Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России рассмотрел обращение Ассоциации банков России (далее - Ассоциация) от 14.07.2021 N 02-05/715 (далее - обращение) и в дополнение к письму от 16.08.2021 N 14-26/9293 по содержанию обращения сообщает следующее.
1. О применении положения пункта 2 статьи 189.23 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)
Статьями 1-3 Федерального закона от 24.02.2021 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию" (далее - Федеральный закон N 23-ФЗ), установлена обязанность финансовых организаций определять контролирующих их лиц, соответствующих признакам контролирующего финансовую организацию лица, установленным статьей 61.10 Закона о банкротстве (для кредитных организаций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондах), а также статьей 189.23 указанного федерального закона для кредитных организаций, статьей 184.13 - для страховых организаций, статьей 187.12 - для негосударственных пенсионных фондов, и обновлять информацию о контролирующих их лицах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 10 Закона о банкротстве контролирующим финансовую организацию лицом признается лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года право давать обязательные для исполнения финансовой организацией указания или возможность иным образом определять ее действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Согласно части пятой статьи 57 6 и части пятой статьи 76 7-1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) лицо, включенное Банком России в перечень контролирующих финансовую организацию лиц (далее - перечень), исключается Банком России из указанного перечня по истечении трех лет со дня, когда указанное лицо перестало соответствовать признакам контролирующего финансовую организацию лица.
С учетом положений части пятой статьи 57 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и статьи 61.10 Закона о банкротстве, при первичном исполнении финансовой организацией требования части второй статьи 11 1-3 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), части второй статьи 30 1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", части второй статьи 6 2-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" финансовая организация должна представить сведения как о лицах, которые соответствуют признакам контролирующего лица на дату направления информации о них в Банк России, так и сведения о лицах, которые перестали соответствовать признакам контролирующего лица до даты направления информации о них, но соответствовали таким признакам в течение не более трех лет до этой даты.
2. Об отнесении к контролирующим лицам лиц, которым переданы полномочия на совершение от имени финансовой организации отдельных ординарных сделок
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.10 Закона о банкротства необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих лиц является наличие права давать обязательные для исполнения должником указания или возможности иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Из данного определения следует, что финансовая организация в каждом конкретном случае должна на основании всех имеющихся обстоятельств и полномочий, предоставляемых выданной лицу доверенностью, устанавливать, имеет ли оно возможность определять действия финансовой организации.
Если доверенность предоставляет лицу полномочия, аналогичные полномочиям единоличного исполнительного органа финансовой организации, то такое лицо отвечает вышеизложенному определению "контролирующее лицо" (принимая также во внимание положения подпункта 2 пункта 2 статьи 61.10 Закона о банкротстве, согласно которым возможность определять действия должника может достигаться в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности).
Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что лица, имеющие генеральные доверенности, выданные финансовой организацией на совершение сделок без ограничения, относятся к контролирующим лицам (код признака 1.2 приложения 3 к Указанию Банка России N 5814-У 1).
При рассмотрении вопроса об отнесении лица к контролирующим лицам полагаем необходимым руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - Постановление Пленума Верховного суда РФ N 53). Так, согласно пункту 3 данного постановления лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что ему были переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в том числе в рамках обычной хозяйственной деятельности.
3. О признании контролирующим финансовую организацию лицом в силу нахождения с руководителем или членами органов управления в отношениях родства или свойства
Признаки контролирующих лиц установлены статьей 61.10 Закона о банкротстве (для кредитных организаций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондах), а также статьей 189.23 указанного федерального закона для кредитных организаций, статьей 184.13 - для страховых организаций, статьей 187.12 - для негосударственных пенсионных фондов.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 61.10 Закона о банкротстве возможность определять действия должника может достигаться в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения. Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 53 лицо не может быть признано контролирующим финансовую организацию лицом только на том основании, что оно состояло в отношениях родства или свойства с членами органов управления финансовой организации. Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 61.10 Закона о банкротстве, в случае если родственник руководителя финансовой организации имеет фактическую возможность определять действия финансовой организации, то он должен быть включен в перечень контролирующих лиц.
Соответствующий перечень лиц определяется финансовой организацией самостоятельно с учетом всех фактических обстоятельств.
