Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 17 мая 2021 г. N 1128
"Об утверждении Порядка по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Крым N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 09.06.2017 N 304 "Об утверждении Порядка обеспечения питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций", методическими рекомендациями по организации питания в дошкольных и общеобразовательных организациях Республики Крым, утвержденными совместным приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю от 24.04.2017 N 1036/68, руководствуясь Уставом муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, Администрация города Алушты Республики Крым
постановляет:
1. Утвердить Порядок по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (прилагается).
2. Считать утратившим силу постановление Администрации города Алушты Республики Крым от 12.07.2019 N 1814 "Об утверждении Порядка по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования в газете "Алуштинский вестник".
4. Отделу информационного обеспечения и внешних связей Администрации города Алушты разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и в государственной информационной системе "Портал Правительства Республики Крым".
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Алушты Республики Крым, курирующего сферу образования.
Глава администрации |
Г.И. Огнёва |
Утвержден
постановлением Администрации
города Алушты Республики Крым
от 17 мая 2021 г. N 1128
Порядок по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым
1. Основные положения
1.1. Порядок по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Порядок) разработан с целью создания оптимальной системы питания в дошкольных и общеобразовательных организациях и направлен на усиление мер по организации качественного питания для обучающихся образовательных организаций. Организация питания обучающихся в образовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта осуществляется в соответствии с федеральными правовыми актами и нормативными правовыми актами Республики Крым, регулирующими вопросы организации питания учащихся и воспитанников.
2. Общие принципы обеспечения питанием
2.1. Организация питания может осуществляться любым юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или предпринимателем без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), образовательной организацией, организациями общественного питания.
2.2. Образовательные организации в своей деятельности по вопросу организации питания взаимодействуют с органами муниципальных образований и территориальными управлениями Роспотребнадзора.
2.3. Ответственность за организацию питания обучающихся возлагается на руководителя образовательной организации.
2.4. Предприятия или предприниматели, оказывающие услуги питания в образовательных организациях и (или) поставки продуктов питания в образовательные организации, несут ответственность за качество и безопасность питания обучающихся.
При заключении контрактов на поставку продуктов питания в образовательное учреждение необходимо устанавливать обязанности поставщиков на предоставление документов, подтверждающих качество и безопасность поставляемой продукции (лабораторные исследования, сертификаты качества и др.), а также на оплату исследований, проводимых заказчиком, в случае выявления несоответствия качества и безопасности.
2.5. Порядок заключения договоров безвозмездного пользования помещениями пищеблоков, оборудованием в муниципальных общеобразовательных учреждениях с организациями или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по горячему питанию детей, осуществляется в соответствии с пунктом 10 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.6. В целях приведения в соответствие ценовой политики стоимости горячего питания (завтрака и обеда) для обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной нормативными правовыми актами Республики Крым и органов местного самоуправления, необходимо учитывать тот факт, что накладные расходы организаторов питания (аренда и коммунальные расходы) не должны быть включены в стоимость питания.
При заключении муниципальных контрактов на оказание услуги по организации питания обучающихся с индивидуальными предпринимателями или предприятиями (организаторами питания) руководителям общеобразовательных организаций необходимо включить следующие условия:
- о передаче на безвозмездной основе имущества и оборудования на время заключения контракта;
- о погашении стоимости коммунальных услуг (электроэнергия, водоснабжение и теплоснабжение) организаторами питания;
- о проведении технического контроля соответствия технологического и холодильного оборудования паспортным характеристикам организаторами питания;
- о своевременном прохождении медицинского обследования, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работниками пищеблоков за счет средств организаторов питания;
- об организации производственного и лабораторного контроля за счет средств организаторов питания.
3. Финансирование расходов на организацию питания
3.1. Финансирование расходов на организацию питания в образовательных организациях может осуществляться:
за счет средств бюджета Республики Крым (на организацию бесплатного горячего питания обучающихся 1 - 4 классов);
за счет средств бюджетов Республики Крым и Федерального (на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование);
за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (завтрак и обед для учащихся льготных категорий, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, из малоимущих и многодетных семей; компенсация за питание в денежном эквиваленте родителям (законным представителям) детей-инвалидов, имеющим статус ОВЗ);
за счет средств родителей (законных представителей).
