Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Новые содержательные модули муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ардатовского муниципального района
Достижение целей сопровождения профессионального самоопределения, поставленных в рамках Концепции, требует не только комплексного и эффективного использования имеющихся в Ардатовском муниципальном районе профориентационных ресурсов, но и расширения содержания профориентационной работы для преодоления имеющихся дефицитов. В числе таких дефицитов следует обозначить:
- недостаточная практическая направленность используемых форм и методов профессиональной ориентации, как правило, не предполагающих ознакомительное погружение школьников в реальный профессионально-трудовой контекст;
- отсутствие, в большинстве случаев, перспективной направленности профориентационных программ и практик, их слабая связь с передовыми профессиями и компетенциями будущего;
- низкая вовлеченность родителей в процесс педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
В связи с этим содержательный фокус работ по развитию Системы профессионального самоопределения на ближайшую перспективу должен быть направлен на разработку, апробацию и внедрение в масштабах района трех содержательных модулей:
- "Мое будущее" (система организации проектной деятельности для обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных школ);
- "Не вместо, а вместе" - сеть площадок профориентационного нетворкинга;
- "Профи-старт" - сетевые циклы профессиональных проб.
Модуль 1. Система организации проектной деятельности для обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных школ "Мое будущее".
Практическая профессиональная деятельность, знакомство с которой необходимо обеспечить для школьника в процессе профориентационной работы, значительно отличается от учебной, основанной на усвоении материала. Это требует системного вовлечения обучающихся в практико-ориентированную деятельность для формирования у него готовности к профессиональному самоопределению. Оптимальной формой такой деятельности, адекватной способам организации профессионально-трудовой деятельности на передовых предприятиях во всем мире, выступает проектная деятельность.
Технология организации проектной деятельности обучающихся - образовательная технология, основанная на постановке и достижении обучающимися практически значимых целей. Такой целью может выступать разрешение социально значимой проблемы или удовлетворение потребностей заказчика. Практическим результатом проекта выступает, таким образом, тот или иной практически значимый продукт (продуктовый результат). Этапы работы над проектом (постановка цели, планирование, поиск информации, разработка продукта, презентация продукта, рефлексивное последействие) соответствуют логике развертывания любого проекта - производственно-технологического, предпринимательского, инновационного и т.д.
В работе с разными возрастными группами учащихся могут быть использованы различные виды проектов (индивидуальные и групповые; информационные, творческие, исследовательские, игровые, практико-ориентированные и комплексные; межпредметные, надпредметные и социальные, а также телекоммуникационные). При этом профориентационное значение создаваемой в рамках данной Концепции системы проектов для школьников 1 - 11 классов определяется их содержательным полем - "Мое будущее". Соответственно, предмет проектной деятельности может варьироваться от творчества на тему профессий в будущем (на начальной ступени образования) до изучения собственных профессионально значимых потенциалов и особенностей новых видов профессиональной деятельности (на ступени основного образования) и проектирования технологий завтрашнего дня (на ступени среднего образования).
Ожидаемые результаты использования метода проектов в рамках данной Концепции:
- формирование и развитие субъектной позиции, необходимой для профессионального самоопределения;
- изучение и оценка каждым школьником собственных профессионально значимых потенциалов в контексте как массовых, так и новых и перспективных профессий;
- знакомство с миром новых профессий и компетенций будущего;
- формирование комплекса профориентационно значимых компетенций, необходимых для эффективного самоопределения в условиях динамично меняющегося мира технологий и компетенций;
- формирование базовых знаний, умений и компетенций, необходимых для эффективной командной работы над проектом (в том числе в пространственно-распределенной команде - телекоммуникационные проекты);
- перевод знаний и умений, полученных в процессе освоения школьных учебных дисциплин, в форму функциональной грамотности, благодаря получению опыта их применения в практической деятельности и в социальном контексте;
- развитие мотивации к образованию и самообразованию через понимание практической полезности получаемых знаний и умений.
