представления на вступившие в законную силу до 18 марта 2014 года решения по уголовному делу судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если эти решения не рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действующем на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а потому не может расцениваться в качестве нарушающего конституционные права Е.Н. Прокопенко указанным им образом.
Проверка же правильности выбора подлежащих применению в конкретном деле норм, их казуального толкования и применения в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Кроме того, заявитель не лишен возможности воспользоваться предусмотренным частью пятой статьи 401.10 УПК Российской Федерации дополнительным механизмом возбуждения производства в суде кассационной инстанции Председателем Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителем, направленным, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, на обеспечение реализации права граждан на судебную защиту (определения от 29 сентября 2015 года N 1941-О, от 29 сентября 2016 года N 1811-О, от 20 апреля 2017 года N 832-О, от 28 июня 2018 года N 1406-О, от 18 июля 2019 года N 1854-О, от 29 сентября 2020 года N 1991-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Прокопенко Евгения Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1446-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Прокопенко Евгения Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 9 статьи 9 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)