Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 августа 2021 г. N 588н "Об утверждении профессионального стандарта "Менеджер по информационным технологиям"

 

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Менеджер по информационным технологиям".

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 716н "Об утверждении профессионального стандарта "Менеджер по информационным технологиям" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34714);

пункт 161 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

 

Министр

А.О. Котяков

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2021 г.

Регистрационный N 65223

 

ГАРАНТ:

См. справку о профессиональных стандартах

См.:

должностную инструкцию заместителя генерального директора по инновациям (управление цифровой трансформацией организации, региона, страны)

должностную инструкцию директора по цифровой трансформации (управление цифровой трансформацией организации, региона, страны)

должностную инструкцию директора службы заказчика (управление сервисами информационных технологий)

должностную инструкцию начальника вычислительного центра (управление операционной деятельностью организации в области информационных технологий)

должностную инструкцию начальника службы информатизации (управление единой информационной средой организации, региона, страны)

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 августа 2021 г. N 588н

 

Профессиональный стандарт
Менеджер по информационным технологиям

 

 

149

 

Регистрационный номер

 

I. Общие сведения

 

Управление информационными технологиями (далее - ИТ) в экономике и государственном управлении

 

06.014

(наименование вида профессиональной деятельности)

 

Код

 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

 

Управление внедрением, предоставлением, использованием и развитием цифровых и информационных технологий

 

Группа занятий:

 

1330

Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий

-

-

(код ОКЗ 1)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

 

Отнесение к видам экономической деятельности:

 

62.09

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая

(код ОКВЭД 2)

(наименование вида экономической деятельности)

 

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень

квалификации

наименование

код

уровень

(подуровень)

квалификации

А

Управление операционной деятельностью организации в области ИТ

6

Управление изменениями ИТ

А/01.6

6

Управление ИТ-активами

А/02.6

6

Управление ИТ-проектами

А/03.6

6

Управление обработкой запросов в области ИТ сотрудников, клиентов и партнеров организации

А/04.6

6

Управление отношениями с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками

А/05.6

6

Управление информационной безопасностью

А/06.6

6

Развитие компетенций персонала ИТ-подразделения

А/07.6

6

В

Управление сервисами ИТ организации

7

Управление совершенствованием ИТ-сервисов

В/01.7

7

Управление общей стоимостью владения ИТ

В/02.7

7

Управление программами ИТ-проектов

 

7

Управление уровнем предоставления ИТ-сервисов

В/04.7

7

Управление отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

В/05.7

7

Управление непрерывностью ИТ-сервисов

В/06.7

7

Мотивация сотрудников в рамках сервисного подхода к ИТ

В/07.7

7

С

Управление единой информационной средой организации, региона, страны

7

Управление стратегией развития ИТ

С/01.7

7

Управлению ценностью ИТ для бизнеса (организации)

С/02.7

7

Управление портфелями ИТ-проектов

С/03.7

7

Обеспечение непрерывности предоставления ИТ в организации, регионе, стране

С/04.7

7

Управление отношениями с заинтересованными сторонами при предоставлении единой информационной среды

С/05.7

7

Управление рисками ИТ и кибербезопасностью

С/06.7

7

Вовлечение в автоматизацию ключевых пользователей организации

С/07.7

7

D

Управление цифровой трансформацией организации, региона, страны

8

Управление цифровой стратегией организации (региона, страны)

D/01.8

8

Управление инвестициями в цифровую трансформацию

D/02.8

8

Управление дорожной картой инновационной деятельности по цифровой трансформации

D/03.8

8

Обеспечение динамичного изменения организации (региона, страны) путем внедрения цифровых технологий

D/04.8

8

Управление взаимоотношениями в рамках цифровой трансформации с широким кругом стейкхолдеров: клиентами, партнерами, государством, научными и образовательными учреждениями, некоммерческими организациями, профессиональными сообществами

D/05.8

8

Управление рисками цифрового развития (цифрового отставания)

