город Воронеж |
|
9 февраля 2023 г. |
Дело N А08-5283/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа": Запольнова В.В. - представитель по доверенности от 12.01.2023, действительна до 31.12.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области: Нагорнова С.В. - представитель по доверенности от 07.12.2022 N НСВ07/12/22, действительна до 03.09.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области к ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области (далее - ТФОМС, Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (далее - Общество, ответчик) о взыскании в бюджет фонда:
- средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению на общую сумму 482 366,78 рублей;
- штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 48 236,68 рублей;
- пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки, в размере 48 638,66 рублей (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ- т. 3 л.д.130-131).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа", ссылаясь на положения п. 192 Правил, полагает правомерным расходование средств ОМС для оснащения комнаты приема пищи в целях создания безопасных условий труда и отдыха для сотрудников, оказывающих бесплатную стоматологическую помощь в рамках реализации территориальной программы оказания медицинской помощи населению Белгородской области, с соблюдением всех требований по материальному оснащению организации, санитарно-эпидемиологическому благополучию и охране труда работников. Полагает, что указанные затраты являются необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, несмотря на то, что не потребляются непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
Что касается выводов суда о возврате доходов от временного размещения средств ОМС на депозитах в виде процентов по вкладу, заявитель жалобы отмечает, что нормы законодательства, регулирующие отношения в системе ОМС, не содержат запрета на размещение медицинской организацией временно свободных средств ОМС на депозите под процент. Требование о возврате полученных от размещения средств ОМС процентов, направлено на изъятие у учреждения заработанных и принадлежащих ему на праве собственности денежных средств, что недопустимо, при наличии прямого запрета в действующем законодательстве. Более того, за счет полученных процентов по вкладу и собственных средств ответчиком приобретен автоклав стоимостью 138202,27 руб. для стерилизации медицинского инструментария, используемого для оказания бесплатных услуг по ОМС для населения. При этом, Территориальный фонд ОМС не компенсировал затраты ответчика на приобретение необходимого оборудования (основного средства) стоимостью свыше 100000 руб., в то время как ответчик израсходовал собственные средства на приобретение оборудования, используемого при оказании гарантированной (бесплатной) медицинской помощи.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагая, что расходы Общества в сумме 482 366,78 руб., исходя из целей их направления, являются нецелевым расходованием средств ОМС и подлежат возврату.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта в части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Фондом осуществлена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" за период 2020 год и январь - сентябрь 2021 года.
В ходе проверки установлено, что медицинская организация в январе - сентябре 2021 года осуществляла размещение свободных остатков средств ОМС в размере 115 500 000 рублей на депозитные счета, при этом поступающие проценты от размещения данных средств на вкладах в сумме 121 691,78 руб. учитывались на счете платных услуг, в то время как согласно части 6 статьи 15 Закона об ОМС медицинские организации должны вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Данные действия организации расценены как нарушение положений ст. 35 Федерального Закона N 326-ФЗ, полученные проценты от размещения средств ОМС предложено возвратить на основании положений п.4 ст. 21 Закона N 126-ФЗ.
Кроме того, в нарушение части 7 статьи 35 Федерального Закона N 326 ФЗ, пункта 186 раздела XII "Методики расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России 28.02.2019 года N 108н, медицинской организацией в январе - сентябре 2021 года была приобретена кухонная и иная мебель для оснащения комнаты приема пищи сотрудниками на общую сумму 360 675,00 рублей. Учитывая положения п.1 ч.1 ст. 20 Закона N 326-ФЗ, п.5 ч.2 ст. 20, Фонд пришел к выводу о том, что затраты на кухонную мебель для обустройства комнаты приема пищи сотрудниками не относятся к необходимым расходам для деятельности медицинской организации в целом.
29.11.2021 ТФОМС Белгородской области был составлен акт проверки использования средств ОМС ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (далее - медицинская организация) за 2020 год и январь - сентябрь 2021 года, в котором Фонд обязал медицинскую организацию возвратить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в размере 482 366,78 руб. (за январь-сентябрь 2021 г.) и уплатить штраф в размере 48 236,68 руб.