3.2. Средняя стоимость питания рассчитывается в соответствии с рекомендуемыми среднесуточными наборами пищевых продуктов, утвержденными СанПиН 2.3/2.4.3590-20, (по возрастным группам обучающихся), и среднестатистическими ценами на продукты питания, представленными Крымстатом.
Формы расчетов стоимости питания для дошкольных и общеобразовательных организаций представлены в Приложении N 1 (Приложение N 7 к СанПиН 2.3/2.4.359020).
3.3. Субсидии из бюджета Республики Крым на организацию питания обучающихся носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
3.4. Образовательные организации ежедневно ведут учет экономии бюджетных средств, сложившейся за счет пропусков занятий обучающимися в связи с болезнью, карантином, иными причинами.
3.5. Размер и форма оплаты, взимаемой с родителей (законных представителей) за обеспечение питанием обучающихся, а также, в случае необходимости, размер компенсации родителям (законным представителям) устанавливается Администрацией города Алушты Республики Крым.
4. Порядок предоставления питания воспитанникам дошкольных образовательных организаций
4.1. Согласно статье 2 закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основное понятие "присмотр и уход за детьми" - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Плата, взимаемая с родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях устанавливается постановлением Администрации города Алушты Республики Крым.
4.2. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих муниципальные образовательные организации, расположенные на территории муниципального образования городской округ Алушта, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Республики Крым.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Крым, устанавливается Советом министров Республики Крым. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесший родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей муниципальной образовательной организации, расположенной на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
4.3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
5. Порядок предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций
5.1. Бесплатное горячее питание обучающихся общеобразовательной организации осуществляется на основании заявления одного из родителей (законных представителей) обучающегося на имя руководителя общеобразовательной организации.
5.2. Бесплатное двухразовое горячее питание (завтрак, обед) предоставляется следующим категориям обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым:
- детям-сиротам;
- детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детям с ограниченными возможностями здоровья, посещающим общеобразовательную организацию (физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий);
- детям-инвалидам, посещающим общеобразовательное учреждение;
- обучающимся из малоимущих семей;
- обучающимся из многодетных семей.
5.3. Бесплатное одноразовое горячее питание (завтрак) предоставляется всем обучающимся 1 - 4 классов.
5.4. Учащиеся льготных категорий обеспечиваются бесплатным питанием в пределах выделенных средств образовательным организациям.
5.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, обеспечиваются питанием в виде компенсации родителям (законным представителям) в денежном эквиваленте.
5.6. Для получения бесплатного питания в общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:
5.6.1. Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- заявление законного представителя;
- копия постановления Администрации города Алушты Республики Крым:
а) об установлении опеки (попечительства);
б) о создании приемной семьи.
5.6.2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- заявление родителя (законного представителя);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
5.6.3. Для детей-инвалидов:
- заявление родителя (законного представителя);
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная комиссией медико-социальной экспертизы.
5.6.4. Для обучающихся из малоимущих семей:
- заявление родителя (законного представителя);
- справка о признании семьи малоимущей, выданная исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере труда и социальной защиты населения в установленном порядке.
5.6.5. Для обучающихся из многодетных семей:
- заявление родителя (законного представителя);
- удостоверение многодетной семьи, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.
5.7. Выплата компенсации родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, по заявлению родителей (законных представителей) осуществляется в течение всего периода обучения учащегося в муниципальном общеобразовательном учреждении, за исключением утраты ребенком статуса, на основании приказа директора со дня организации обучения на дому, но не ранее дня, следующего за днем предоставления родителем (законным представителем) вышеперечисленных документов.
5.8. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) обучающегося.
5.9. Компенсация исчисляется из расчета количества дней обучения ребенка, согласно учебному плану обучающегося на основании табеля учета посещения занятий за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, его нахождения в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во вне каникулярный период), на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся находится на полном государственном обеспечении.
5.10. Выплата компенсации осуществляется до 20 числа 1 раз в месяц, следующий за отчетным, путем перечисления денежных средств на банковский счет родителя (законного представителя) ребенка, указанный в заявлении.
5.11. Общеобразовательная организация формирует личное дело каждого учащегося, обеспечиваемого льготным питанием, которое содержит документы, указанные в пункте 5.6 настоящего Порядка, рассматривает документы, принимает решение о назначении обеспечения льготным питанием либо об отказе в обеспечении льготным питанием и уведомляет о принятом решении одного из родителей (законных представителей) учащегося в течение 5 рабочих дней после приема документов.
