г. Тула |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А62-7991/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) - Поляковой А.В. (доверенность от 10.01.2023), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Зикеевой Елены Владимировны (Смоленская область, г. Вязьма) (паспорт), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1106722000164, ИНН 6722024717), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Первая управляющая компания" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1216700016103, ИНН 6722036991), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенным с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2022 по делу N А62-7991/2022 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион 67" (далее - ООО "Регион 67", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция, управление) о признании недействительным приказа от 19.09.2022 N 210/ИЛ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Первая управляющая компания" (далее - ООО "Первая управляющая компания"), Зикеева Елена Владимировна.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Регион 67" обжаловало его в апелляционном порядке. Считает, что решение о расторжении договора с ООО "Регион 67" собственниками многоквартирного дома принято с нарушением норм гражданского и жилищного законодательства. Ссылается на наличие двух противоречащих друг другу протоколов собрания собственников жилья от 18.07.2022 N 2 и от 09.02.2022, что является основанием для проведения внеплановой проверки.
Заинтересованное и третьи лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
ООО "Регион 67" и ООО "Первая управляющая компания" в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 19.01.2018 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Полины Осипенко, д. 27, оформленным протоколом от 19.01.2018 N 2 (вопрос 4) в качестве управляющей организации выбрано общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" впоследствии переименованное в ООО "Регион 67" (решение учредителя от 29.05.2018 N 1/18).
Между собственниками помещений в доме и ООО "Наш дом" 01.02.2018 заключен договор управления, вступивший в силу с даты его подписания, то есть с 01.02.2018 со сроком действия один год, то есть до 01.02.2019 (пункт 7.1 договора).
Пунктом 7.2 данного договора предусмотрено, что договор считается продленным на тех же условиях, если за 2 месяца до окончания срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
На данных условиях (ежегодной пролонгации договора) по настоящее время ООО "Регион 67" является управляющей компанией вышеуказанного МКД.
В период действия указанного договора с 02.06.2022 по 15.07.2022 состоялось общее собрание собственников помещений в МКД N 27, проведенное в очно-заочной форме.
Решение собственников помещений в МКД оформлено протоколом от 18.07.2022 N 2 и содержит, в том числе, решение о заключении договора управления с ООО "Первая управляющая компания" (вопрос N 4).
Письмом, полученным ООО Регион 67" 20.07.2022 от инициатора собрания Барташ Н.В., собственника квартиры N 88, расположенной в МКД N 27, общество уведомлено о принятом решении собственников.
На данное обращение обществом был дан ответ заявителю (от 02.08.2022 N 243) о неправомочности принятого решения.
ООО "Первая управляющая компания" обратилось в государственную жилищную инспекцию Смоленской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области путем включения МКД N 27 в реестр лицензий.
Управление письмом от 08.08.2022 N 07472 обратилось в ООО "Регион 67" с предложением предоставить следующую информацию:
уведомлялось ли общество в соответствии с пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, о принятом общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решении о смене способа управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации;
в соответствии с пунктом 19 указанных Правил была ли передана техническая документация на указанный дом новой управляющей организации;
причины, по которым общество не обратилось в управление с заявлением об исключении спорного МКД из реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Смоленской области.
Общество на вышеуказанный запрос ответило письмом от 12.08.2022 N 259, указав на нарушения, которые, по его мнению, имели место при проведении вышеуказанного общего собрания, а также сообщило, что проводится общее собрание по вопросу отказа от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания".
В период с 12.07.2022 по 29.07.2022 собственниками помещений спорного МКД было проведено внеочередное общее собрание в форме очно-заочного голосования.
Решение собственников помещений в МКД оформлено протоколом от 02.09.2022.
По второму и третьему вопросам повестки собрания собственниками приняты решения:
- об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" (вопрос N 2);
- считать переход в управление новой управляющей компании в 2022 году нецелесообразным (вопрос N 3).
Данный протокол направлен в государственную жилищную инспекцию Смоленской области сопроводительным письмом от 08.09.2022 N 294.
