В целях обобщения практики осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов за первое полугодие 2021 года и в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 08.07.2021 N 20РВ-119 "О наделении правом подписи первого заместителя министра, заместителей министра социального развития Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый обзор практики осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов за первое полугодие 2021 года.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области обеспечить официальное размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Министерства социального развития Московской области http://msr.mosreg.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра социального развития |
А.Ю. Бирюков |
Утверждена
приказом Министерства
социального развития
Московской области
от 30.09.2021 N 20П-435
Обзор
практики осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов за первое полугодие 2021 года
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1.1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики Министерством социального развития Московской области (далее - Министерство) при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов и иных нормативных правовых актов Московской области обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2.1. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
III. Правоприменительная практика организации и проведения надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов
3.1. Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов реализуется, в т.ч. посредством организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих численность работников более 35 человек и осуществляющих деятельность на территории Московской области (далее - работодатели).
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект плана готовится с учетом критериев проблемности работодателей в соответствии с присвоенными категориями риска, в соответствии с пунктами 48, 50 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 N 19РВ-98 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" (далее - Административный регламент).
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в Прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях для согласования на предмет законности включения объектов регионального государственного контроля (надзора).
Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта плана ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении по возможности в отношении отдельных юридических лиц совместных плановых проверок, в т.ч. о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату.
После рассмотрения предложений Прокуратуры Московской области и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, план проведения плановых проверок утверждается министром социального развития Московской области (далее - министр) и направляется в Прокуратуру Московской области.
План проведения плановых проверок Министерства социального развития Московской области на 2021 год в соответствии с пунктом 3.1 Целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации", сформирован с нулевым показателем, в части осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных субъектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:
о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;
о совокупности обязательных требований к субъектам проверок;
о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок;
доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
3.2. В соответствии с Административным регламентом осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным распоряжением Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 N 19РВ-98 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) мотивированное представление должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью инвалида, причинения вреда жизни, здоровью инвалида (необоснованный отказ в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты);
3) приказ министра, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.3. Проведение плановых проверок.
Плановые проверки в первом полугодии 2021 года в соответствии с Планом проведения плановых проверок Министерства социального развития Московской области на 2021 год не проводились.
3.4. Проведение внеплановых проверок.
Внеплановые проверки в первом полугодии 2021 году Министерством не проводились.
IV. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
4.1. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится в виде наблюдения за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при предоставлении в центры занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
При контроле за предоставлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации устанавливается:
1) выполнение квоты для приема на работу инвалидов;
2) соблюдение порядка, сроков и полноты представления информации.
По результатам анализа ежемесячных и ежеквартальных отчетов, представляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 N 19РВ-32 "О предоставлении информации по квотированию рабочих мест", центрами занятости населения подготавливается и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляется в Министерство информация о выполнении работодателями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области о квотировании рабочих мест путем заполнения соответствующих параметров в ведомственной информационной системе (программа для ЭВМ "Конфигурация "Трудоустройство", версия 2.0 для 1C: Предприятие) (далее - информация).
По результатам анализа информации, представляемой центрами занятости населения, должностными лицами Министерства:
1) в случае нарушений обязательных требований в пределах своих полномочий принимаются меры по пресечению таких нарушений, а также направляется в письменной форме министру, первому заместителю министра или заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) в случае обнаружения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований направляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) подготавливается и представляется отчет министру по форме таблицы "Рейтинг подконтрольных субъектов" для принятия решения о применении мер по пресечению нарушений обязательных требований.
V. Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), обязательных требований
5.1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностные лица Министерства осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений обязательных требований, которой предусмотрен перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих данные мероприятия, сроки и периодичность их проведения.
В целях профилактики нарушений обязательных требований должностные лица Министерства:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
3) в случае изменения обязательных требований подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
4) обеспечивают обобщение практики нарушений обязательных требований и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по мере необходимости, но не реже двух раз в год соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), в целях недопущения таких нарушений;
5) осуществляют рейтингование подконтрольных субъектов (объектов).
Рейтингование подконтрольных субъектов (объектов) осуществляется должностными лицами Министерства, рейтинг подконтрольных субъектов (объектов) актуализируется не реже одного раза в квартал и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Профилактика правонарушений";
6) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О зайдите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, предлагают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить Министерство об этом в установленный в таком предостережении срок.
Решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает министр, лицо, его замещающее, первый заместитель министра, заместитель министра на основании предложений должностного лица Министерства, осуществлявшего мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, либо информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекался к ответственности за нарушение обязательных требований.
Составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня получения должностным лицом Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.
По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в Министерство возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе в электронной форме посредством ЕГИС ОКНД.
Министерство рассматривает возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и по итогам рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого осуществляется государственный контроль (надзор), ответ.
Результаты рассмотрения возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований используются Министерством для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения критериев проблемности при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор).
При отсутствии возражений на предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в 60-дневный срок направляет в Министерство уведомление об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в первом полугодии 2021 года в рамках осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов работодателям направлено 105 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Министерством осуществлялись мероприятия по выявлению работодателей обязанных, но не осуществляющих квотирование рабочих мест для инвалидов.
VI. Предложения по совершенствованию законодательства
6.1. Нормативное правовое обеспечение является достаточным для эффективного осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Предложений по совершенствованию законодательства в сфере осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Московской области от 30 сентября 2021 г. N 20П-435 "Об утверждении обзора практики осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов за первое полугодие 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 1 октября 2021 г.