Поскольку указанные средства обществом в бюджет фонда перечислены не были, 11.04.2022 фондом в адрес медицинской организации была направлена претензия с требованием не позднее 20.04.2022 возвратить в бюджет указанные денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 482 366,78 руб., а также уплатить штраф в размере 48 236,68 руб. и пени в сумме 21 425,12 руб.
Письмом от 14.04.2022 медицинская организация выразила несогласие с отнесением фондом указанных в акте от 29.11.2021 расходов к нецелевому использованию.
В связи с отказом в добровольном порядке организации возвратить денежные средства, оплатить штраф и пени, ТФОМС обратился в суд с рассмотренным иском.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, согласился с позицией Фонда о том, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая установлена частью 7 статьи 35 Закона об ОМС не предусматривает размещение средств ОМС на депозитных счетах, в связи с чем направление данные свободных средств ОМС на указанные цели носило нецелевой характер. При этом, доходы (проценты по вкладу) в сумме 121 691,78 рублей, полученные медицинской организацией в январе - сентябре 2021 года от размещения денежных средств ОМС являются средствами ОМС и должны использоваться в соответствии со структурой тарифа в системе обязательного медицинского страхования, соответственно возвращены Фонду. Также суд первой инстанции счел затраты организации из средств ОМС на обустройство комнаты приема пищи не относящимся к необходимым расходам для деятельности медицинской организации в целом, в связи с чем они не подлежат возмещению за счет средств ОМС, носят нецелевой характер и подлежат возврату.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 2 чати 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ) территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.
ТФОМС Белгородской области в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование (ч. 3 ст. 306.4 БК РФ).
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением. Нецелевое расходование этих средств является основанием для их возврата.
В ходе проверки ТФОМС установлено, что медицинская организация в январе - сентябре 2021 года осуществляла размещение средств ОМС в размере 115 500 000 рублей в банковский вклад, при этом поступающие проценты по вкладу в сумме 121 691,78 руб. учитывались на счете платных услуг, в то время как согласно части 6 статьи 15 Закона об ОМС медицинские организации должны вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Аналогичные действия медицинская организация допускала и в 2020 году, так 134 000 000 рублей были размещены на депозитном счете в кредитной организации, получены проценты в размере 114 718,96 рублей, однако и средства ОМС и проценты по вкладу были восстановлены на счет ОМС. Вышеназванные обстоятельства обществом не оспаривается.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено статьей 37 Федерального Закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом также принято во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, в котором отмечено, что в силу Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 195 Правил N 108н).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
В территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Белгородской обл. от 11.01.2021 года N 5-пп, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию, включаются расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в сторонних медицинских организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством области, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно п. 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2021 N 79-омс предусмотрено, что организация обязана использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в рамках настоящего договора, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В силу п. 8.16 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 15.01.2021 N 79-омс организации обязаны вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС.
В рассматриваемом случае размещение целевых средств под соответствующие проценты по срочному вкладу целью ОМС не является, в связи с чем Общество направило полученные средства на иные цели, соответственно проценты, полученные обществом от размещения средств ОМС на депозитах, при условии расходования средств ОМС не по целевому назначению подлежат возврату в бюджет Фонда.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств считается не только оплата такими денежными средствами денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, но и направление бюджетных средств на цели, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии в нормах действующего законодательства запрета на размещение медицинской организацией временно свободных средств ОМС на депозите под проценты, отклоняются как несостоятельные.
В результате своих неправомерных действий заявитель извлек выгоду в виде полученных по депозиту процентов в размере 121 691,78 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, доходы, полученные от размещения средств обязательного медицинского страхования, являются средствами обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что размещение целевых средств ОМС под соответствующие проценты по срочному вкладу целью ОМС не является и не связано с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Таким образом, на основании пункта 4 статьи 21 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ доходы от размещения временно свободных средств являются средствами ОМС и должны использоваться в соответствии со структурой тарифа в системе обязательного медицинского страхования, соответственно возвращены Фонду.