Основанием для отказа в назначении обеспечения льготным питанием является:
- предоставление одним из родителей (законным представителем) учащегося в общеобразовательную организацию не в полном объеме документов, указанных в пункте 5.6 настоящего Порядка;
- несоответствие обучающегося требованиям, установленным в пункте 5.2 настоящего Порядка.
5.12. Список получателей бесплатного горячего питания утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации по состоянию на 01 сентября и 01 января. Муниципальная общеобразовательная организация уведомляет о принятом решении одного из родителей (законного представителя) в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
5.13. Прибывшие или вновь выявленные учащиеся льготной категории, подлежащие получению бесплатного горячего питания, определяются на получение бесплатного горячего питания приказом руководителя общеобразовательной организации в течение 3-х рабочих дней со дня предоставления документов родителями, законными представителями. Питание таких учащихся оплачивается из сложившейся экономии средств, предусмотренных на эти цели.
5.14. Обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся осуществляется с даты издания приказа руководителем общеобразовательной организации.
5.15. Сухим пайком взамен горячего питания обеспечиваются обучающиеся общеобразовательных организаций, указанных в пунктах 5.2 - 5.3, в случаях введения на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым режимов "Чрезвычайной ситуации", "Повышенной готовности", на период проведения ремонтных работ в организации, отсутствии электроэнергии и других форс-мажорных обстоятельств, нарушающих функционирование образовательных организаций в штатном режиме.
Порядок обеспечения обучающихся сухим пайком разрабатывается и утверждается руководителем образовательной организации.
6. Порядок организации питания
6.1. Режим питания в образовательных организациях определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
6.2. Питание обучающихся и воспитанников осуществляется посредством реализации основного (примерного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание на период не менее двух недель, которое утверждается руководителем организации, предоставляющей услуги горячего питания и согласовывается с руководителем образовательной организации. Примерное меню составляется в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Рекомендуемый образец составления двухнедельного меню представлен в Приложении N 2 (Приложение N 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
6.3. Фактическое меню ежедневно утверждается руководителем организации, предоставляющей услуги горячего питания и согласовывается с руководителем образовательной организации, подписывается заведующим производством (шеф-поваром или поваром) и медицинским работником.
6.4. Ежедневное меню должно содержать информацию о количественном выходе блюд (для сложных блюд с разбивкой по составным частям блюда), энергетической и пищевой ценности, стоимости блюд.
6.5. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями) назначениями лечащего врача. Индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
Для детей, нуждающихся в лечебном питании, допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей в обеденном зале или специально отведенном помещении, оборудованном столами, стульями и холодильником для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
7. Порядок организации питания обучающихся общеобразовательных организаций за родительские средства
7.1. Питание за родительские средства может быть организовано для всех обучающихся.
7.2. Средняя стоимость питания для обучающихся за родительские средства устанавливается согласно стоимости питания обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях, исходя из рекомендованных норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 школьного рациона питания, согласовывается с Советом учреждения и утверждается приказом директора.
7.3. Форма оплаты питания определяется родителями (законными представителями) самостоятельно. Оплата питания может осуществляться в форме предварительного заказа питания либо по договору с общеобразовательной организацией или с поставщиком услуг.
7.4. Плата за питание школьников производится родителями (законными представителями) обучающегося самостоятельно по договору, заключенному с общеобразовательной организацией или с индивидуальными предпринимателями или предприятиями, которые согласно муниципального контракта оказывают услугу горячего питания в учреждении, в соответствии с решением родительского собрания (ежемесячно или еженедельно), по согласованию с руководством образовательной организации, путем перечисления денежных средств на расчетный счет не позднее 20 числа каждого месяца на следующий месяц питания.
7.5. При форме предварительного заказа питания родители, при своевременном уведомлении классного руководителя об отсутствии ребенка в учреждении по уважительной причине (болезни или другой причине), не оплачивают питание за пропущенные дни.
7.6. При несвоевременном получении информации об отсутствии учащегося родители оплачивают заказанное питание в полном объеме за все дни пропуска занятий ребенком.
8. Контроль за обеспечением питания
8.1. Управление образования и молодежи Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Управление):
- осуществляет контроль за организацией и качеством питания в подведомственных образовательных организациях;
- осуществляет контроль за назначением и выплатой компенсации в денежном эквиваленте родителям (законным представителям).
