г.Калуга |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А62-7991/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Леоновой Л.В., Лукашенковой Т.В.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" (ИНН 6722024717, ОГРН 1106722000164, пер.1-й Северный, д.7, оф.6, г.Вязьма, Смоленская обл., 215110), главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ИНН 6730067200, ОГРН 1066731117353, ул. Кловская, д.13, г.Смоленск, 214038), общества с ограниченной ответственностью "Первая Управляющая Компания" (ИНН 6722036991, ОГРН 1216700016103, ул.Матросова, д. 4, г.Вязьма, Смоленская обл., 215111), надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А62-7991/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион 67" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным приказа главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - ГЖИ Смоленской области, жилищная инспекция, управление) от 19.09.2022 N 210/ИЛ.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Первая Управляющая Компания", Зикеевой Елены Владимировны.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением и постановлением судом, ООО "Регион 67" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение о признании незаконным приказа управления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению кассатора, жилищная инспекция рассмотрела заявление о внесении изменений в реестр лицензий без проведения внеплановой проверки, обязанность проведения которой предусмотрена частью 1.1. статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- Жилищный кодекс, ЖК РФ); протокол общего собрания собственников помещений от 02.09.2022 не является ничтожным, поскольку кворум для принятия решения имелся и против заключения договора управления с ООО "Первая Управляющая Компания" проголосовало 50,68% от количества принявших участие в голосовании собственников, владеющих 54,6% голосов; применение положений, предусмотренных частью 1 статьи 46 ЖК РФ, необоснованно, так как на собрании не решался вопрос об избрании новой управляющей организации; не учтен порядок расторжения ранее действовавшего договора управлении; суды не оценили доводы общества.
В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция не согласна с доводами ООО "Регион 67"; считает, что Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Минстроя России от 25.12..2015 N 938/пр (далее- Порядок N 938/пр), ею не нарушен при рассмотрении заявления ООО "Первая Управляющая Компания".
ООО "Первая Управляющая Компания" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считает решение и постановление судов законными и обоснованными.
Жилищная инспекция и ООО "Первая Управляющая Компания" ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы без участиях их представителей.
Лица, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы, содержащиеся в жалобе и в отзывах на жалобу, проверив в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ законность решения, постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул.Полины Осипенко, д.27 (далее- МКД N 27), оформленным протоколом общего собрания собственников помещений (далее- ОСС) от 19.01.2018 N 2 и на основании заключенного 01.02.2018 договора управления ООО "Регион 67" (ранее именовалось ООО "Наш дом, решение учредителя о переименовании от 29.05.2018 N 1/18) являлось управляющей организацией МКД.
В период с 02.06.2022 по 15.07.2022 в МКД N 27 состоялось общее собрание собственников помещений, проведенное в очно-заочной форме, по результатам которого собственниками принято решение о заключении договора управления с ООО "Первая Управляющая Компания", что оформлено протоколом от 18.07.2022 N 2 (вопрос N 4).
Письмом, полученным 20.07.2022 от инициатора собрания Барташ Н.В.- собственника квартиры N 88, расположенной в МКД N 27, ООО Регион 67" уведомлено о принятом решении собственников, в ответ на которое ООО "Регион 67" письмом от 02.08.2022 N 243 ответило заявителю о неправомочности принятого решения.
26.07.2022 ООО "Первая Управляющая Компания" обратилось в жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области путем включения МКД N 27 в перечень МКД, управление которыми оно осуществляет.
На основании решения от 08.08.2022 рассмотрение заявления ООО "Первая Управляющая Компания" управлением было приостановлено до 19.09.2022 и в ООО "Регион 67" направлено письмо о предоставлении информации об уведомлении общества в соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, о принятом ОСС МКД N 27 решении о смене способа управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации; о передаче в соответствии с пунктом 19 указанных Правил технической документаций на указанный дом новой управляющей организации; о причинах, по которым общество не обратилось в управление с заявлением об исключении спорного МКД из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Смоленской области.
ООО "Регион 67" сообщило в управление (письмо от 12.08.2022 N 259) о нарушениях, которые, по его мнению, имели место при проведении ОСС 02.06-15.07.2022, а также о проведении ОСС по вопросу отказа от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания".
