Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.М. Сухоруковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка М.М. Сухорукова, которой отказано в удовлетворении требований о возврате полной стоимости приобретенных билетов на зрелищное мероприятие, оспаривает конституционность части одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года N 3612-I, предусматривающей, что в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой данной статьи, посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки:
не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Как следует из представленных материалов, М.М. Сухорукова приобрела билеты на зрелищное мероприятие, которое должно было состояться 21 марта 2020 года в ФГБУК "Государственный Кремлевский Дворец".
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы был введен режим повышенной готовности.
Указом Мэра Москвы от 10 марта 2020 года N 17-УМ в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ были внесены изменения, согласно которым запрещалось до 10 апреля 2020 года проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 5 000 человек.
В связи с тем, что в ответ на направленные заявительницей 15 марта 2020 года отказ от посещения мероприятия и требование о возврате уплаченной за билеты денежной суммы ей на основании оспариваемого положения была возвращена лишь половина стоимости билетов, она обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании оставшейся половины стоимости билетов, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, компенсации морального вреда и судебных расходов. Решением мирового судьи, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении исковых требований М.М. Сухоруковой было отказано в полном объеме.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" статья 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" была дополнена частью девятнадцатой, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 442 было утверждено "Положение об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части"; при этом действие указанного Положения было распространено на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 года.
Кроме того, указом Мэра Москвы от 16 марта 2020 года N 21-УМ в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ были внесены изменения, которыми запрещалось до 10 апреля 2020 года проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, а также временно приостанавливалось проведение в городе Москве досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно.
Заявительница полагает, что оспариваемое положение противоречит статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в отсутствие в период до 16 марта 2020 года специального правового регулирования исключает на дискриминационной основе по территориальному принципу - учитывая неодинаковые даты введения ограничений в различных регионах Российской Федерации - возможность получения потребителями, находящимися в равных условиях, полной стоимости денежных средств за билеты на зрелищное мероприятие, заявление о возврате которых подано в условиях обстоятельств непреодолимой силы и режима повышенной готовности.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения части одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", регулирующие условия возврата соответствующей части цены билета в случае отказа по инициативе посетителя от посещения зрелищного мероприятия соразмерно периоду времени, предшествующему установленной дате проведения мероприятия, направлены на поддержание справедливого баланса интересов участников соответствующих гражданских правоотношений, а следовательно, не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права М.М. Сухоруковой, в деле с участием которой суд пришел к выводу о том, что она добровольно сдала билеты, поскольку в день ее отказа от договора возмездного оказания услуг отсутствовал запрет на посещение зрелищных мероприятий, соответствующих формату постановки, на которую были приобретены билеты.
Проверка же обоснованности судебных постановлений, предполагающая установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сухоруковой Марии Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1535-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сухоруковой Марии Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)