- осуществляют контроль за целевым расходованием денежных средств, поступивших в качестве родительской платы за питание обучающихся в образовательные организации;
- обеспечивает единую нормативно-правовую основу организации питания обучающихся;
- выносит вопросы организации питания обучающихся, в том числе и дополнительного финансирования, для рассмотрения на совещаниях администрации.
8.2. Руководители образовательных организаций:
- обеспечивают создание необходимых условий для организации питания обучающихся;
- создают комиссию по контролю за организацией питания в образовательной организации в состав которой входят: руководитель образовательной организации,
ответственный за организацию питания, медицинский работник, представитель родительской общественности;
- ежедневно осуществляют контроль за обеспечением и качеством питания обучающихся.
8.3. Ответственный за организацию питания назначается приказом руководителя образовательной организации и имеет следующие полномочия:
- участвует в работе бракеражной комиссии;
- своевременно совместно с медицинским работником (при наличии) осуществляет контроль за соблюдением графика питания обучающихся, предварительным накрытием столов (личная гигиена сотрудников пищеблока, спецодежда, достаточное количество столовых приборов);
- осуществляет мониторинг среди учащихся и их родителей (законных представителей) удовлетворенности качеством детского питания;
- вносит предложения по улучшению организации питания;
- осуществляет контроль за организацией питания и соблюдением питьевого режима обучающихся;
- координирует и контролирует деятельность классных руководителей (воспитателей), работников пищеблока;
- контролирует заявки на количество учащихся для предоставления питания;
- предоставляет указанное количество учащихся в бухгалтерию для расчета размера средств, необходимых для обеспечения питанием;
- обеспечивает учет фактической посещаемости обучающимися, охват всех детей питанием;
- ведет ведомость контроля за рационом питания (табель учета) питания обучающихся (рекомендуемый образец - Приложение N 3 (Приложение N 13 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
9. Обязанности руководителя и медицинского персонала образовательной организации
9.1. Руководитель образовательной организации обеспечивает:
- принятие локальных актов образовательной организации по вопросам питания обучающихся за бюджетные средства и с привлечением родительских средств;
- рассмотрение вопросов организации питания обучающихся на совещаниях, педсоветах, родительских собраниях в классах (группах), общих родительских собраниях;
- наличие в организации санитарных правил и норм, их выполнение сотрудниками организации.
9.2. В случае, если работники пищеблока находятся в штате образовательной организации, руководитель образовательной организации обеспечивает:
- организацию производственного и лабораторного контроля,
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года в установленном порядке;
- выполнение постановлений, предписаний органов Роспотребнадзора;
- наличие и ведение журналов установленной формы совместно с медицинским работником, согласно требованиям санитарного законодательства;
- необходимые условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;
- эффективную работу санитарно-технического, технологического, холодильного и другого оборудования организации;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное обновление.
9.3. Медицинский персонал осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического, учебно-воспитательного режимов и проведением оздоровительных мероприятий.
9.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную ответственность в соответствии с законодательством.
10. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся
10.1. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
- подавать заявление на обеспечение своих детей льготным питанием, компенсацией в денежном эквиваленте в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами и указанных в пунктах 4.3 и 5.2 Порядка;
- вносить предложения по улучшению организации питания обучающихся руководству образовательной организации лично, через родительские комитеты;
- знакомиться с примерным и ежедневным меню, ценами на готовую продукцию в столовых и буфетах;
- принимать участие в работе общественной комиссии по контролю за организацией питания детей.
10.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
- при подаче заявления на льготное питание ребенка предоставить администрации образовательной организации все необходимые документы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами;
- своевременно вносить плату за питание ребенка;
- своевременно сообщать классному руководителю, воспитателю о болезни ребенка или его временном отсутствии в общеобразовательной организации для снятия его с питания на период его фактического отсутствия;
- своевременно предупреждать медицинского работника, воспитателя или классного руководителя об имеющихся у ребенка аллергических реакциях на продукты питания;
- вести разъяснительную работу со своими детьми по привитию им навыков здорового образа жизни и правильного питания.