Доводам общества о расходовании средств, полученных от размещения депозита на приобретение автоклава стоимостью 138 202,27 руб. для стерилизации медицинского инструментария, используемого, в том числе при оказании услуг ОМС (копия счета-фактуры N 11855 от 01.07.2021 и платежного поручения от 07.07.2021 N 1498) дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Учитывая, что приобретение оборудования было осуществлено в июле 2021 года на сумму 138 202,27 руб., а денежные средства в размере 121 691, 78 руб. были аккумулированы на счете за 9 месяцев 2021 года, то ссылка общества на приобретение автоклава именно за счет этих средств правомерно признана несостоятельной. Также судом обоснованно учтено, что у организации нет правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу.
Доводы общества о том, что полученные проценты являются собственностью организации, и не могут быть изъяты путем возврата, отклоняется судебной коллегией. В рассматриваемом случае, общество изначально нарушило обязательство по ведению раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования, что повлекло неправомерное не отражение на счете по учету средств ОМС полученных процентов от использования средств ОМС.
При указанных обстоятельствах, требование Фонда о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в виде полученных процентов в размере 121 691,78 руб. и штрафа в размере 12169,18 руб. является правомерным.
В ходе проверки также установлено, что в нарушение части 7 статьи 35 Закона об ОМС, пункта 186 раздела XII "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС" Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России 28.02.2019 года N 108н, медицинской организацией в январе - сентябре 2021 года приобретена кухонная и иная мебель для оснащения комнаты приема пищи сотрудниками на общую сумму 360 675,00 рублей.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденный Приказом Минздрава России от 31.07.2020 года N 786н, а также порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденный Приказом Минздрава России от 13.11.2012 года N 910н, не предусматривают комнаты приема пищи сотрудниками и стандарты их оснащения.
Довод ответчика о том, что расходование средств ОМС на приобретение кухонной мебели и иной мебели для оснащения комнаты приема пищи имело конечной целью создание безопасных условий труда и отдыха сотрудников, оказывающих бесплатную стоматологическую помощь в рамках реализации территориальной программы оказания медицинской помощи населению Белгородской области, не принимается судом, поскольку такая позиция противоречит Закону N 323-ФЗ.
Доводы ответчика о том, что трудовое законодательство возлагает на работодателей обязанность по обеспечению санитарно-бытового обслуживания в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами, несостоятельны. СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" не содержат требований к организации питания работников, кроме организации горячего питания работникам, работающим вахтовым методом на производственных объектах, осуществляющих добычу нефти и (или) газа и производство нефтепродуктов. А документ "МР 2.2.9.2242-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний. Методические рекомендации" предусматривает как один из основных гигиенических принципов при планировке помещений, препятствующих распространению внутрибольничной инфекции (ВБИ), пищеблоки для персонала, буфетные или комнаты приема пищи, оборудованные раковиной с подводкой горячей и холодной воды, кухонной мебелью, газовой, электро- или СВЧ-печью для разогрева пищи. Данный принцип содержится в разделе 5.1. Архитектурно-планировочные решения, где также указано, что гигиенические нормативы, в том числе площадь и кубатура помещений, разработанные для ЛПУ разного профиля, предусматривают устройство и оборудование производственных и подсобных помещений, которые препятствует распространению ВБИ с разными механизмами передачи.
Таким образом, мероприятия по оборудованию в медицинских организациях пищеблоков, оборудованных раковиной с подводкой горячей и холодной воды, кухонной мебелью, газовой, электро- или СВЧ-печыо для разогрева пищи, реализуются на этапе архтектурно-планировочных решений, которые за счет средств ОМС не реализуются,
Расходы медицинских организаций, обусловленные реализацией обязательств, взятых работодателем перед трудовым коллективом, в том числе организация помещений для приема пищи сотрудниками, комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки не могут быть реализованы за счет средств ОМС, так как не направлены на предоставление страхового обеспечения в системе ОМС.
За счет средств ОМС возмещаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) - пункты 158, 158.1 - 158.3 (185, 186, 192, 193, 195, 196) Правил ОМС.
К таким затратам, в частности, в силу подпункта 8 пункта 195 Правил ОМС относятся затраты на общехозяйственные нужды.
Согласно приказу Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" основные средства относятся к внеоборотным активам, общехозяйственные расходы - к затратам на производстве.
Так, к общехозяйственным расходам относятся административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Таким образом, приобретение основных средств для оснащения комнаты приема пищи не подпадает под понятие общехозяйственных нужд и расходов на них.
Перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение "прочих расходов" (без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе ОМС целевыми является направление средств непосредственно на оказание медицинской помощи
Приобретение основных средств с целью оснащения комнаты приема пищи для сотрудников не направлено непосредственно на оказание медицинской помощи.
Из положений частей 7-9 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ следует, что расходы медицинской организации на приобретение медицинской мебели могут осуществляться за счет тарифов, учитывающих дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования. Основания для использования на названные нужды базового тарифа, тарифа в части содержания медицинских организаций отсутствуют.
Таким образом, приобретение медицинской мебели стоимостью свыше 100000 руб. в отсутствие доказательств включения данных расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (смету), в утвержденный тариф на оплату медицинской помощи, учитывающий дополнительные расходы сверх базовой программы обязательного медицинского страхования, согласования расходов в порядке, предусмотренном порядком осуществления дополнительных расходов, свидетельствует об использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
Следовательно, средства ОМС в размере 360 675,00 руб., израсходованные ответчиком на приобретение кухонной мебели и штраф в размере 10% за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 36067,5 рублей подлежат взысканию с ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" в бюджет фонда.
Оценивая требования Фонда о взыскании с Общества пеней по состоянию на 06.09.2022 в сумме 48 638,66 руб., начисленных за период с 29.12.2021 по 06.09.2022 апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно пунктам 1, 3 подпункта 2 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
28.03.2022 постановлением Правительства Российской Федерации N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Из пункта 2 указанного Постановления следует, что оно не применяется в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления.
Судом установлено, что Общество как ответчик к лицам, в отношении которых мораторий не применяется, не относится.
Из совокупного содержания положений подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца десятого пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ следует, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, заключающиеся, в том числе в неначислении неустойки и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос 10), одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
В силу пункта 3 Постановления N 497 оно вступило в силу со дня его официального опубликования и действовало в течение 6 месяцев. Постановление N 497 опубликовано 01.04.2022, в связи с чем, с этой даты и в течение 6 месяцев, то есть по 01.10.2022, невозможно начисление каких-либо финансовых санкций в отношении лиц, указанных в постановлении. Задолженность у общества возникла, исходя из акта проверки по состоянию на 29.11.2021.
Правила о моратории, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Учитывая изложенное, в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
В суд апелляционной инстанции Фондом представлен расчет пеней с учетом периода моратория по Постановлению N 497, согласно которому за период с 29.12.2021 по 30.03.2022 размер начисленных пеней составляет 18852,50 руб. Указанный расчет проверен судом и признан верным.
Таким образом, требования Фонда о взыскании с Общества пеней подлежат удовлетворению частично, на сумму 18852,50 руб., начисленную в период с 29.12.2021 по 30.03.2022, требования в части взыскания с Общества остальных пеней, начисленных в период действия моратория, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований Фонда о взыскании с ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (ИНН 3128136459, ОГРН 1183123027230) в бюджет фонда пени в размере 29786,16 рублей следует отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом частичного удовлетворения заявленных требований, на основании статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отнесению на ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" в размере 13835 руб.
В связи с чем, решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 подлежит отмене в части взыскания с ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" в доход федерального бюджета 750 рублей государственной пошлины (14585 руб. - 13835 руб.).
Расходы ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 150 руб. (с учетом пропорционального удовлетворения заявленных требований) подлежат отнесению на Территориальный фонд. обязательного медицинского страхования Белгородской области.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 в части взыскания с ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (ИНН 3128136459, ОГРН 1183123027230) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области (ИНН 3124014114, ОГРН 1023101655521) пени в размере 29 786,16 рублей, в доход федерального бюджета 750 рублей государственной пошлины отменить.
В удовлетворении требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области (ИНН 3124014114, ОГРН 1023101655521) о взыскании с ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (ИНН 3128136459, ОГРН 1183123027230) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области пени в размере 29 786,16 рублей отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.11.2022 по делу N А08-5283/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области (ИНН 3124014114, ОГРН 1023101655521) в пользу ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа" (ИНН 3128136459, ОГРН 1183123027230) судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 150 рублей
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5283/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Белгородской области
Ответчик: ООО "Социальная стоматология Белогорья. Объединенная стоматологическая поликлиника Старооскольского городского округа"