D/06.8

8

Определение направлений мотивации всех заинтересованных сторон на цифровую трансформацию, продвижение цифровой трансформации внутри организации

D/07.8

8

 

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

 

3.1. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Управление операционной деятельностью организации в области ИТ

Код

А

Уровень

квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей,

профессий

Руководитель отдела управления инфраструктурой

Руководитель отдела программного обеспечения

Руководитель группы управления базами данных

Начальник вычислительного центра

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат или

Высшее образование - магистратура

Требования к опыту практической работы

Не менее трех лет в области ИТ и не менее одного года участия в выборе поставщиков на основании конкурсных процедур, открытых и закрытых тендеров

Особые условия допуска к работе

-

Другие

характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, управления ресурсами ИТ, управления активами ИТ, управления персоналом, управления бюджетом

 

Дополнительные характеристики

 

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1330

Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий

ЕКС 3

-

Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра

-

Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов

-

Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (АСУП)

-

Начальник отдела информации

ОКПДТР 4

22135

Заведующий сектором (функциональным в прочих областях деятельности)

24072

Менеджер в подразделениях (службах) компьютерного обеспечения

24702

Начальник отдела (компьютерного обеспечения)

26152

Руководитель группы (научно-технического развития)

44490

Начальник группы (бюро), лаборатории в составе конструкторского, технологического, исследовательского, расчетного, экспериментального и других основных отделов

ОКСО 5

2.09.03.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.03.02

Информационные системы и технологии

2.09.03.03

Прикладная информатика

2.09.03.04

Программная инженерия

2.09.04.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.04.02

Информационные системы и технологии

2.09.04.03

Прикладная информатика

2.09.04.04

Программная инженерия

 

3.1.1. Трудовая функция

 

Наименование

Управление изменениями ИТ

Код

А/01.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей управления изменениями ИТ

Организация управления изменениями ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и постоянное улучшение процесса управления изменениями ИТ

Необходимые умения

Моделировать, анализировать и декомпозировать цели управления изменениями ИТ

Формировать команду и организовывать персонал для управления изменениями ИТ

Осуществлять мониторинг и контроль управления изменениями ИТ

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления изменениями ИТ

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению изменениями в ИТ

Методы мониторинга и контроля управления изменениями ИТ

Методы непрерывного улучшения управления изменениями ИТ

Другие

характеристики

-

 

3.1.2. Трудовая функция

 

Наименование

Управление ИТ-активами

Код

А/02.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей управления ИТ-активами

Организация управления ИТ-активами с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и мотивация сотрудников на улучшение управления ИТ-активами

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления ИТ-активами

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ИТ-активами

Осуществлять мониторинг и контроль управления ИТ-активами

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления ИТ-активами

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению ИТ-активами

Методы выбора поставщиков и контроля осуществления поставок

Методы мониторинга и контроля управления ИТ-активами

Методы бюджетирования ИТ-активов

Принципы контрактования в ИТ

Методы непрерывного улучшения управления ИТ-активами

Другие

характеристики

-

 

3.1.3. Трудовая функция

 

Наименование

Управление ИТ-проектами

Код

А/03.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов управления ИТ-проектами

Организация управления ИТ-проектами с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления ИТ-проектами

Необходимые умения

Осуществлять руководство ИТ-проектами

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ИТ-проектами

Осуществлять мониторинг и контроль управления ИТ-проектами

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления ИТ-проектами

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению проектами

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению ИТ-проектами

Методы выбора исполнителей ИТ-проектов и контроля их деятельности

Методы мониторинга и контроля управления ИТ-проектами

Принципы контрактования в ИТ

Методы непрерывного улучшения управления ИТ-проектами

Другие

характеристики

-

 

3.1.4. Трудовая функция

 

Наименование

Управление обработкой запросов в области ИТ сотрудников, клиентов и партнеров организации

Код

А/04.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей управления обработкой запросов пользователей

Организация управления обработкой запросов пользователей с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления обработкой запросов пользователей

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления обработкой запросов пользователей