11. Информационно-просветительская работа и мониторинг организации питания
11.1. С целью совершенствования организации питания образовательная организация:
- организует постоянную информационно-просветительскую работу по повышению уровня культуры питания обучающихся в рамках учебной деятельности (в предметном содержании учебных курсов) и внеурочных мероприятий;
- оформляет и регулярно обновляет информационные стенды, посвящённые вопросам формирования культуры питания;
- организует систематическую просветительскую работу с родителями по вопросам роли здорового питания, необходимости обеспечения ежедневного сбалансированного питания, развития культуры питания, пропаганде здорового образа жизни, правильного питания в домашних условиях;
- обеспечивает в части своей компетенции межведомственное взаимодействие и координацию работы различных служб и организаций по совершенствованию и контролю за качеством питания;
- проводит мониторинг организации питания и своевременно (согласно установленным срокам и формам) направляет в Управление сведения по показателям эффективности реализации мероприятий по совершенствованию организации питания.
11.2. Руководство образовательной организации ежеквартально заслушивает на своих заседаниях итоги работы комиссий, осуществляющих контроль за организацией питания, вносит предложения в части своей компетенции по улучшению питания.
11.3. Вопросы организации питания (анализ ситуации, итоги, проблемы, результаты социологических опросов, предложения по улучшению питания, формированию культуры питания и др.) не реже 1 раза в полугодие обсуждаются на родительских собраниях в классах (группах), не реже 1 раза в год выносятся на обсуждение в рамках общешкольного собрания, публичного отчета.
Мероприятия по вопросам здорового питания должны быть включены в план мероприятий учреждения.
12. Основные требования к организации питания обучающихся в образовательной организации
12.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием необходимо разрабатывать рацион питания, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд с учетом физиологически обоснованного режима питания.
12.2. При одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак - 20 - 25%, обед - 30 - 35%, полдник - 15% (для обучающихся во вторую смену - до 20 - 25%), ужин - 25%.
12.3. Для детей с дневным пребыванием 10 - 12 часов: завтрак - 20 - 25%, второй завтрак - 5%, обед - 30 - 35%, полдник - 10 - 15%, ужин - 20 - 25% или возможна организация уплотненного полдника - 30 - 35%.
12.4. Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/- 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
На основании примерного меню разрабатываются технологические карты в строгом соответствии со сборником рецептурных блюд.
12.5. В суточном рационе питания школьников оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10 - 15%, 30 - 32% и 55 - 60% соответственно, а соотношение кальция к фосфору как 1:1,5.
В суточном рационе питания дошкольников содержание белков должно составлять 12 - 15% от калорийности рациона, жиров - 30 - 32% и углеводов - 55 - 58%. Важно учитывать потребность детей в энергии, получаемой с пищей, которая меняется по мере роста и развития.
12.6. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо.
В качестве закуски следует использовать нарезку из овощей, салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. В качестве закуски
допускается использовать порционные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.
12.7. Наряду с основным питанием, возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных организаций, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 ассортиментом.
12.8. Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора.
12.9. Реализация негазированных напитков, воды через буфеты осуществляется в потребительской таре до 500 мл при условии ежедневного контроля медицинским работником образовательной организации за сроками хранения продукции.
12.10. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. В исключительных случаях (отсутствием водоснабжения, электроэнергии, др.), по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора, допускается выдача детям буфетной продукции в потребительской таре.
12.11. В образовательной организации должны быть:
- положения образовательной организации об организации питания и о бракеражной комиссии;
- план внутришкольного контроля за организацией питания и качеством приготовляемой продукции в образовательной организации;
- сформированная нормативно-правовая база по организации питания;
- ежедневное разновозрастное меню, утвержденное руководителем образовательной организации, с указанием даты, выхода блюда, стоимости;
- необходимая документация за контролем качества и безопасности выпускаемой готовой продукции питания в образовательном учреждении (сборник рецептур, технологические карты, технокарты в соответствии с меню, соответствие учетной документации цикличному и ежедневному меню);
- справки проверок внутришкольного контроля;
- акты и справки по результатам проверок Управления, другими органами, имеющими полномочия осуществлять контроль;
- необходимая учетная документация (в соответствии с требованиями и нормами СанПиН): "Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья", "Журнал бракеража готовой продукции" (Приложение N 4), "Журнал бракеража скоропортящихся продуктов и продовольственного сырья", "Гигиенический журнал" (Приложение N 5), "Журнал учета температурного режима холодильного оборудования" (Приложение N 6), "Ведомость контроля за рационом питания" и т.д.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "СанПиН 2.3/2.4.3590-20"
- документы на поставляемые продукты питания (сертификаты соответствия, удостоверение качества, ветеринарно-санитарной экспертизы, исходные данные изготовителя о продукте питания, поставщика пищевых продуктов и др. на каждую партию пищевых продуктов);
- приказы по учреждению:
1) об организации питания;
2) об организации бесплатного льготного питания и за родительские средства обучающихся (приказы содержат: списки обучающихся, получающих бесплатное горячее
питание и за родительские средства, фамилию, имя, отчество ответственного по учреждению за организацию питания, график питания обучающихся и воспитанников и т.д.);
3) о создании бракеражной комиссии по готовой и скоропортящейся продукции (с указанием ответственности и функциональных обязанностей каждого члена комиссии).
