г.Калуга |
|
6 июня 2023 г. |
Дело N А08-5283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Бессоновой Е.В. |
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" - Запольновой В.В. по доверенности от 12.01.2023, диплом;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Староосколького городского округа" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2023 года по делу N А08-5283/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области (далее - ТФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (далее - Общество) о взыскании в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению на общую сумму 482 366,78 рублей; штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 48 236,68 рублей; пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки, в размере 48 638,66 рублей.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 отменено в части взыскания с общества в бюджет Фонда пени в размере 29 786,16 рублей; 750 рублей государственной пошлины. В указанной части в удовлетворении требования отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания с Общества в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению средства в сумме 549455,96 рублей, в том числе средства ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 482366,78 руб., штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 48236,68 рублей, пени в сумме 18852,5 рублей. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное исследование представленных доказательств по делу; считает, что судом не обеспечена всесторонность, полнота и объективность при исследовании представленных ответчиком в процессе материалов, что также является нарушением единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд выражает несогласие с доводами кассационной жалоб, просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а также уточнила, что фактически им обжалуются и решение суда первой инстанции, и постановление суда апелляционной инстанции в соответствующей части (что прямо усматривается из содержания кассационной жалобы).
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в суд округа, как и в Арбитражный суд Белгородской области, не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом осуществлена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" за период 2020 год и январь - сентябрь 2021 года.
По итогам проверки установлено, что медицинская организация в январе - сентябре 2021 года осуществляла размещение свободных остатков средств ОМС в размере 115 500 000 рублей на депозитные счета, при этом поступающие проценты от размещения данных средств на вкладах в сумме 121 691,78 руб. учитывались на счете платных услуг, в то время как согласно части 6 статьи 15 Закона об ОМС медицинские организации должны вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Данные действия организации расценены как нарушение положений статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, полученные проценты от размещения средств ОМС предложено возвратить на основании положений пункта 4 статьи 21 Закона N 126-ФЗ.
В нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона N 326 ФЗ, пункта 186 раздела XII "Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России 28.02.2019 года N 108н, медицинской организацией в январе - сентябре 2021 года была приобретена кухонная и иная мебель для оснащения комнаты приема пищи сотрудниками на общую сумму 360 675,00 рубля. Учитывая положения пункта 1 части 1 ст. 20 Закона N 326-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 20, Фонд пришел к выводу о том, что данные затраты не относятся к необходимым расходам для деятельности медицинской организации в целом.
29.11.2021 ТФОМС Белгородской области был составлен акт проверки использования средств ОМС, в котором Фонд обязал медицинскую организацию возвратить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 482 366,78 руб. (за январь - сентябрь 2021 г.) и уплатить штраф в размере 48 236,68 руб.
Поскольку указанные средства обществом перечислены не были, 11.04.2022 Фондом в адрес медицинской организации была направлена претензия с требованием не позднее 20.04.2022 возвратить в бюджет указанные денежные средства, а также уплатить штраф в размере и пени в сумме 21 425,12 руб.
Письмом от 14.04.2022 медицинская организация выразила несогласие с отнесением Фондом указанных в акте от 29.11.2021 расходов к нецелевому использованию.
В связи с отказом в добровольном порядке организации возвратить денежные средства, оплатить штраф и пени, Фонд обратился в суд с соответствующим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, установив правовые основания для взыскания спорных сумм.
Частично отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что требования Фонда о взыскании с Общества пеней подлежат удовлетворению лишь на сумму 18852,50 руб., начисленную в период с 29.12.2021 по 30.03.2022. Требования в части взыскания с Общества остальных пеней, начисленных в период действия моратория, удовлетворению не подлежат (в данной части судебный акт суда апелляционной инстанции по настоящему делу не обжалуется).
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствующей части, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
ТФОМС Белгородской области в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Равным образом, статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (часть 3 статьи 306.4 БК РФ).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы, а также учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, суды обоснованно заключили, что в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе проверки ТФОМС, медицинская организация в январе - сентябре 2021 года осуществляла размещение средств ОМС в размере 115 500 000 рублей в банковский вклад (депозит), при этом поступающие проценты по вкладу в сумме 121 691,78 руб. учитывались на счете платных услуг, в то время как согласно части 6 статьи 15 Закона об ОМС медицинские организации должны вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Аналогичные действия медицинская организация допускала и в 2020 году, так 134 000 000 рублей были размещены на депозитном счете в кредитной организации, получены проценты в размере 114 718,96 рублей, однако и средства ОМС и проценты по вкладу были восстановлены на счет ОМС. Вышеназванные обстоятельства обществом не оспариваются.
Кроме того, установлено, что в нарушение части 7 статьи 35 Закона об ОМС, пункта 186 раздела XII "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России 28.02.2019 года N 108н, медицинской организацией в январе - сентябре 2021 года приобретена кухонная и иная мебель для оснащения комнаты приема пищи сотрудниками на общую сумму 360 675,00 рублей.