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления обработкой запросов пользователей

Осуществлять мониторинг и контроль управления обработкой запросов пользователей

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления обработкой запросов пользователей

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению обработкой запросов пользователей

Методы выбора субподрядчиков и контроля их деятельности

Методы контроля управления обработкой запросов пользователей

Методы непрерывного улучшения управления обработкой запросов пользователей

Другие

характеристики

-

 

3.1.5. Трудовая функция

 

Наименование

Управление отношениями с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками

Код

А/05.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление групп стейкхолдеров и формирование (согласование) целей и принципов взаимодействия с ними

Организация управления отношениями с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками

Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с сотрудниками подразделений ИТ и поставщиками

Необходимые умения

Классифицировать стейкхолдеров и определять особенности взаимодействия с каждой группой

Осуществлять мониторинг и контроль взаимоотношений с поставщиками

Осуществлять наем, увольнение, мотивацию, развитие ИТ-персонала

Управлять ИТ-персоналом

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению персоналом

Методы выбора поставщиков и контроля осуществления поставок

Принципы межличностного общения

Другие

характеристики

-

 

3.1.6. Трудовая функция

 

Наименование

Управление информационной безопасностью

Код

А/06.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей и принципов управления информационной безопасностью

Определение состава методов и средств обеспечения безопасности ИТ, соответствующих критериям оценки безопасности ИТ

Организация управления информационной безопасностью с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления информационной безопасностью

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления информационной безопасностью

Использовать методы и средства обеспечения безопасности ИТ, соответствующие критериям оценки безопасности ИТ

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления информационной безопасностью

Осуществлять мониторинг и контроль управления информационной безопасностью

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления информационной безопасностью

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению информационной безопасностью

Методы и средства обеспечения безопасности ИТ, критерии оценки безопасности ИТ

Методы контроля безопасности ИТ

Методы непрерывного улучшения управления информационной безопасностью

Другие

характеристики

-

 

3.1.7. Трудовая функция

 

Наименование

Развитие компетенций персонала ИТ-подразделения

Код

А/07.6

Уровень

(подуровень)

квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Управление определением, согласованием и утверждением целевой модели компетенций персонала ИТ-подразделения

Организация оценки соответствия компетенций персонала ИТ-подразделения целевой модели компетенций

Управление переходом персонала ИТ-подразделения к целевой модели компетенций

Необходимые умения

Формировать модели компетенций персонала ИТ-подразделения с учетом стратегии бизнеса и организации в области ИТ

Выбирать методы оценки компетенций персонала ИТ-подразделения

Использовать методы обучения и развития персонала ИТ-подразделения для формирования целевой модели компетенций

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты и профессиональные стандарты, лучшие практики и фреймворки моделей компетенций ИТ-персонала

Методы и модели оценки компетенций ИТ-персонала

Другие

характеристики

-

 

3.2. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Управление сервисами ИТ

Код

B

Уровень

квалификации

7

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей,

профессий

Руководитель отдела поддержки пользователей

Менеджер центра обслуживания пользователей информационных технологий

Директор службы заказчика

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат или

Высшее образование - магистратура

Требования к опыту практической работы

Не менее пяти лет в области ИТ и не менее трех лет внедрения и (или) использования сервисного подхода

Особые условия допуска к работе

-

Другие

характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, управления сервисами ИТ

 

Дополнительные характеристики

 

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1330

Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий

ЕКС

-

Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра

-

Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов

-

Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (АСУП)

-

Начальник отдела информации

ОКПДТР

24072

Менеджер (в подразделениях (службах) компьютерного обеспечения)

24702

Начальник отдела (компьютерного обеспечения)

24705

Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)

24927

Начальник службы (функциональной в прочих областях деятельности)

25042

Начальник управления (специализированного в прочих отраслях)

25108

Начальник центра (в прочих отраслях)