12.12. В образовательной организации должны соблюдаться условия хранения продуктов в соответствии с требованиями и нормами СанПиН (обязательное наличие тары поставщика, (высота полок для хлеба от пола - 35 см, остальные продукты - 15 см), холодильного оборудования и т.д.).
12.13. Должна быть осуществлена маркировка всего оборудования и вспомогательного инструмента согласно требованиям и нормам СанПиН (холодильного оборудования, производственных столов, разделочного инвентаря, кухонной посуды и т.д.).
Заместитель главы |
Г.В. Перепелица |
Заместитель начальника |
А.И. Романова |
Приложение N 1
к Порядку
Среднесуточные наборы пищевой продукции (минимальные)
Таблица 1
Среднесуточные наборы пищевой продукции для детей до 7-ми лет (в нетто г, мл на 1 ребенка в сутки)
N |
Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции |
Итого за сутки |
|
1 - 3 года |
3 - 7 лет |
||
1 |
Молоко, молочная и кисломолочная продукция |
390 |
450 |
2 |
Творог (5% - 9% м.д.ж.) |
30 |
40 |
3 |
Сметана |
9 |
11 |
4 |
Сыр |
4 |
6 |
5 |
Мясо 1-й категории |
50 |
55 |
6 |
Птица (куры, цыплята-бройлеры, индейка - потрошеная, 1 кат.) |
20 |
24 |
7 |
Субпродукты (печень, язык, сердце) |
20 |
25 |
8 |
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или малосоленое |
32 |
37 |
9 |
Яйцо, шт. |
1 |
1 |
10 |
Картофель |
120 |
140 |
11 |
Овощи (свежие, замороженные, консервированные), включая соленые и квашеные (не более 10% от общего количества овощей), в т.ч. томат-пюре, зелень, г |
180 |
220 |
12 |
Фрукты свежие |
95 |
100 |
13 |
Сухофрукты |
9 |
11 |
14 |
Соки фруктовые и овощные |
100 |
100 |
15 |
Витаминизированные напитки |
0 |
50 |
16 |
Хлеб ржаной |
40 |
50 |
17 |
Хлеб пшеничный |
60 |
80 |
18 |
Крупы, бобовые |
30 |
43 |
19 |
Макаронные изделия |
8 |
12 |
20 |
Мука пшеничная |
25 |
29 |
21 |
Масло сливочное |
18 |
21 |
22 |
Масло растительное |
9 |
11 |
23 |
Кондитерские изделия |
12 |
20 |
24 |
Чай |
0,5 |
0,6 |
25 |
Какао-порошок |
0,5 |
0,6 |
26 |
Кофейный напиток |
1 |
1,2 |
27 |
Сахар (в том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемой готовой пищевой продукции) |
25 |
30 |
28 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,4 |
0,5 |
29 |
Крахмал |
2 |
3 |
30 |
Соль пищевая поваренная йодированная |
3 |
5 |
Таблица 2
Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей от 7 до 18 лет (в нетто г, мл, на 1 ребенка в сутки)
N |
Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции |
Итого за сутки |
|
7 - 11 лет |
12 лет и старше |
||
1 |
Хлеб ржаной |
80 |
120 |
2 |
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
3 |
Мука пшеничная |
15 |
20 |
4 |
Крупы, бобовые |
45 |
50 |
5 |
Макаронные изделия |
15 |
20 |
6 |
Картофель |
187 |
187 |
7 |
Овощи (свежие, мороженые, консервированные), включая соленые и квашеные (не более 10% от общего количества овощей), в т.ч. томат-пюре, зелень, г |
280 |
320 |
8 |
Фрукты свежие |
185 |
185 |
9 |
Сухофрукты |
15 |
20 |
10 |
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные |
200 |
200 |
11 |
Мясо 1-й категории |
70 |
78 |
12 |
Субпродукты (печень, язык, сердце) |
30 |
40 |
13 |
Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат.) |
35 |
53 |
14 |
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо- или малосоленое |
58 |
77 |
15 |
Молоко |
300 |
350 |
16 |
Кисломолочная пищевая продукция |
150 |
180 |
17 |
Творог (5% - 9% м.д.ж.) |
50 |
60 |
18 |
Сыр |
10 |
15 |
19 |
Сметана |
10 |
10 |
20 |
Масло сливочное |
30 |
35 |
21 |
Масло растительное |
15 |
18 |
22 |
Яйцо, шт. |
1 |
1 |
23 |
Сахар (в том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемой готовой пищевой продукции) |
30 |
35 |
24 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
25 |
Чай |
1 |
2 |
26 |
Какао-порошок |
1 |
1,2 |
27 |
Кофейный напиток |
2 |
2 |
28 |
Дрожжи хлебопекарные |
0,2 |
0,3 |
29 |
Крахмал |
3 |
4 |
30 |
Соль пищевая поваренная йодированная |