Реализация данного модуля в образовательных организациях Ардатовского муниципального района требует решения следующих организационно-педагогических и научно-методических задач:
- разработка и апробация на базе пилотных (экспериментальных) площадок содержательной тематики профориентационных проектов для школьников различных возрастных групп;
- разработка модели интеграции профориентационных проектов в общеобразовательные программы (в том числе путём реализации сетевого сотрудничества с участием организаций дополнительного образования);
- организация дополнительного профессионального образования школьных педагогов, вовлекаемых в работу в рамках данного модуля;
- трансляция результатов работы пилотных (экспериментальных) площадок в работу массовых школ Ардатовского муниципального района.
Модуль 2. Сеть площадок профориентационного нетворкинга "Не вместо, а вместе".
В широком смысле нетворкинг - это деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных.
Цель нетворкинга в контексте профессионального самоопределения - создание плодотворной и успешной коммуникации между основными субъектами профессионального выбора - обучающимися, их родителями, профессиональными образовательными организациями и работодателями.
Для эффективной коммуникации в субъектном поле профориентационного нетворкинга необходим дополнительный субъект, осуществляющий функции организатора, обеспечивающего пространство встречи, общения и взаимодействия на специально созданных площадках. Эти функции целесообразно отдать образовательным организациям. При этом необходимо обеспечить пять типов педагогически управляемого профориентационного взаимодействия:
- родители - обучающиеся;
- работодатели - обучающиеся;
- работодатели - родители;
- профессиональные образовательные организации - обучающиеся;
- профессиональные образовательные организации - родители;
В рамках профориентационного нетворкинга подлежат решению следующие задачи:
по отношению к обучающимся - педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения посредством содержательного знакомства с реальными носителями социально-профессионального контекста (специалистами, руководителями, предпринимателями) и с использованием практико-ориентированных форм сопровождения профессионального выбора (профпробы и др.);
по отношению к родителям - коррекция представлений о мире труда и профессий, распространенных в родительском сообществе; преодоление деформаций в ценностных основаниях профессионально-трудовой деятельности, восстановление ценности профессионализма;
по отношению к работодателям - гуманизация их кадровой политики;
по отношению к профессиональным образовательным организациям - создание на их базе профориентационных конгломераций для реализации практико-ориентированных программ с использованием материально-технических и кадровых ресурсов образовательной организации.
Каждая ситуация профориентационного нетворкинга включает в себя пять составляющих:
- организаторы (как правило, образовательные организации различного типа и/или предприятия-работодатели);
- адресаты (школьники, их родители, работодатели; косвенно - педагогический и административный персонал образовательных организаций);
- приглашённые участники (среди которых могут быть, в различном соотношении, представители муниципальных органов власти, служб занятости, организаций профессионального и высшего образования, студенческого самоуправления, молодёжных объединений, успешные предприниматели, медийные персоны и т.д.);
- территория (школа, колледж, вуз, учебный центр или производственная зона предприятия, нейтральная территория и т.д.);
- тематика работы коммуникативной площадки.
Различные сочетания обозначенных пяти составляющих определяют многообразие форматов профориентационного нетворкинга.
Профориентационный нетворкинг - это непрерывный процесс, предполагающий систематическую, последовательную и преемственную работу со всеми возрастами. В районе существует достаточное количество традиционных форм работы, таких как экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, мастер-классы, профессиональные пробы, профессиональное обучение школьников. Родители совместно со школьниками посещают ярмарки вакансий, конкурсы профессионального мастерства "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" и другие, где могут увидеть элементы профессиональной деятельности в профессиональном контексте и вступить во взаимодействие с представителями компаний крупного, среднего и малого бизнеса. Однако тип взаимосвязи "работодатели - родители" требует большей глубины. Одним из направлений педагогического воздействия образовательной организации может стать, во-первых, активизация работодательской позиции у родителей учащихся и, во-вторых, активизация родительской позиции у работодателей. Одна из возможных форм такого рода работы - родительские мастер-классы, где родители предстают перед своими детьми в роли профессионалов, представителей будущих работодателей.