ОКСО

2.09.03.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.03.02

Информационные системы и технологии

2.09.03.03

Прикладная информатика

2.09.03.04

Программная инженерия

2.09.04.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.04.02

Информационные системы и технологии

2.09.04.03

Прикладная информатика

2.09.04.04

Программная инженерия

 

3.2.1. Трудовая функция

 

Наименование

Управление совершенствованием ИТ-сервисов

Код

B/01.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Управление формированием модели оценки ИТ-сервисов

Организация выявления целевых показателей ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров

Управление переходом к целевой модели ИТ-сервисов

Необходимые умения

Формировать модель оценки ИТ-сервисов

Организовывать деятельность по выявлению целевого значения показателей ИТ-сервисов на основе стратегии бизнеса и стратегии организации в области ИТ

Выявлять расхождения в целевом и текущем состоянии ИТ-сервисов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки моделей оценки ИТ-сервисов

Методы мониторинга и контроля состояния ИТ-сервисов

Другие

характеристики

-

 

3.2.2. Трудовая функция

 

Наименование

Управление общей стоимостью владения ИТ

Код

B/02.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей управления общей стоимостью владения ИТ

Организация управления общей стоимостью владения ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и лидерство в улучшении управления общей стоимостью владения ИТ

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления общей стоимостью владения ИТ

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления общей стоимостью владения ИТ

Осуществлять мониторинг и контроль управления общей стоимостью владения ИТ

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления общей стоимостью владения ИТ

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управления общей стоимостью владения ИТ

Методы оценки и контроля общей стоимости владения ИТ

Методы моделирования и оценки эффективности ИТ

Другие

характеристики

-

 

3.2.3. Трудовая функция

 

Наименование

Управление программами ИТ-проектов

Код

B/03.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов управления программами ИТ-проектов

Организация управления программами ИТ-проектов с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления программами ИТ-проектов

Необходимые умения

Осуществлять руководство программами ИТ-проектов

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления программами ИТ-проектов

Осуществлять мониторинг и контроль управления программами ИТ-проектов

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления программами ИТ-проектов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению программами проектов

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению программами ИТ-проектов

Методы мониторинга и контроля управления программами ИТ-проектов

Методы непрерывного улучшения управления программами ИТ-проектов

Другие

характеристики

-

 

3.2.4. Трудовая функция

 

Наименование

Управление уровнем предоставления ИТ-сервисов

Код

B/04.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Организация управления уровнем предоставления ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Осуществлять мониторинг и контроль управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению уровнем предоставления ИТ-сервисов

Методы контроля управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Методы непрерывного улучшения управления уровнем предоставления ИТ-сервисов

Другие

характеристики

-

 

3.2.5. Трудовая функция

 

Наименование

Управление отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Код

B/05.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление групп внутренних заказчиков ИТ-сервисов и формирование (согласование) целей и принципов взаимодействия с ними

Организация управления отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Необходимые умения

Классифицировать внутренних заказчиков ИТ-сервисов и определять особенности взаимодействия с каждой группой

Мотивировать персонал на эффективное взаимодействие с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Осуществлять мониторинг и контроль взаимоотношений с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению отношениями с внутренними заказчиками ИТ-сервисов

Принципы межличностного общения

Другие

характеристики

-

 

3.2.6. Трудовая функция

 

Наименование

Управление непрерывностью ИТ-сервисов

Код

B/06.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей и принципов управления непрерывностью ИТ-сервисов

Определение состава методов и средств обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, соответствующих критериям организации

Организация управления непрерывностью ИТ-сервисов с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления непрерывностью ИТ-сервисов

Необходимые умения

Формировать и декомпозировать цели управления непрерывностью ИТ-сервисов

Использовать методы и средства обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, соответствующие критериям оценки организации

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления непрерывностью ИТ-сервисов

Осуществлять мониторинг и контроль управления непрерывностью ИТ-сервисов

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления непрерывностью ИТ-сервисов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению непрерывностью ИТ-сервисов

Методы и средства обеспечения непрерывности ИТ-сервисов, критерии оценки непрерывности ИТ-сервисов