В период с 12.07.2022 по 01.09.2022 собственниками помещений спорного МКД было проведено внеочередное ОСС в форме очно-заочного голосования, решение которого оформлено протоколом от 02.09.2022.
Согласно протоколу от 02.09.2022 собственники, принявшие участие в ОСС, приняли решение об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" (вопрос N 2) и о нецелесообразности перехода в управление новой управляющей компании в 2022 году (вопрос N 3).
Протокол от 02.09.2022 представлен ООО "Регион 67" в ГЖИ Смоленской области сопроводительным письмом от 08.09.2022 N 294.
По результатам проверки заявления ООО "Первая Управляющая Компания" жилищной инспекцией составлено заключение от 19.09.2022 об отсутствии (наличии) признаков ничтожности решения ОСС в МКД N 27, оформленного протоколом от 18.07.2022 N 2, и заключение по результатам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД Смоленской области и документов ООО "Первая Управляющая Компания" от 19.09.2022 N2545/ВР.
Согласно заключению должностного лица управления N 2545/ВР, на дату проведения ОСС в период с 02.06.2022 по 15.07.2022 собственники МКД N 27 владеют площадью 12638.8 кв.м жилых и нежилых помещений, участие в собрании приняли собственники, владеющие 7872,1 кв.м, что составляет - 62,28 %.; собрание имеет кворум; выбрана управляющая компания ООО "Первая Управляющая Компания" (протокол N 2 от 18.07.2022).
По сведениям, полученным управлением из ФГБУ "ФКП Росреестра", сумма площадей помещений в МКД N 27 составила 12698,6 кв.м, участие в собрании приняли собственники, владеющие 7647,53 кв.м, что составляет - 60,22%.
В результате проведенного анализа документов управлением установлено, что при проведении ОСС в период с 02.06.2022 по 15.07.2022 были допущены нарушения действующего жилищного законодательства в частности части 5.1 статьи 48 ЖК РФ (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвовавшего в очно-заочном голосовании), части 1 статьи 48 ЖК РФ (только собственники помещений обладают правом голосования на общем собраний), части 2 статьи 48 ЖК РФ (за несовершеннолетних голосуют законные представители), однако, учитывая процент (60,22%) проголосовавших собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме за выбор управляющей организации, следует, что собственники помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, реализовали право выбора управляющей организации ООО "Первая Управляющая Компания".
Проверив представленные ООО "Регион 67" протокол ОСС от 02.09.2022 и подлинники решений собственников, принявших участие в ОСС, прошедшем в период с 12.07.2022 по 01.09.2022, управление установило, что инициатором проведения данного ОСС выступила управляющая организация - ООО "Регион 67"; согласно протоколу в собрании приняли участие собственники, владеющие 6898,0 кв.м, что составляет - 54,6 % и собрание имеет кворум; собственники помещений в МКД N 27 проголосовали за отказ в заключении договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и за нецелесообразность перехода в иную управляющую компанию в 2022 году.
Вместе с тем, в заключении указано, что по сведениям, полученным с ФГБУ "ФКП Росреестра" сумма площадей МКД N 27 составила 12698 кв.м, участие в собрании приняли собственники, владеющие 6435,83 кв.м, что составляет - 50,68%.
В результате произведенного пересчета голосов собственников управлением установлено, что по вопросам об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и о нецелесообразности перехода в иную управляющую компанию в 2022 году проголосовали "за" собственники, владеющие площадью 4076,46 кв.м, что составляет 32,10%, в связи с чем решение, принятое на ОСС, прошедшем в период с 12.07.2022 по 01.09.2022, является ничтожным ввиду отсутствия необходимого кворума.
Приказом управления от 19.09.2022 N 272/ИЛ в Реестр лицензий Смоленской области внесены изменения и в перечень МКД, в отношении которых предпринимательскую деятельность по управлению осуществляет ООО "Первая Управляющая Компания", с 01.10.2022 включен МКД N 27.
