Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 742
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Самарской области"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Самарской области.
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Утверждено
постановлением Правительства
Самарской области
от 30.09.2021 N 742
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Самарской области
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) регионального государственного экологического контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Самарской области (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
3. Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), в том числе указанных в пункте 2 настоящего Положения, утвержден приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 22.06.2021 N 418.
4. К объектам государственного надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
5. Должностными лицами министерства, осуществляющими государственный надзор, являются:
а) министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министр);
б) руководитель управления государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды министерства (далее - управление);
в) главные консультанты управления;
г) консультанты и специалисты управления.
6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
7. Учет объектов государственного надзора осуществляется министерством:
а) при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой министерству в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
8. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относит объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
9. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:
а) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах памятников природы;
б) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон памятников природы.
10. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям среднего риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;
б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250-252, 254-262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
11. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения к категориям значительного риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
12. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям среднего риска, подлежат отнесению к категориям умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
13. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона.
14. Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
15. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование.
16. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
17. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
18. Доклад о правоприменительной практике контроля (надзора) готовится министерством с периодичностью не реже одного раза в год и размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
19. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направить в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается министерством в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
20. Консультирование осуществляется должностным лицом министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме в сроки, определенные руководителем министерства, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о порядке консультирования размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.
Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
21. Консультирование, в том числе в письменной форме, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2-4 настоящего Положения.
22. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
23. Выявленные при проведении профилактических мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются министру (заместителю министра) для принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
24. При осуществлении государственного надзора проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
26. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, отнесенных к категории низкого риска (деятельность граждан и организаций в границах зон памятников природы).
27. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия помимо информации, предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона, указываются коды объектов негативного воздействия на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
28. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
29. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 25 настоящего Положения, в отношении объектов контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
б) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
в) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
30. В рамках осуществления контроля (надзора) проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
31. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
32. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
33. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
34. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
35. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
36. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
37. В составе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализ данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
38. В составе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
39. Досмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
40. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
41. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится с привлечением государственных бюджетных учреждений, подведомственных министерству, экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
42. Отбор проб (образцов) осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
43. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 33-39 настоящего Положения.
44. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
45. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
46. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
47. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
48. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
49. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
50. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
51. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
52. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
53. Срок проведения документарной и (или) выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
54. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
55. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия и решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия оформляются по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьями 87, 90 Федерального закона.
56. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
57. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом.
58. Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
59. Ключевым показателем результативности осуществления государственного надзора является доля правонарушений, повлекших причинение вреда окружающей среде, из числа правонарушений, выявленных в ходе проведения проверок. Целевое значение данного показателя составляет 20%.
60. Индикативными показателями результативности осуществления контроля (надзора) в области охраны окружающей среды являются:
а) общее количество проведенных плановых выездных проверок (целевое значение данного показателя составляет 100%);
б) общее количество проведенных рейдовых осмотров (целевое значение данного показателя составляет 100%).
61. Индикатором риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного надзора является поступление в министерство информации об осуществлении на особо охраняемой природной территории регионального значения и (или) в охранной зоне особо охраняемой природной территории регионального значения хозяйственной и иной деятельности граждан или организаций.
62. Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона.
63. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц (далее - жалоба) может быть подана в министерство в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
64. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
65. Жалоба должна содержать:
а) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
в) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
д) требования лица, подавшего жалобу;
е) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
66. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
67. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение министерства полностью или частично;
в) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
68. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями статей 39-43 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования уполномочено осуществлять контроль и надзор за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных законодательством. С целью управления рисками причинения вреда (ущерба) при реализации плановых контрольных (надзорных) мероприятий министерство установило категории риска для объектов государственного надзора. Установлены виды плановых контрольных мероприятий и периодичность их проведения в зависимости от присвоенной категории риска. Результатами осуществления экологического контроля являются акт проверки и предписание по устранению выявленных нарушений.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 742 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Самарской области"
Вступает в силу с 1 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 1 октября 2021 г., в газете "Волжская коммуна" от 6 октября 2021 г. N 161, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 октября 2021 г. N 6300202110060004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 15 февраля 2024 г. N 91
Изменения вступают в силу с 16 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Самарской области от 5 июля 2022 г. N 512
Изменения вступают в силу с 6 июля 2022 г.