Федеральным законодательством Банку России не предоставлены полномочия по определению терминов "родство" и "свойство" и по определению критериев, по которым физическое лицо должно быть отнесено к контролирующим лицам финансовых организаций в силу родственных связей с контролирующим лицом, в связи с чем указанные критерии не могут быть установлены нормативным актом Банка России.
4. О предоставлении информации о лицах, которые перестали соответствовать признакам контролирующих лиц
Обязанность по определению на постоянной основе контролирующих финансовые организации лиц и представлению информации о таких лицах возложена Федеральным законом N 23-ФЗ на финансовые организации.
В связи с этим необходимые для исполнения указанной обязанности мероприятия определяются самими финансовыми организациями.
Полагаем, что финансовым организациям необходимо использовать все имеющиеся возможности по сбору соответствующих сведений. При отсутствии возможности получить актуальные данные финансовая организация отражает в информации имеющиеся у нее сведения.
Порядок осуществления указанных процедур целесообразно отражать во внутренних документах финансовых организаций.
5. О механизмах контроля и проверки данных о контролирующих лицах, представленных финансовыми организациями в Банк России
Обязанность по определению на постоянной основе контролирующих финансовую организацию лиц и представлению информации о таких лицах, а также ответственность за полноту и достоверность представляемой финансовой организацией информации о контролирующих финансовую организацию лицах возложена Федеральным законом N 23-ФЗ на финансовую организацию. Указанная обязанность должна исполняться независимо от механизмов контроля и проверки Банком России сведений, представленных финансовой организацией в информации о контролирующих лицах.
В отношении предложений, изложенных в обращении сообщаем следующее.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
О предложении по установлению моратория на применение мер воздействия к финансовым организациям
Возможность введения моратория на применение мер воздействия к финансовым организациям на период наработки практики применения и однозначного толкования положений нормативных актов Банка России не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
О предложении, касающемся указания даты, с которой лицо перестало соответствовать признакам контролирующего лица, при публикации списка контролирующих лиц
В соответствии с абзацем 12 пункта 2.2 Указания Банка России N 5814-У в информации о лицах, контролирующих финансовую организацию, содержится дата, с которой лицо перестало соответствовать признакам контролирующего лица.
Форма перечня контролирующих финансовую организацию лиц, размещаемого на официальном сайте Банка России, содержит графу "Дата, с которой лицо, включенное Банком России в перечень лиц, контролирующих ФО, перестало соответствовать признакам контролирующего лица, указанная в сообщении лица, включенного Банком России в перечень лиц, контролирующих ФО, или информации о контролирующих ФО лицах, направленных в Банк России".
Таким образом, форма перечня контролирующих финансовую организацию лиц, размещаемого на официальном сайте Банка России, предусматривает такую дату.
Кроме того, для удобства пользователей сведения о таких лицах представлены в отдельном разделе перечня контролирующих финансовую организацию лиц (Раздел 2. Лица, которые перестали соответствовать признакам контролирующего финансовую организацию лица).
О предложении опубликовать на сайте Банка России примеры корректного или некорректного отнесения лиц к контролирующим финансовую организацию лицам
Банк России размещает на странице "Допуск на финансовый рынок" разъяснения по возникающим вопросам применения Федерального закона N 23-ФЗ и нормативных актов Банка России, направленных на его реализацию (в том числе ответы на возникающие вопросы, типовые ошибки, допускаемые при формировании сведений о контролирующих финансовую организацию лицах, и рекомендации по их устранению) в блоке "Разъяснения" и блоке "Важные материалы".
Информация об этом была направлена финансовым организациям, в том числе кредитным организациям, письмом Банка России от 22.06.2021 N 14-26/7589, от 06.08.2021 N 14-26/9048.
