Решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 г. по делу N 3а-265/2021
Настоящее решение рассмотрено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 г. N 66а-975/2021 и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г, при секретаре Кузнецове А.Ю, с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Выборгтеплоэнерго" о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 года N 555-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20 декабря 2018 года N 565-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО "Выборгтеплоэнерго" потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2021 годов", обязании принять заменяющий нормативный правовой акт, установил:
18.12.2020 ЛенРТК принят приказ N 555-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20 декабря 2018 года N 565-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО "Выборгтеплоэнерго" потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2021 годов" (далее - Приказ N 555-п), которым в новой редакции изложены приложения 1 и 2.
Согласно приложению 1 к Приказу N 555-п тариф на тепловую энергию, поставляемую АО "Выборгтеплоэнерго" потребителям (кроме населения) на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 установлен в размере 2903,73 руб./Гкал, а с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 2993,4 руб./Гкал.
Согласно приложению 2 к Приказу N 555-п тариф на горячую воду, поставляемую АО "Выборгтеплоэнерго" потребителям (кроме населения), на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 установлен в размере 43,39 руб./куб. м. (компонент на теплоноситель/холодную воду) и 2903,73 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию), а с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 44,78 руб./куб. м. (компонент на теплоноситель/холодную воду) и 2993, 4 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию).
Приказ N 555-п опубликован 18.12.2020 на официальном интернет-портале http://lenreg.ru.
АО "Выборгтеплоэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Приказ N 555-п в части установления тарифов на тепловую энергию на 2021 г, принятого органом регулирования решения о применении статьи "Исполнение предписания ФАС России", корректирующего в сторону уменьшения НВВ на 2021 г. на 30733,89 млн. руб, и обязании ЛенРТК принять заменяющий нормативный правовой акт в части восстановления НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" на 2021 г. на сумму 30733, 89 млн. руб.
В обоснование заявленных требований указано, что АО "Выборгтеплоэнерго" не является ни лицом, признанным нарушившим положения Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и отношение которого ФАС России 29.12.2018 вынесло предписание N СП/109/005/18, ни регулируемой организацией, в отношении которой ФАС России проводило проверку. Предписание вынесено после прекращения деятельности указанной в нем регулируемой организации - АО "Управляющая компания по ЖКХ" и не содержит указания на АО "Выборгтеплоэнерго". У ЛенРТК нет права самостоятельно устанавливать лицо, в отношении которого принимается к исполнению предписание. Ранее ЛенРТК были проведены мероприятия тарифного регулирования, связанных с реорганизацией двух юридических лиц, по учету и исключению из НВВ необоснованных доходов. Повторный учет результатов деятельности реорганизованного лица недопустим. ЛенРТК был не вправе пересматривать долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов. Требование предписания ФАС России об исключение из НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" на 2021 г. экономически необоснованно учтенных расходов ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" на 2016, 2018 является неправомерным, поскольку в предписании ФАС России ссылается исключительно на то обстоятельство, что в ходе проверки ЛенРТК не предоставило ему обосновывающие эти расходы документы. Исключение средств из НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" во исполнение предписания осуществлено ЛенРТК без учета фактических значений расходов, понесенных регулируемой организацией в 2016, 2018. ЛенРТК было необходимо учитывать фактические значения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (фактически полученные доходы) за 2016, 2018 гг, а не плановые значения прибыли, налога на прибыль, аренды 2016, 2018 гг.
В письменных возражениях административным ответчиком указано, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. 29.12.2018 ФАС России выдано предписание об исключении из НВВ ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" экономически необоснованные расходы по статьям затрат: "госпошлина, пени, неустойки" за 2016 г. в размере 10459, 25 тыс. руб, "прибыль" за 2016 г. в размере 51000 тыс. руб, "налог на прибыль" в расчете на расчетную предпринимательскую прибыль за 2018 г, а также, провести анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" расходов по статьям затрат: лизинг (в составе прочие прямые расходы) за 2016 г, аренда за 2016 г, аренда и лизинг (в составе неподконтрольных расходов) за 2018 г. 26.12.2020 в ЛенРТК поступило решение ФАС России об установлении срока исполнения предписания от 29.12.2018 до 30.12.2020, с учетом поэтапного исключения экономически необоснованных расходов ОАО "Управляющая компания по ЖКХ" из состава НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" на 2021 - 2022 гг. Исполнение предписания ФАС России обязательно для ЛенРТК. Орган регулирования обязан учитывать результаты деятельности реорганизованного юридического лица при установлении тарифов для регулируемой организации, к которой перешли права реорганизованной организации.
Участвующий в судебном заседании представитель административного истца Карпов Р.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Пономаренко Г.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
Согласно пунктов 4 и 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере теплоснабжение отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п. 2.2.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Судом установлено, что 10.06.2020 АО "Выборгтеплоэнерго" обратилось в ЛенРТК с заявлением о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 г, которое принято к рассмотрению ЛенРТК в рамках ранее открытого дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО "Выборгтеплоэнерго" на 2019 - 2021 гг. Письмами от 02, 08 и 15 декабря 2020 АО "Выборгтеплоэнерго" представило в ЛенРТК дополнительные материалы.