Методы контроля непрерывности ИТ-сервисов

Методы непрерывного улучшения управления непрерывностью ИТ-сервисов

Другие

характеристики

-

 

3.2.7. Трудовая функция

 

Наименование

Мотивация сотрудников в рамках сервисного подхода к ИТ

Код

B/07.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование моделей компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода

Оценка и контроль компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода

Формирование принципов мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода

Организация мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода

Необходимые умения

Формировать модели компетенций сотрудников в рамках сервисного подхода

Оценивать компетенции сотрудников в рамках сервисного подхода

Осуществлять планирование и организацию мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по моделям компетенций

Методы мотивации сотрудников в рамках сервисного подхода

Другие

характеристики

-

 

3.3. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Управление единой информационной средой организации, региона, страны

Код

C

Уровень

квалификации

7

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей,

профессий

Директор по информационным технологиям

Директор департамента информационных технологий

Заместитель генерального директора по информационным технологиям

Начальник службы информатизации

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - магистратура

Требования к опыту практической работы

Не менее трех лет управления функциональной областью, подразделением или проектами в области ИТ

Особые условия допуска к работе

-

Другие

характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации по программам управления ИТ, стратегического менеджмента, управления информацией

 

Дополнительные характеристики

 

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1330

Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий

ЕКС 3

-

Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра

-

Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов

-

Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (АСУП)

-

Начальник отдела информации

ОКПДТР 4

21571

Директор технический

24702

Начальник отдела (компьютерного обеспечения)

24705

Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)

24754

Начальник отделения (специализированного в прочих отраслях)

24927

Начальник службы (функциональной в прочих областях деятельности)

25042

Начальник управления (специализированного в прочих отраслях)

25108

Начальник центра (в прочих отраслях)

ОКСО 5

2.09.04.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.04.02

Информационные системы и технологии

2.09.04.03

Прикладная информатика

2.09.04.04

Программная инженерия

 

3.3.1. Трудовая функция

 

Наименование

Управление стратегией развития ИТ

Код

C/01.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование стратегических целей организации в области ИТ

Организация управления разработкой и обновлением стратегии развития ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров

Организация разработки и выполнения стратегии развития ИТ с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль и мониторинг разработки и выполнения стратегии развития ИТ

Необходимые умения

Формировать и согласовывать стратегические цели развития ИТ со стейкхолдерами

Организовывать деятельность по разработке и выполнению стратегии развития ИТ

Осуществлять мониторинг и контроль разработки и выполнения стратегии развития ИТ

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по разработке и реализации стратегии развития ИТ

Методы организации разработки и реализации стратегии развития ИТ

Другие

характеристики

-

 

3.3.2. Трудовая функция

 

Наименование

Управлению ценностью ИТ для бизнеса (организации)

Код

C/02.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов определения ценности ИТ для бизнеса (организации)

Организация управления ценностью ИТ для бизнеса (организации) с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль ценности ИТ для бизнеса (организации)

Мотивация сотрудников на повышение ценности ИТ для бизнеса (организации)

Необходимые умения

Формировать принципы оценки ценности ИТ для бизнеса (организации)

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления ценностью ИТ для бизнеса (организации)

Осуществлять мониторинг и контроль ценности ИТ для бизнеса (организации)

Необходимые знания

Лучшие практики управления ценностью ИТ для бизнеса (организации)

Методы оценки ценности ИТ для бизнеса (организации)

Другие

характеристики

-

 

3.3.3. Трудовая функция

 

Наименование

Управление портфелями ИТ-проектов

Код

C/03.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов управления портфелями ИТ-проектов

Организация управления портфелями ИТ-проектов с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением управления портфелями ИТ-проектов

Необходимые умения

Осуществлять руководство управлением портфелями ИТ-проектов

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления портфелями ИТ-проектов

Осуществлять мониторинг и контроль управления портфелями ИТ-проектов

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления портфелями ИТ-проектов