Приказом от 19.09.2022 N 210/ИЛ управлением внесены изменения в реестр лицензий Смоленской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО "Регион 67" путем исключения МКД N 27 из реестра лицензий общества.
Не согласившись с данным приказом, ООО "Регион 67" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом в силу части 3 названной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Избрание способа управления является исключительным правом собственников помещений, и он может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 161 ЖК РФ).
Таким образом, изменение способа управления основано исключительно на волеизъявлении собственников дома.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Подпунктом 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации; под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу положений части 1, части 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации; в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пункта 2 названного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5-5.4 статьи 198 ЖК РФ, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в установленных случаях - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Как следует из материалов дела, в адрес государственной жилищной инспекции Смоленской области 26.07.2022 поступило заявление ООО "Первая управляющая компания" о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области в части включения в перечень адресов многоквартирных домов, управление которым осуществляет лицензиат, многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области на основании протокола от 18.07.2022 N 2 общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
На основании решения начальника управления от 08.08.2022 N 2462/ВР рассмотрение заявления ООО "Первая управляющая компания" было приостановлено до 19.09.2022. Основанием приостановления явилось наличие противоречий сведений, представленных заявителем, сведениям, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (на момент поступления заявления дом включен в реестр ООО "Регион 67").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка, предусматривающего последовательность действий органа государственного жилищного надзора в случае приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, действующей управляющей организации ООО "Регион 67" было предложено представить в адрес управления сведения об уведомлении лицензиата о принятии решения собственниками о смене управляющей организации, причины, по которым лицензиат не обратился в адрес управления с заявлением об исключении указанного дома, а также сведения о передаче технической документации.
В ответе на запрос ООО "Регион 67" указало, что не согласно с решением собственников о выборе управляющей организации ООО "Первая управляющая компания". Кроме того, управляющая организация сообщила о том, что по инициативе ООО "Регион 67" проводится общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Вяземского района Смоленской области.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий в частности отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 данной статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Управлением проведен анализ имеющихся у него в распоряжении документов, представленных ООО "Первая управляющая компания", в результате которого выявлено следующее.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения, принятые на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
Из протокола от 18.07.2022 N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Вяземского района Смоленской области следует, что данное собрание проведено в форме очно-заочного голосования в период с 02.06.2022 по 15.07.2022. На дату проведения собрания собственники владеют площадью 12 638,8 кв.м жилых и нежилых помещений, участие в собрании приняли собственники, владеющие 7872,1 кв.м, что составляет 62,28%. Собрание имеет кворум. Выбрана управляющая компания ООО "Первая управляющая компания".
Представленные в адрес государственной жилищной инспекции Смоленской области решения собственников помещений, выразивших свое волеизъявление при голосовании, заполнены в соответствии с пунктом 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ.
По сведениям, полученным из ФГБУ "ФКП Росреестра" сумма площадей помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Вяземского района Смоленской области составила 12 698,6 кв.м, участие в собрании приняли собственники, владеющие 7647,53 кв.м, что составляет 60,22%.
В результате проведенного анализа документов управлением установлено, что при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Вяземского района Смоленской области в период с 02.06.2022 по 15.07.2022 были допущены нарушения действующего жилищного законодательства, в частности части 5.1 статьи 48 ЖК РФ (полнота сведений при заполнении решения собственника, участвовавшего в очно-заочном голосовании), части 1 статьи 48 ЖК РФ (только собственники помещений обладают правом голосования на общем собраний), части 2 статьи 48 ЖК РФ (за несовершеннолетних голосуют законные представители).
Однако, учитывая процент проголосовавших собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме (60,22%), проголосовавших за выбор управляющей организации, следует, что собственники помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, реализовали право выбора управляющей организации, выбрав ООО "Первая управляющая компания".
В адрес государственной жилищной инспекции Смоленской области 09.09.2022 от ООО "Регион 67" поступили подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области от 02.09.2022 с вопросами на повестке дня об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и о нецелесообразности перехода в иную управляющую компанию в 2022 году.