9. О предложении исключить дополнительную нагрузку на кредитные организации в части дублирования предоставления документов
Согласно пункту 1.1 Указания Банка России N 5814-У заявления о включении сведений о контролирующих лицах в перечень (об обновлении сведений о контролирующих лицах в перечне) лиц, контролирующих финансовую организацию, направляется финансовой организацией в Банк России с приложением следующих документов (пункт 1.2):
обосновывающих соответствие лица установленным Законом о банкротстве признакам контролирующего лица (подпункт 1.2.1);
подтверждающих, что лицо перестало соответствовать признакам контролирующего лица (подпункт 1.2.2);
обосновывающих исключение лица из перечня лиц, контролирующих финансовую организацию (подпункт 1.2.3);
а также документов, обосновывающих (подтверждающих) внесение (изменение) сведений о лице в информацию о контролирующих финансовую организацию лицах, в случае если изменились сведения о лице, включенном Банком России в перечень лиц, контролирующих финансовую организацию (подпункт 1.2.4).
Таким образом документы, подтверждающие сведения о контролирующем лице, должны представляться как при первичном включении лица в перечень контролирующих лиц, так и в случае последующих изменений его данных (в соответствии с пунктом 1.7 Указания Банка России N 5814-У - любых сведений о контролирующих финансовую организацию лицах, включенных Банком России в перечень лиц, контролирующих финансовую организацию, ранее направленных в Банк России финансовой организацией).
Отмечаем, что в предусмотренном пунктом 1.3 Указания Банка России N 5814-У случае финансовая организация вправе не направлять в Банк России документы, предусмотренные пунктом 1.2 этого нормативного акта (указав реквизиты письма, которым такие документы ранее направлялись в Банк России, а также проинформировав Банк России о том, что сведения, содержащиеся в ранее направленных документах, не изменились).
Данное положение относится и к документам, подтверждающим сведения, указанные в форме "Информация о включении сведений о контролирующих лицах в перечень (об обновлении сведений о контролирующих лицах в перечне) лиц, контролирующих финансовую организацию" (приложение 2 к Указанию Банка России N 5814-У), в том числе при первичном представлении информации о контролирующих финансовую организацию лицах.
В этой связи при изменении сведений контролирующего финансовую организацию лица к заявлению об обновлении сведений о контролирующих лицах в перечне лиц, контролирующих финансовую организацию, должны быть приложены документы, обосновывающие (подтверждающие) изменение сведений о контролирующем лице, если указанные документы не были представлены в Банк России ранее (в том числе в Западный или Восточный центр допуска).
10. По вопросу о лицах, которые могут быть уполномочены от имени финансовой организации определять перечень контролирующих лиц
Федеральным законодательством не определен орган управления финансовой организации, осуществляющий формирование списка контролирующих ее лиц и несущий ответственность за полноту включенных в него сведений.
В силу этого решение данного вопроса должно осуществляться самой финансовой организацией, исходя из компетенции ее органов управления, регламентированной федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Порядок реализации соответствующих процедур целесообразно отражать во внутренних документах финансовой организации.
При этом отмечаем, что Банк России размещает информацию о контролирующих финансовую организацию лицах на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения информации о контролирующих финансовую организацию лицах. Таким образом, представление финансовой организацией некорректной / ошибочной информации может повлечь репутационные риски, в первую очередь, для самой финансовой организации.
Одновременно направляем ответы на вопросы NN 1-3, 5-15 раздела 1, NN 1, 2 и 4 раздела 2 и NN 5-11 раздела 3 приложения к обращению о практическом применении новых требований законодательства в части представления в Банк России информации о контролирующих лицах финансовой организации в соответствии с приложением к настоящему письму.
Приложение: 1 файл.
Первый заместитель директора |
А.Ю. Бурковская |
------------------------------
1Указание Банка России от 09.06.2021 N 5814-У "О форме, порядке и сроках направления кредитными организациями, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами в Банк России информации о контролирующих их лицах и о порядке ведения Банком России перечней лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды"
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России ответил на вопросы о применении закона об ответственности контролирующих лиц финансовой организации:
- как определяются контролирующие лица финансовой организации;
- относятся ли к контролирующим лицам те, кому переданы полномочия на совершение отдельных ординарных сделок;
- признается ли контролирующим лицом родственник (свояк) руководителя или членов органов управления финансовой организации;
- как контролируются и проверяются данные о контролирующих лицах, представленные финансовыми организациями в Банк России;
- кого финансовая организация может уполномочить определять от ее имени перечень контролирующих лиц.
Письмо Банка России от 23 сентября 2021 г. N 14-26/10523 "О применении Федерального закона N 23-ФЗ"
Текст письма опубликован не был