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению портфелями проектов

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению портфелями ИТ-проектов

Методы мониторинга и контроля управления портфелями ИТ-проектов

Методы непрерывного улучшения управления портфелями ИТ-проектов

Другие

характеристики

-

 

3.3.4. Трудовая функция

 

Наименование

Обеспечение непрерывности предоставления ИТ в организации, регионе, стране

Код

C/04.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование требований к непрерывности деятельности

Организация обеспечения непрерывности деятельности с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль обеспечения непрерывности деятельности в соответствии с потребностями организации (бизнеса)

Необходимые умения

Выявлять требования к непрерывности деятельности

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для обеспечения непрерывности деятельности

Осуществлять мониторинг и контроль обеспечения непрерывности деятельности

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по обеспечению непрерывности деятельности

Методы контроля обеспечения непрерывности деятельности

Другие

характеристики

-

 

3.3.5. Трудовая функция

 

Наименование

Управление отношениями с заинтересованными сторонами при предоставлении единой информационной среды

Код

C/05.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление потребностей и интересов руководства в ИТ

Организация управления отношениями с руководством

Мониторинг, контроль и управление улучшением отношений с руководством

Необходимые умения

Выявлять потребности и интересы руководства в ИТ

Организовывать эффективные коммуникации с руководством

Повышать заинтересованность руководства в ИТ и с его помощью увеличивать вклад ИТ в деятельность организации

Необходимые знания

Лучшие практики вовлечения руководства в управление ИТ

Принципы повышения ценности ИТ

Другие

характеристики

-

 

3.3.6. Трудовая функция

 

Наименование

Управление рисками ИТ и кибербезопасностью

Код

C/06.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей и принципов управления рисками ИТ и кибербезопасностью

Определение состава методов и средств управления рисками ИТ и кибербезопасностью

Организация управления рисками ИТ и кибербезопасностью с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление сокращением и смягчением рисков ИТ и ростом уровня кибербезопасности

Необходимые умения

Формировать цели и принципы управления рисками ИТ и кибербезопасностью

Использовать методы и средства обеспечения управления рисками ИТ и кибербезопасностью, соответствующие критериям оценки организации

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления рисками ИТ и кибербезопасностью

Осуществлять мониторинг и контроль рисков ИТ и кибербезопасности

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления рисками ИТ и кибербезопасностью

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению рисками ИТ и кибербезопасностью

Критерии оценки рисков и уровня кибербезопасности

Методы контроля рисков и уровня кибербезопасности

Другие

характеристики

-

 

3.3.7. Трудовая функция

 

Наименование

Вовлечение в автоматизацию ключевых пользователей организации

Код

C/07.7

Уровень

(подуровень)

квалификации

7

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оценка уровня ИТ-грамотности ключевых пользователей и определение мер по его повышению до необходимого организации

Постоянное продвижение возможностей ИТ для организации путем внутренней рекламы и пропаганды

Организация мотивации ключевых пользователей организации к использованию ИТ

Необходимые умения

Оценивать уровень ИТ-грамотности относительно потребностей организации (бизнеса)

Пропагандировать ИТ в организации

Мотивировать на вовлеченность в автоматизацию

Необходимые знания

Принципы оценки ИТ-грамотности сотрудников

Методы внутреннего пиара и продвижения ИТ

Другие

характеристики

-

 

3.4. Обобщенная трудовая функция

 

Наименование

Управление цифровой трансформацией организации, региона, страны

Код

D

Уровень

квалификации

8

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей,

профессий

Директор по цифровой трансформации

Директор по инновационной деятельности

Директор по информационным технологиям и инновациям

Заместитель генерального директора по инновациям

Заместитель генерального директора по развитию

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - магистратура

Требования к опыту практической работы

Не менее пяти лет управления в области ИТ

Особые условия допуска к работе

-

Другие

характеристики

Рекомендуется ЕМВ А, степень доктора или кандидата наук Рекомендуется повышение квалификации по цифровой экономике и (или) цифровой трансформации