В результате анализа имеющихся в распоряжении управления документов, представленных ООО "Регион 67" во исполнение части 1.1 статьи 46 ЖК РФ, управлением установлено следующее.
Как следует из представленного протокола от 02.09.2022, инициатором проведенного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области выступила действующая управляющая организация - ООО "Регион 67".
Согласно представленному протоколу от 02.09.2022 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области данное собрание проведено в форме очно-заочного голосования в период с 12.07.2022 по 01.09.2022. На дату проведения собрания собственники владеют площадью 12 638,8 кв.м жилых и нежилых помещений, участие в собрании приняли собственники, владеющие 6898,0 кв.м, что составляет 54,6 %. Собрание имеет кворум. Собственники помещений в указанном многоквартирном доме проголосовали за отказ в заключении договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и за нецелесообразность перехода в иную управляющую компанию в 2022 году.
Представленные в адрес управления решения собственников помещений, выразивших свое волеизъявление при голосовании, заполнены в соответствии с пунктом 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ.
По сведениям, полученным из ФГБУ "ФКП Росреестра", сумма площадей помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области составила 12 698 кв.м, участие в собрании приняли собственники, владеющие 6435,83 кв.м, что составляет 50,68%.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решение о выборе управляющей организации принимается более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 46, пункт 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В результате пересчета голосов собственников управлением установлено, что по вопросам об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и о нецелесообразности перехода в иную управляющую компанию в 2022 году проголосовали "за" собственники, владеющие площадью 4076,46 кв.м от общей площади помещений в данном многоквартирном доме (12 698 кв.м), что составляет 32,10%.
Таким образом, данное решение имеет признаки ничтожности, поскольку было принято собственниками помещений многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области в отсутствие необходимого кворума.
Согласно статьям 181.3, 181.5 ГК РФ решение общего собрания, принятое при отсутствии необходимого кворума, является ничтожным независимо от признания его таковым судом.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку управлением после проведенной проверки были установлены признаки ничтожности решения собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области, оформленное протоколом от 02.09.2022, оно обоснованно не принято им во внимание, как последнее и приоритетное волеизъявление таких собственников помещений о выборе и реализации способа управления многоквартирным домом.
При этом судом по праву признан необоснованным довод заявителя о том, что положения пункта 1 статьи 46, пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ (предусматривающие 50% голосование от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме за выбор управляющей организации) не распространяются на решение собственников, оформленное протоколом от 02.09.2022, так как собственниками принималось решение не о выборе управляющей организации, а об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания".
Несмотря на формулировку указанного вопроса в повестке дня собрания, по сути, перед собственниками ставился вопрос о выборе новой управляющей организации, так как предыдущим собранием (протокол от 18.07.2022) была избрана управляющая организация ООО "Первая управляющая компания".
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что, с учетом установленной правомочности решения собрания собственников о заключении договора управления с ООО "Первая управляющая компания", при отсутствии легитимного протокола собрания собственников о выборе иной управляющей организации - ООО "Регион 67", у управления отсутствовали основания для принятия решения об отказе ООО "Первая управляющая компания" во внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области в отношении многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма, в связи с чем в отношении предыдущей управляющей организации ООО "Регион 67" обоснованно вынесен приказ о внесении изменений в реестр лицензий с исключением указанного дома.
Довод заявителя о том, что решение о расторжении договора с ООО "Регион 67" собственниками многоквартирного дома принято с нарушением норм гражданского и жилищного законодательства, подлежит отклонению на основании следующего.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 ГК РФ).
Частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.04.2018 N 1001-О, часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусматривающая, что досрочный односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом со стороны собственников помещений в нем допустим в случае невыполнения условий договора управления управляющей организацией, способствует обеспечению реализации принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ), стабильности соответствующих правоотношений, а также соблюдению справедливого баланса интересов сторон договора управления многоквартирным домом.
