Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 744
"Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения и признании утратившим силу постановления Правительства Самарской области от 29.12.2017 N 916 "О порядке организации и осуществления регионального экологического надзора на территории Самарской области"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 37 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Самарской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 29.12.2017 N 916 "О порядке организации и осуществления регионального экологического надзора на территории Самарской области".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - |
В.В. Кудряшов |
Утверждено
постановлением Правительства
Самарской области
от 30.09.2021 N 744
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения (далее - геологический надзор).
2. Предметом геологического надзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
К объектам геологического надзора в пределах компетенции министерства относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) участки недр, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты негативного воздействия), которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, а также объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций и к которым предъявляются обязательные требования.
3. Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по геологическому надзору, в том числе указанных в пункте 2 настоящего Положения, утвержден приказом министерства от 22.06.2021 N 418.
Геологический надзор осуществляется в отношении объектов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, в пределах компетенции министерства по следующим вопросам:
а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
б) соблюдение требований технических проектов, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
в) ведение геологической и иной документации в процессе пользования недрами;
г) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
д) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
е) выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами;
ж) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в министерство;
з) предотвращение самовольного пользования недрами на участках недр местного значения.
4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках компетенции министерства по осуществлению геологического надзора, относятся:
а) лицензия на пользование недрами;
б) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах".
5. Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
6. Должностными лицами министерства, осуществляющими геологический надзор, являются:
а) министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министр);
б) руководитель управления государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды министерства (далее - управление);
в) главные консультанты управления;
г) консультанты и специалисты управления.
Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать министр (заместитель министра).
7. При осуществлении геологического надзора применяется система оценки управления рисками.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министерства по результатам оценки риска причинения вреда, вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) (далее - риски).
В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория высокого риска;
б) категория значительного риска;
в) категория среднего риска;
г) категория умеренного риска;
д) категория низкого риска.
При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - объекты II категории, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
б) к категории умеренного риска - объекты III категории, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
в) к категории низкого риска - объекты IV категории, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с настоящим Положением к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:
постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3, частью 1 статьи 8.7, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами министерства;
решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с настоящим Положением к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Учет объектов геологического надзора, относящихся к объектам негативного воздействия, осуществляется министерством при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которым присвоены категории риска.
8. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона.
Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).
В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
9. Должностные лица министерства, уполномоченные на осуществление геологического надзора, осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в сети Интернет, в средствах массовой информации и в иных формах.
10. Доклад о правоприменительной практике осуществления геологического надзора готовится министерством с периодичностью не реже одного раза в год и размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
11. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направить в министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им указанного предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается управлением в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
12. Консультирование осуществляется уполномоченными должностными лицами министерства в первую среду каждого месяца с 9:00 до 18:00 по следующим телефонам горячей линии: 8 (846) 266-74-62, 8 (846) 266-74-64.
Время консультирования по телефону одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется в виде разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках геологического надзора, разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обжалования решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц министерства, уполномоченных на осуществление геологического надзора.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети Интернет официального разъяснения министерства.
13. В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день.
По ходатайству должностного лица надзорного органа, проводящего профилактический визит, руководитель надзорного органа может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется надзорным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом надзорный орган, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты геологического надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, информация об этом незамедлительно направляется министру для принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
14. В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
15. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
16. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
17. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
18. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
19. В ходе выездного обследования осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
20. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 14 настоящего Положения, в отношении объектов геологического надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) 1 раз в 2 года - в отношении объектов, которым присвоена категория высокого риска;
б) 1 раз в 3 года - в отношении объектов, которым присвоена категория значительного риска;
в) 1 раз в 4 года - в отношении объектов, которым присвоена категория среднего риска;
г) 1 раз в 5 лет - в отношении объектов, которым присвоена категория умеренного риска.
В отношении объектов геологического надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
21. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 15-19 настоящего Положения.
22. Ключевым показателем результативности осуществления геологического надзора является доля правонарушений, повлекших причинение вреда окружающей среде, из числа правонарушений, выявленных в ходе проведения проверок в рамках регионального государственного экологического надзора. Целевое значение данного показателя составляет 20%.
Индикативными показателями результативности осуществления геологического надзора являются:
а) общее количество проведенных плановых выездных проверок. Целевое значение данного показателя составляет 100%;
б) общее количество проведенных рейдовых осмотров. Целевое значение данного показателя составляет 100%.
Индикатором риска нарушения обязательных требований при осуществлении геологического надзора является получение министерством недостоверной информации от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
23. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющейся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
24. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), помимо информации предусмотренной частью 1 статьи 64 Федерального закона, указываются коды объектов негативного воздействия (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
25. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
26. Срок проведения документарной (выездной) проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
27. Досмотр осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
28. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия могут проводиться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
29. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом.
Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
30. Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона.
31. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц (далее - жалоба) может быть подана в министерство в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
32. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
33. Жалоба должна содержать:
а) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
в) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
д) требования лица, подавшего жалобу;
е) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба.
34. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
35. По итогам рассмотрения жалобы министерство принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение министерства полностью или частично;
в) отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
36. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями статей 39-43 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 30 сентября 2021 г. N 744 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения и признании утратившим силу постановления Правительства Самарской области от 29.12.2017 N 916 "О порядке организации и осуществления регионального экологического надзора на территории Самарской области"
Вступает в силу с 1 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 1 октября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 октября 2021 г. N 6300202110060001, в газете "Волжская коммуна" от 6 октября 2021 г. N 161
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Самарской области от 6 февраля 2024 г. N 65
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Самарской области от 5 июля 2022 г. N 520
Изменения вступают в силу с 6 июля 2022 г.