 

Дополнительные характеристики

 

Наименование

документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1330

Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий

ЕКС 3

-

Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра

 

Начальник отдела автоматизации и механизации производственных процессов

 

Начальник отдела автоматизированной системы управления производством (АСУП)

 

Начальник отдела информации

ОКПДТР 4

24702

Начальник отдела (компьютерного обеспечения)

24705

Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)

24754

Начальник отделения (специализированного в прочих отраслях)

24927

Начальник службы (функциональной в прочих областях деятельности)

25042

Начальник управления (специализированного в прочих отраслях)

25108

Начальник центра (в прочих отраслях)

26158

Руководитель департамента федерального министерства

ОКСО 5

2.09.04.01

Информатика и вычислительная техника

2.09.04.02

Информационные системы и технологии

2.09.04.03

Прикладная информатика

2.09.04.04

Программная инженерия

 

3.4.1. Трудовая функция

 

Наименование

Управление цифровой стратегией организации (региона, страны)

Код

D/01.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование стратегических целей цифровой трансформации в организации, регионе, стране

Организация управления разработкой и обновлением цифровой стратегии развития организации, региона, страны с помощью персонала и стейкхолдеров

Организация и выполнение цифровой стратегии организации (региона, страны) с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль и мониторинг разработки и выполнения цифровой стратегии организации (региона, страны)

Необходимые умения

Формировать и согласовывать стратегические цели цифровой трансформации со стейкхолдерами

Организовывать деятельность по разработке и выполнению цифровой стратегии организации (региона, страны)

Осуществлять мониторинг и контроль разработки и выполнения цифровой стратегии организации (региона, страны)

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по разработке и реализации цифровой стратегии организации (региона, страны)

Методы организации разработки и реализации цифровой стратегии организации (региона, страны)

Другие

характеристики

-

 

3.4.2. Трудовая функция

 

Наименование

Управление инвестициями в цифровую трансформацию

Код

D/02.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов управления инвестициями в цифровую трансформацию

Организация управления инвестициями в цифровую трансформацию с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль инвестиций в цифровую трансформацию

Лидерство в повышении эффективности инвестиций в цифровую трансформацию

Необходимые умения

Формировать принципы управления инвестициями в цифровую трансформацию

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления инвестициями в цифровую трансформацию

Осуществлять мониторинг и контроль инвестиций в цифровую трансформацию

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению инвестициями в цифровую трансформацию

Методы контроля и оценки эффективности инвестиций в цифровую трансформацию

Другие

характеристики

-

 

3.4.3. Трудовая функция

 

Наименование

Управление дорожной картой инновационной деятельности по цифровой трансформации

Код

D/03.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование принципов управления дорожной картой инновационной деятельности

Организация управления дорожной картой инновационной деятельности с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества и управление улучшением соответствия дорожной карты инновационной деятельности потребностям организации (бизнеса)

Необходимые умения

Осуществлять руководство формированием и обновлением дорожной карты инновационной деятельности

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления дорожной картой инновационной деятельности

Осуществлять мониторинг и контроль дорожной карты инновационной деятельности

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению дорожной картой инновационной деятельности

Методы работы с дорожной картой инновационной деятельности

Другие

характеристики

-

 

3.4.4. Трудовая функция

 

Наименование

Обеспечение динамичного изменения организации (региона, страны) путем внедрения цифровых технологий

Код

D/04.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование потребностей бизнеса (организации, региона, страны) в цифровых технологиях

Организация обеспечения динамичного изменения бизнеса (организации, региона, страны) с использованием цифровых технологий

Контроль обеспечения динамичного изменения бизнеса (организации, региона, страны) с использованием цифровых технологий

Необходимые умения

Выявлять потребности бизнеса (организации, региона, страны) в цифровых технологиях

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий

Осуществлять мониторинг и контроль обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по обеспечению динамичного изменения организации (региона, страны) с использованием цифровых технологий