3 |
5 |
31 |
Специи |
2 |
2 |
Приложение N 2
к Порядку
Рекомендуемый образец
Меню приготавливаемых блюд
Возрастная категория: от 1 года до 3 лет/3 - 6 лет/ 7 - 11
лет/12 лет и старше
Прием пищи |
Наименование блюда |
Вес блюда |
Пищевые вещества |
Энергетическая ценность |
N рецептуры |
||
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|||||
Неделя 1 День 1 |
|
|
|
|
|
|
|
завтрак |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого за завтрак |
|
|
|
|
|
|
|
обед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого за обед |
|
|
|
|
|
|
|
полдник |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к Порядку
Ведомость контроля за рационом питания
с ________________ по ___________________
Режим питания: двухразовое (пример)
Возрастная категория: 12 лет и старше (пример)
п/п |
Наименование группы пищевой продукции |
Норма продукции в граммах, г. (нетто) |
Количество пищевой продукции в нетто по дням в граммах на одного человека |
В среднем за неделю (10 дней) |
Отклонение от нормы в % (+/-) |
||||
1 |
2 |
3 |
... |
7 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации по корректировке меню:______________________________
Подпись медицинского работника и дата:___________________________
Подпись руководителя образовательной (оздоровительной)
организации, организации по уходу и присмотру и дата
ознакомления:____________________________________________________
Подпись ответственного лица за организацию питания и дата
ознакомления, а также проведенной корректировки в соответствии с
рекомендациями медицинского работника:
_________________________________________________________________
Приложение N 4
к Порядку
Рекомендуемый образец
Журнал бракеража готовой пищевой продукции
Дата и час изготовления блюда |
Время снятия бракеража |
Наименование готового блюда |
Результаты органолептической оценки качества готовых блюд |
Разрешение к реализации блюда, кулинарного изделия |
Подписи членов бракеражной комиссии |
Результаты взвешивания порционных блюд |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 5
к Порядку
Рекомендуемый образец
Гигиенический журнал (сотрудники)
N п/п |
Дата |
Ф.И.О. работника (последнее при наличии) |
Должность |
Подпись сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у сотрудника и членов семьи |
Подпись сотрудника об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела |
Результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) (допущен/отстранен) |
Подпись медицинского работника (ответственного лица) |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 6
к Порядку
Рекомендуемый образец
Журнал учета температурного режима
холодильного оборудования
Наименование производственного помещения |
Наименование холодильного оборудования |
Температура в градусах Цельсия |
|||||
месяц/дни: (ежедневно) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
... |
30 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 17 мая 2021 г. N 1128 "Об утверждении Порядка по организации питания в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"
Вступает в силу с 21 мая 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Алуштинский вестник" от 20 мая 2021 г. N 19 (без приложений)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 22 октября 2024 г. N 2965
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2024 г.
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 11 марта 2024 г. N 511
Изменения вступают в силу с 15 марта 2024 г.
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 7 августа 2023 г. N 2951
Изменения вступают в силу с 11 августа 2023 г.
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 17 марта 2023 г. N 922
Изменения вступают в силу с 24 марта 2023 г.
Постановление Администрации г. Алушты Республики Крым от 24 ноября 2022 г. N 3350
Изменения вступают в силу с 2 декабря 2022 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2022 г.