Приказом от 19.09.2022 N 210/ИЛ управлением внесены изменения в реестр лицензий Смоленской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО "Регион 67", путем исключения МКД N 27 из реестра лицензий общества.
Не согласившись с приказом управления N 210/ИЛ, ООО "Регион 67" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования ООО "Регион 67", суды первой и апелляционной инстанции, оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, на основании которых установлены обстоятельства предшествовавшие принятию жилищной инспекцией оспоренного ненормативного акта, руководствуясь положениями статей 44,46, 162, 192, 195, 198 Жилищного кодекса, положениями Порядка N 938/пр, пришли к выводу об отсутствии нарушений при принятии жилищной инспекцией решения N 210/ИЛ.
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, в порядке и сроки, предусмотренные Порядком N 938/пр.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных данным кодексом (часть 5).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса).
По смыслу изложенных норм содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 в совокупности с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом, который может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников (помимо обязательного ежегодного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, возможно проведение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которое может быть созвано по инициативе любого из данных собственников).
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Судами установлено, подтверждено материалами дела, общество "Первая Управляющая Компания" 26.07.2022 обратилось в жилищную инспекцию с соответствующим заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области в отношении включения сведений о МКД N 27 в перечень многоквартирных жилых домов, в отношении которых эта управляющая компания осуществляет лицензионную деятельность. Общество представило в инспекцию, в том числе, протокол общего собрания собственников помещений МКД N 27 от 18.07.2022 N 2, копию уведомления ООО "Регион 67" о проведении собрания, расторжении договора управления.
Рассмотрение указанного заявления было приостановлено инспекцией в соответствии с подпунктом "а" пункта 10, пунктов 15 - 17 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов лицензиата составлены заключения уполномоченного органа от 19.09.2022 об отсутствии (наличии) признаков ничтожности решения ОСС в МКД N 27, оформленного протоколом от 28.07.2022 N 2, и N 2545/ВР.
Решением ГЖИ Смоленской области N 210/ИЛ внесены изменения и из реестра лицензий в отношении ООО "Регион 67" МКД N 27 исключен.
Суды установили, что нарушений при принятии оспоренного решения N 210/ИЛ ГЖИ Смоленской области не допустила, доказательств обратного в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ общество "Регион 67" не представило.
Доводы заявителя о том, что решение ОСС МКД N 27, проведенное в период с 12.07.2022 по 01.09.2022, оформленное протоколом от 02.09.2022, законно и при решении вопросов, поставленных на голосование перед собственниками, не требуется применение положений, предусмотренных частью 1 статьи 46 ЖК РФ, поскольку на ОСС принималось решение не о выборе управляющей организации, а об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая Управляющая Компания", были предметом рассмотрения и правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, правомерно ими отклонены.
Суды обоснованно указали, что, несмотря на формулировку изложения указанного вопроса в повестке дня собрания, по сути перед собственниками ставился вопрос о выборе новой управляющей организации, так как предыдущим легитимным ОСС (протокол от 18.07.2022) была избрана управляющая организация ООО "Первая Управляющая Компания", что исключает иной способ подсчета голосов нежели чем, более пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о законности принятого ГЖИ Смоленской области решения от 19.09.2021 N 210/ИЛ и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Иное толкование заявителем норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Вопреки доводам кассатора, суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем, оснований для отмены решения и постановления судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А62-7991/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
...
Рассмотрение указанного заявления было приостановлено инспекцией в соответствии с подпунктом "а" пункта 10, пунктов 15 - 17 Порядка N 938/пр.
...
Доводы заявителя о том, что решение ОСС МКД N 27, проведенное в период с 12.07.2022 по 01.09.2022, оформленное протоколом от 02.09.2022, законно и при решении вопросов, поставленных на голосование перед собственниками, не требуется применение положений, предусмотренных частью 1 статьи 46 ЖК РФ, поскольку на ОСС принималось решение не о выборе управляющей организации, а об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая Управляющая Компания", были предметом рассмотрения и правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, правомерно ими отклонены."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 мая 2023 г. N Ф10-1374/23 по делу N А62-7991/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1374/2023
08.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8496/2022
07.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8334/2022
31.10.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-7991/2022