Методы контроля обеспечения динамичного изменения организации (региона, страны) за счет цифровых технологий

Другие

характеристики

-

 

3.4.5. Трудовая функция

 

Наименование

Управление взаимоотношениями в рамках цифровой трансформации с широким кругом стейкхолдеров: клиентами, партнерами, государством, научными и образовательными учреждениями, некоммерческими организациями, профессиональными сообществами

Код

D/05.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Выявление потребностей и интересов широкого круга стейкхолдеров в цифровых технологиях

Лидерство в управлении взаимоотношениями с широким кругом стейкхолдеров

Мониторинг, контроль и управление улучшением взаимоотношений с заинтересованными лицами

Необходимые умения

Выявлять потребности и интересы широкого круга стейкхолдеров в цифровых технологиях

Организовывать эффективные коммуникации с широким кругом стейкхолдеров

Повышать вовлеченность широкого круга стейкхолдеров в цифровую трансформацию

Необходимые знания

Лучшие практики цифровой трансформации

Организация взаимодействия с широким кругом стейкхолдеров по вопросам цифровой трансформации

Другие

характеристики

-

 

3.4.6. Трудовая функция

 

Наименование

Управление рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Код

D/06.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Формирование и согласование целей и принципов управления рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Определение состава методов и средств управления рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Организация управления рисками цифрового развития (цифрового отставания) с помощью персонала и стейкхолдеров

Контроль качества деятельности по сокращению и смягчению рисков цифрового развития (цифрового отставания) и управление ею

Необходимые умения

Формировать цели и принципы управления рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Использовать методы и средства обеспечения управления рисками цифрового развития (цифрового отставания), соответствующие критериям оценки организации

Формировать команду и организовывать персонал и стейкхолдеров для управления рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Осуществлять мониторинг и контроль рисков цифрового развития (цифрового отставания)

Организовывать деятельность по непрерывному улучшению управления рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Необходимые знания

Международные и отечественные стандарты, лучшие практики и фреймворки по управлению рисками цифрового развития (цифрового отставания)

Критерии оценки рисков цифрового развития (цифрового отставания)

Методы контроля рисков цифрового развития (цифрового отставания)

Другие

характеристики

-

 

3.4.7. Трудовая функция

 

Наименование

Определение направлений мотивации всех заинтересованных сторон на цифровую трансформацию, продвижение цифровой трансформации внутри организации

Код

D/07.8

Уровень

(подуровень)

квалификации

8

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оценка уровня цифровой грамотности в организации (регионе, стране) и определение мер по его повышению

Постоянное продвижение возможностей цифровой трансформации путем рекламы и пропаганды

Организация мотивации к эффективному использованию цифровой трансформации

Необходимые умения

Оценивать уровень цифровой грамотности относительно потребностей организации (региона, страны)

Пропагандировать цифровую трансформацию в организации (регионе, стране)

Мотивировать на цифровую трансформацию

Необходимые знания

Принципы оценки цифровой грамотности

Методы пиара и продвижения цифровой трансформации

Другие

характеристики

-

 

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

 

4.1. Ответственная организация-разработчик

 

Межрегиональная общественная организация "Союз ИТ-директоров" (СОДИТ), город Екатеринбург

Председатель правления

Аншина Марина Львовна

 

4.2. Наименования организаций-разработчиков

 

1

Ассоциация защиты информации, город Реутов, Московская область

2

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, город Москва

3

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва

4

Некоммерческая организация "Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами", город Москва

5

Школа ИТ-менеджмента при ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", город Москва

 

------------------------------

1Общероссийский классификатор занятий.

2Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

3Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

4Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

5Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

 

С 1 марта 2022 г. для менеджера информационных технологий вводится новый профстандарт. Он заменит профстандарт 2014 г. и будет действовать 6 лет.


Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 августа 2021 г. N 588н "Об утверждении профессионального стандарта "Менеджер по информационным технологиям"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2021 г.

Регистрационный N 65223


Вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 октября 2021 г. N 0001202110010046