Отклоняя доводы Общества по первому спорному эпизоду, суды обоснованно учитывали следующее.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ определена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, которые предусмотрены пунктом 195 Правил N 108н.
Как обоснованно заключили суды, указанными нормами в качестве единственного критерия для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
В территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Белгородской обл. от 11.01.2021 года N 5-пп, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию, включаются расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в сторонних медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством области, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно п. 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2021 N 79-омс предусмотрено, что организация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках настоящего договора, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В силу п. 8.16 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2021 N 79-омс организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования. Получение страховой медицинской организацией средств ОМС не влечет за собой перехода этих средств в собственность страховой медицинской организации, за исключением случаев, установленных Законом (часть 3 статьи 28 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, доходы, полученные от размещения средств обязательного медицинского страхования, являются средствами обязательного медицинского страхования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды (не ставя под сомнение само право на размещение средств обязательного медицинского страхования) установили, что в рассматриваемом случае размещение целевых средств под соответствующие проценты по срочному вкладу не является и не связано с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. При этом, приходя к выводу о наличии оснований для возврата сумм процентов, полученных обществом от размещения средств ОМС на депозитах, суды правомерно исходили из того, что доходы от размещения временно свободных средств являются средствами ОМС и должны использоваться в соответствии со структурой тарифа в системе обязательного медицинского страхования. Однако, суды в рамках исследования повторяющегося довода общества о расходовании средств, полученных от размещения депозита (на приобретение автоклава стоимостью 138 202,27 руб. для стерилизации медицинского инструментария), используемого, в том числе при оказании услуг ОМС, учли, что приобретение оборудования было осуществлено в июле 2021 года на сумму 138 202,27 руб., а денежные средства в размере 121 691, 78 руб. были аккумулированы на счете за 9 месяцев 2021 года. Таким образом, ссылка общества на приобретение автоклава именно за счет этих средств правомерно признана несостоятельной. Кроме того, судами обоснованно учтено, что у организации не имелось правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу.
Последний тезис основан на том, что законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит понятий "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", в связи с чем заявитель не имел правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств (данный вывод содержится в частности в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 N 301-КГ17-9179).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов по указанному эпизоду суд округа находит соответствующими материалам дела. Оснований для иной оценки доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ у суда округа не имеется.
По второму эпизоду (в отношении затрат на приобретение основных средств для оснащения комнаты приема пищи кухонной и иной мебелью) суды дополнительно принимая во внимание положения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздрава России от 31.07.2020 года N 786н, а также Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.11.2012 года N 910н, обоснованно учли, что данные акты не предусматривают наличия комнаты приема пищи сотрудниками и стандарты их оснащения.
При этом довод о том, что расходование средств ОМС на приобретение кухонной мебели и иной мебели для оснащения комнаты приема пищи имело конечной целью создание безопасных условий труда и отдыха сотрудников, оказывающих бесплатную стоматологическую помощь в рамках реализации территориальной программы оказания медицинской помощи населению Белгородской области, обоснованно не принят во внимание, как противоречащий вышеприведенным нормам действующего законодательства, а также в силу того, что подобные расходы не могут быть реализованы за счет средств ОМС, так как не направлены на предоставление страхового обеспечения в системе ОМС.
За счет средств ОМС возмещаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) - пункты 158, 158.1 - 158.3 (185, 186, 192, 193, 195, 196) Правил ОМС. К таким затратам, в силу подпункта 8 пункта 195 Правил ОМС, в частности, относятся затраты на общехозяйственные нужды (административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы). Приобретение же основных средств для оснащения комнаты приема пищи не подпадает под понятие общехозяйственных нужд и расходов на них.
Из положений частей 7 - 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ следует, что расходы медицинской организации на приобретение основных средств могут осуществляться за счет тарифов, учитывающих дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, как верно заключили суды, приобретение мебели стоимостью свыше 100 000 руб. (в размере 360 675,00 руб.) в отсутствие доказательств включения данных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (смету), в утвержденный тариф на оплату медицинской помощи, учитывающий дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в отсутствие согласования дополнительных расходов в установленном порядке, свидетельствует об использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2023 года по делу N А08-5283/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Последний тезис основан на том, что законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит понятий "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", в связи с чем заявитель не имел правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств (данный вывод содержится в частности в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2017 N 301-КГ17-9179).
...
По второму эпизоду (в отношении затрат на приобретение основных средств для оснащения комнаты приема пищи кухонной и иной мебелью) суды дополнительно принимая во внимание положения Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздрава России от 31.07.2020 года N 786н, а также Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.11.2012 года N 910н, обоснованно учли, что данные акты не предусматривают наличия комнаты приема пищи сотрудниками и стандарты их оснащения.
...
Из положений частей 7 - 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ следует, что расходы медицинской организации на приобретение основных средств могут осуществляться за счет тарифов, учитывающих дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2023 г. N Ф10-2076/23 по делу N А08-5283/2022