Выводы по результатам анализа заявления АО "Выборгтеплоэнерго" и дополнительно представленных материалов приведены в экспертном заключение ЛенРТК.
18.12.2020 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос о корректировке установленных АО "Выборгтеплоэнерго" тарифов на 2021 г. и в тот же день председателем ЛенРТК подписан оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт.
Следовательно, оспариваемый Приказ N 555-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Закона о теплоснабжении государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, должностные лица органа государственного контроля (надзора) в случае выявления нарушений выдают предписания об их устранении (подпункт "а").
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно пункту 5.3.2.3 названного Положения ФАС России выдает (направляет) предписания, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Судом установлено, что 29.12.2018 ФАС России выдано ЛенРТК предписание СП/109005/18 об исключении в срок до 01.02.2019 из состава НВВ ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" 2019 г. экономически необоснованные расходы по статьям затрат "госпошлины, пени, неустойки" за 2016 г. в размере 10459,25 тыс. руб, "прибыль" за 2016 г. в размере 51000 тыс. руб, "налог на прибыль" в расчете на расчетную предпринимательскую прибыль за 2018 г.
Также, ЛенРТК предписано провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" расходов по статьям затрат: "лизинг" (в составе статьи "прочие прямые расходы") за 2016 г.; "аренда" за 2016 г.; "аренда" и "лизинг" (в составе неподконтрольных расходов) за 2018 г.
ЛенРТК оспорил вышеуказанное предписание в арбитражный суд и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2020 по делу N А40-84447/19 решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 оставлены без изменения, кассационные жалобы ЛенРТК и АО "Выборгтеплоэнерго" без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 05.10.2020 N 305-ЭС20-14527 по делу N А40-84447/2019 отказано АО "Выборгтеплоэнерго" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В экспертном заключение ЛенРТК указано, что во исполнение решений арбитражного суда были направлены запросы в ФАС России с просьбой о предоставлении разъяснений о порядке исполнения предписания и возможности распределения объема изымаемых средств по предписанию в течение нескольких лет. В виду того, что на момент подготовки расчетных материалов, проекта приказа и экспертного заключения ответ от ФАС России не поступил, ЛенРТК принято решение о поэтапном изымании денежных средств из НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" в соответствии с предписанием по статьям определенным, как экономически необоснованные. Из НВВ на 2020 г. к изъятию определено 30733, 89 тыс. руб. от заявленной в предписании к изъятию суммы. Остальная часть, подлежащая к изъятию денежных средств, будет исключена из НВВ в последующие периоды регулирования.
Решением ФАС России от 17.12.2020 N СП/111351/20, поступившим в ЛенРТК 25.12.2020, установлен новый срок исполнения предписания от 29.12.2018 - до 31.12.2020, с учетом поэтапного исключения экономически необоснованных расходов ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству выборгского района Ленинградской области" из состава НВВ АО "Выборгтеплоэнерго" на 2021 - 2022 гг.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с произведенной ФАС России оценкой экономической обоснованности расходов ОАО "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" 2016, 2018 гг, однако, законность и обоснованность предписания ФАС России проверена арбитражными судами.
Указание административного истца на неправильное исполнение ЛенРТК п. 2.2 предписания не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку из НВВ 2020 исключена сумма значительно меньше, чем сумма экономически необоснованных расходов, подлежащих безусловному исключению из НВВ в соответствии с п. 2.1 предписания.
Ссылка в административном исковом заявление на то обстоятельство, что предписание ФАС России СП/109005/18 не содержит указания на АО "Выборгтеплоэнерго" и не подлежит исполнению за счет НВВ административного истца, судом оценивается критически, поскольку оценка этим доводам дана арбитражным судом при проверке законности и обоснованности предписания.
Как указано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2020 по делу N А40-84447/19, если признать позицию комитета и общества правомерной, то будет санкционирована ситуация, при которой потребители возместят через тариф регулируемой организации экономически необоснованные расходы, включенные в состав ее необходимой валовой выручки, данный факт будет установлен в предусмотренном законом порядке, но регулируемая организация сохранит за собой необоснованно полученный доход. В конечном итоге это приведет к нарушению основных принципов тарифного регулирования, в том числе закрепленного в пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Следовательно, учитывая, что нормативно определен порядок установления необходимой валовой выручки для реорганизованных регулируемых организаций, требования пунктов 2, 3, 4 и 5 предписания антимонопольного органа исполнимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований по административному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 N 555-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20 декабря 2018 года N 565-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые АО "Выборгтеплоэнерго" потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2021 годов", обязании принять заменяющий нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 13 мая 2021 г. по делу N 3а-265/2021
Текст решения опубликован не был