Для реализации данного модуля необходимо решение следующих организационно-педагогических и научно-методических задач:
- составление реестра существующих практик профориентационного и профориентационно значимого нетворкинга (коммуникативных площадок различного масштаба - на уровне организации, локальной сети, района, города);
- выявление актуальных дефицитов (прежде всего, по линии "родители - работодатели") и на этой основе совершенствование имеющихся практик и проектирование новых;
- разработка и апробация механизмов вовлечения родителей учащихся и работодателей в ситуации профориентационного нетворкинга;
- разработка необходимого нормативно-правового и методического обеспечения и на этой основе повышение квалификации педагогических кадров, вовлекаемых в организацию ситуаций профориентационного нетворкинга.
Модуль 3. "Профи-старт" - сетевые циклы профессиональных проб.
Под профессиональной пробой понимается профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору обучающимися профессии. Профессиональные пробы являются средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника, расширения границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении обучающимися опыта профессиональной деятельности. Профессиональные пробы выступают центральным звеном практико-ориентированной составляющей процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
В процессе профессиональной ориентации школьников использование метода профессиональных проб имеет две основные цели:
- обеспечить процесс профессионального выбора обучающихся объективным основанием, связанным с пробным опытом реализации "себя в профессии" и последующей оценкой успешности этого опыта. Результаты прохождения комплекса профессиональных проб представляют собой наиболее объективное и наглядное основание для профессионального выбора, который осуществляется путем перебора нескольких наиболее привлекательных вариантов и сопоставления различных версий ощущения "себя в профессии"; итог - выявление наилучшего образа "себя в профессии", т.е. такого, который ближе всего оказывается представлению о собственном профессиональном призвании;
- создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере.
Введение профессиональных проб способствует решению и других образовательных и профориентационных задач, среди которых:
продвижение профессий, востребованных на региональном рынке труда;
ознакомление школьников с миром профессий, содержанием, характером и условиями труда по конкретным профессиям;
формирование у школьника комплекса профориентационно значимых компетенций.
Профессиональные пробы как особый метод профориентационной работы с обучающимися характеризуются специфическим комплексом характеристик, среди которых:
- субъектная направленность;
- профессиональный контекст;
- неоднократность и систематичность;
- открытый результат;
- продуктивность.
Требование неоднократности и систематичности играет особую роль, предполагая построение системы профессиональных проб как цикла, обеспечивающего возможность выбора школьником профессии как одной из множества предложенных альтернатив.
Каждая программа профессиональной пробы в рамках цикла должна реализовываться как сетевая (ст. 15 Закона "Об образовании в Российской Федерации"). При этом основными субъектами цикла профессиональных проб выступают:
с одной стороны, общеобразовательные школы, формирующие группы учащихся для прохождения различных профессиональных проб и осуществляющие непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися;
с другой - организации-партнеры, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации (организации дополнительного, среднего профессионального, высшего образования; предприятия производственной или социальной сферы; объединения работодателей). При этом все организации, участвующие в реализации программ профессиональных проб, должны иметь соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Цикл профессиональных проб включает, как правило, два двухлетних этапа (для школьников 8 - 9-х и 10 - 11-х классов). Прохождение обучающимися каждой отдельной профессиональной пробы может быть рассчитано на четверть, полугодие, учебный год, а также осуществляться в форме интенсива (например, неделя профессиональных проб). Для учащихся 2 - 4 и 5 - 7 классов возможна организация предварительных циклов профессиональных проб в игровой форме и в форме мини-проб продолжительностью от 10 минут. Независимо от продолжительности, содержание каждой пробы имитирует типичное для той или иной профессии производственное задание или элемент профессиональной деятельности.
Для полноценной реализации данного модуля необходимо решение следующих организационно-педагогических и научно-методических задач:
- разработка типологии основных профессиональных проб для школьников, реализуемых в Ардатовском муниципальном районе, и на этой основе разработка макетов программ профессиональных проб различных типов;
- организация сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций, вузов, организаций дополнительного образования, учебных центров предприятий и других организаций, реализующих пробы для школьников, в масштабах муниципального района (включая разработку модели организации сетевых циклов профессиональных проб и необходимого нормативно-правового обеспечения);
- разработка необходимого научно-методического и программно-методического обеспечения и дополнительного профессионального образования педагогов, участвующих в реализации муниципальных циклов профессиональных проб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.