В целях актуализации руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью и во исполнение целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
2. Отделу аналитического, информационного и организационного обеспечения департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан разместить руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью на официальном сайте департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (https://obrnadzor.tatarstan.ru/).
3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 03.06.2020 N 1162/20-Д "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра - руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования |
Р.Г. Музипов |
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью
Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Сроки, последовательность административных процедур и действия при исполнении указанной государственной функции определены "Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью", утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 марта 2020 г. N 427 (далее - Регламент).
Должностные лица Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, эксперты, представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по контролю:
- посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, при предъявлении копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки и служебного удостоверения;
- запрашивают у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензионного контроля за образовательной деятельностью и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- знакомятся с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
- осматривают территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;
- проводят наблюдение за ходом образовательного процесса;
- проводят беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, получают объяснения работников организации, в том числе письменные беседы с несовершеннолетними обучающимися проводятся в присутствии их родителей (законных представителей);
- проводят анализ информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проводят выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки в порядке, установленном действующим законодательством;
- запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, находящимся в распоряжении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включенные в Перечень документов и (или) информации запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации;
- запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, находящиеся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека либо Федерального медико-биологического агентства, включенные в перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации;
- запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске, находящиеся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации;
- запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, находящиеся в распоряжении Федеральной налоговой службы, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации;
- запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействий выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, выписку из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, находящиеся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации;
- знакомят руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя организации с выпиской и сведениями, указанными в действующем законодательстве, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия с компетентными органами государственной власти;
- своевременно и в полной мере исполняют предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;
- соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организации, проверка которой проводится;
- проводят проверку на основании распорядительного акта уполномоченного органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;
- проводят проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распорядительного акта уполномоченного органа о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры Российской Федерации в случаях, когда такое согласование предусмотрено действующим законодательством;
- составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством;
- истребуют в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
- не препятствуют уполномоченного представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящиеся к предмету проверки;
- знакомят уполномоченного представителя организации с документами и (или) информацией, полученными при организации и проведении проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, а также с результатами проверки;
- доказывают обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном действующим законодательством;
- соблюдают сроки проведения проверки, установленные действующим законодательством;
- ознакамливают перед началом проведения выездной проверки уполномоченного представителя организации по его просьбе с положениями Регламента;
- при проведении выездной проверки осуществляют запись о проведенной проверки в журнале учета проверок (при его наличии);
- доводят до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность организации представляет непосредственную угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
- после завершения внеплановой выездной проверки направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течении 5 рабочих дней со дня его составления;
- выдают организациям предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, в том числе повторно, с указанием срока его исполнения;
- принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю за образовательной деятельностью
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.
См. также Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490
Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании);
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подпункт "б" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подпункт "д" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "е" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "ж" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "з" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "и" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "к" пункта 6 Положения о лицензировании);
- наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 7 Положения о лицензировании);
- наличие документа, подтверждающего допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с частью 4 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (подпункт "б" пункта 7 Положения о лицензировании);
- наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "в" пункта 7 Положения о лицензировании);
- наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 7 Положения о лицензировании);
- соответствие требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций (подпункт "д" пункта 7 Положения о лицензировании);
- наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (подпункт "е" пункта 7 Положения о лицензировании).
Рекомендации по недопущению нарушений обязательных требований в ходе осуществления лицензионного контроля за образовательной деятельностью организациями, осуществляющими образовательную деятельность
- в нарушение требований подпункта "а" пункта 6 Положения о лицензировании у образовательной организации отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения, территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В целях устранения нарушения данных требований, образовательной организации необходимо предоставить документы, подтверждающие наличие на законном основании здания, строения, сооружения, помещения или территории (документ, подтверждающий право собственности, документ, подтверждающий, что здания, строения, сооружения, помещения или территории находятся в аренде, в оперативном управлении и т.п.)
В случае нарушения указанного требования, должностным лицом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан составляется предписание в адрес образовательной организации, допустившей вышеуказанное нарушение, а также составляется протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- в нарушение требований подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании у образовательной организации не разработаны либо не утверждены локальным актом организации образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В целях устранения нарушения данного требования, образовательной организации необходимо предоставить разработанную и утвержденную образовательную программу по тому виду образования, на которое у образовательной организации имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности.
В случае нарушения указанного требования, должностным лицом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан составляется предписание в адрес образовательной организации, допустившей вышеуказанное нарушение, а также составляется протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- в нарушение требований подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании у педагогических работников образовательных организаций отсутствует требуемая квалификация либо стаж работы, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
- в нарушение требований подпункта "ж" пункта 6 Положения о лицензировании у образовательных организаций отсутствует необходимое санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.
В целях устранения нарушения данных требований, образовательной организации необходимо представить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.
В случае нарушения указанного требования, должностным лицом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан составляется предписание в адрес образовательной организации, допустившей вышеуказанное нарушение, а также составляется протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- в нарушение требований подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании у педагогических работников образовательных организаций отсутствует требуемая квалификация либо стаж работы, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Разделом II "Должности руководителей" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н, руководитель образовательного учреждения должен соответствовать следующим квалификационным требованиям: Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
В целях подтверждения соответствия требованию, предусмотренному данным подзаконным актом необходимо представить документы, подтверждающие наличие образовательного ценза у руководителя образовательной организации (диплом о высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке и т.п.)
В случае нарушения указанного требования, должностным лицом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан составляется предписание в адрес образовательной организации, допустившей вышеуказанное нарушение, а также составляется протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ нарушение данного требования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- в нарушение требований подпункта "е" пункта 6 Положения о лицензировании у образовательной организации отсутствуют полностью либо частично печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
В целях устранения нарушений данных требований, образовательной организации необходимо предоставить печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, которые соответствуют требованиям федеральных государственных образовательным стандартов, федеральных государственных требований и (или) образовательных стандартов.
В случае нарушения указанного требования, должностным лицом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан составляется предписание в адрес образовательной организации, допустившей вышеуказанное нарушение, а также составляется протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ нарушение данного требования влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23 ноября 2020 г. N 2242/20-Д "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью"
Текст приказа опубликован не был