В силу положений пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что характер и субъектный состав участников спорных правоотношений не свидетельствует о том, что выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как в судебном порядке и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, которым определен подход к применению пункта 8.2 статьи 162 ЖК РФ, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет такой договор, но и в случае, если они приняли решение о выборе иной управляющей организации
Аналогичная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 17635/11.
Таким образом, собственники помещений вправе изменить способ управления домом и управляющую организацию в любое время. Одностороннее расторжение собственниками помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией прекращает обязательства сторон в порядке пункта 2 статьи 453 ГК РФ.
Собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно выбирать способ управления домом и управляющую организацию, а также изменить способ управления домом и управляющую организацию. Для этого не требуется подтверждения нарушений со стороны управляющей организации, достаточно волеизъявления собственников (определение Верховного суда Российской Федерации от 28.08.2020 N 310-ЭС20-11698 по делу N А54-3746/2019).
Из представленного в материалы дела протокола от 18.07.2022 N 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: г. Вязьма, ул. Полины Осипенко, д. 27 (т. 1 л.д. 33-36) следует, что общим собранием собственников помещений указанного МКД принято решение о заключении договора управления МКД с ООО "Первая управляющая компания" (вопрос N 4).
Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие в протоколе сведений о расторжении договора с ООО "Регион 67" не свидетельствует о недействительности решения об избрании ООО "Первая управляющая компания" в качестве управляющей организации, так как воля собственников МКД на смену управляющей организации выражена ясно и недвусмысленно.
Таким образом, собственники помещений в МКД правомерно реализовали свое право на расторжении договора управления МКД с одной управляющей организацией и выбрали другую управляющую организацию.
Аргумент ООО "Регион 67" о том, что представление в управление в двух противоречащих друг другу протоколов собрания собственников жилья от 18.07.2022 N 2 и от 09.02.2022 является основанием для проведения государственной жилищной инспекцией Смоленской области внеплановой проверки, чего в рассматриваемом случае сделано не было, не принимается апелляционным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес государственной жилищной инспекции Смоленской области 26.07.2022 поступило заявление ООО "Первая управляющая компания" о внесении изменений в реестр лицензий Смоленской области в части включения в перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат, многоквартирного дома N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области на основании протокола от 18.07.2022 N 2 общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
На основании решения начальника управления от 08.08.2022 N 2462/ВР рассмотрение заявления ООО "Первая управляющая компания" было приостановлено до 19.09.2022.
В адрес государственной жилищной инспекции Смоленской области 09.09.2022 от ООО "Регион 67" поступили подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Полины Осипенко в г. Вязьма Смоленской области от 02.09.2022 с вопросами на повестке дня об отказе от заключения договора управления с ООО "Первая управляющая компания" и о нецелесообразности перехода в иную управляющую компанию в 2022 году.
По результатам рассмотрения заявлений и документов, представленных ООО "Первая управляющая компания" и ООО "Регион 67", в соответствии с пунктом 6 Порядка ведущим специалистом отдела лицензирования и правовой работы составлено заключение от 19.09.2022 N 2545/ВР (т. 1 л.д. 158-160), в котором отражены результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, согласно которым заявление и документы ООО "Первая управляющая компания" признаны соответствующими указанным требованиям, в то время как в отношении протокола от 02.09.2022 установлены признаки ничтожности.
Проведение каких-либо дополнительных проверок Порядком не предусмотрено, необходимость проведения такой проверки обществом не обоснована.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Обществу в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по чеку-ордеру от 28.10.2022 (операция: 9).
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 31.10.2022 по делу N А62-7991/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Регион 67" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.10.2022 (операция: 9).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7991/2022
Истец: ООО "РЕГИОН 67"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", Главное управление "Государственная жилищная инспекция"
Третье лицо: Зикеева Елена Владимировна, ООО "Первая управляющая компания", ООО "Первая управляющая компания"
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1374/2023
08.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8496/2022
07.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8334/2022
31.10.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-7991/2022