Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области
от 15 октября 2021 г. N 3535-ПА
"Об утверждении Положения об организации питания обучающихся в образовательных организациях городского округа Люберцы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования"
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Московской области от 19.01.2005 N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях", Уставом муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, постановляю:
1. Утвердить Положение об организации питания обучающихся в образовательных организациях городского округа Люберцы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации в сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Главы администрации Назарьеву И.Г.
Глава городского округа |
В.П. Ружицкий |
Утверждено
Постановлением администрации
муниципального образования
городской округ Люберцы
Московской области
от 15.10.2021 N 3535-ПА
Положение
об организации питания обучающихся в образовательных организациях городского округа Люберцы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение об организации питания в образовательных организациях городского округа Люберцы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (далее - Положение), определяет порядок организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Люберцы (далее - образовательные организации) и частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию по основным образовательным программам (далее - частные школы), а также порядок предоставления частичной компенсации питания в виде денежной выплаты отдельным категориям обучающихся образовательных организаций.
1.2. Организация питания обучающихся в образовательной организации и частной школе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, федеральными санитарными правилами и нормами, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
1.3. Организация и качество питания должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2. Условия и порядок организации питания
2.1. Организация питания обучающихся в образовательных организациях возлагается на руководителя образовательной организации.
2.2. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
2.3. Питание обучающихся в образовательных организациях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации (далее - организации общественного питания).
2.4. Для организации питания обучающихся заключается муниципальный контракт с организацией общественного питания.
2.5. При заключении муниципального контракта по организации питания обучающихся к организации общественного питания предъявляются следующие требования:
- укомплектование школьной столовой квалифицированными поварами;
- своевременное и обязательное прохождение работниками столовой медицинских осмотров в соответствии с инструкцией по проведению обязательных медицинских обследований работников на пищевых предприятиях;
- допуск лица к работе в школьной столовой, которое прошло профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию не реже одного раза в два года;
- соблюдение технологии и качества приготовления пищи, утвержденного меню, санитарно-гигиенических правил, правил эксплуатации оборудования;
- строгое обеспечение соблюдения правил доставки продукции для приготовления пищи, а также условий хранения и сроков реализации продуктов.
При необходимости организации общественного питания самостоятельно за свой счет производит доукомплектование помещений пищеблока необходимым технологическим оборудованием.
2.6. Руководитель образовательной организации:
- разрабатывает и утверждает положение по организации питания;
- издает приказ об организации питания на учебный год;
- назначает приказом ответственного за организацию питания с определением его функциональных (должностных) обязанностей, а также возлагает обязанности по организации питания на классных руководителей;
- создает приказом комиссию по контролю за организацией и качеством питания;
- создает приказом бракеражную комиссию;
- утверждает режим (график) питания обучающихся и режим работы столовой и буфета с учетом режима работы образовательной организации, расписания уроков обучающихся и времени перемен, предусмотренных в расписании уроков для приема пищи, предусматривает в расписании уроков перерывы (перемены) достаточной продолжительности для питании обучающихся, организует горячее питание отдельных категорий обучающихся, указанных в пункте 3.4 настоящего Положения, на отдельной перемене, организует порядок оформления заявок на питание обучающихся по классам за счет денежных средств родителей (законных представителей).
2.7. В образовательной организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.
В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем образовательной организации, в которой организуется питание детей.
В случае если в организации питания детей принимает участие индивидуальный предприниматель, меню должно утверждаться индивидуальным предпринимателем, согласовываться руководителем образовательной организации, в которой организуется питание детей.
2.8. Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима образовательной организации) для каждой возрастной группы детей (приложение N 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.
Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности (приложение N 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
2.9. При разработке меню учитываются продолжительность пребывания обучающихся в образовательной организации, возрастная категория и физические нагрузки обучающихся.
2.10. Для обучающихся образовательных организаций необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Обучающиеся, посещающие группу продленного дня, обеспечиваются дополнительным питанием (полдник) за счет родительских средств.
Обучающиеся, не относящиеся к категориям, указанным в пункте 3.4 настоящего Положения, по желанию родителей (законных представителей) обеспечиваются горячим питанием (завтрак, обед) за счет родительских средств в соответствии с действующим законодательством.
При круглосуточном пребывании должно быть организовано 5 - 6 разовое питание.
2.11. При организации дополнительного питания детей образовательных организациях должны соблюдаться следующие требования:
2.11.1. Ассортимент дополнительного питания (буфетной продукции) должен приниматься с учетом ограничений, изложенных в приложении N 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Соки, напитки, питьевая вода должны реализоваться в потребительской упаковке промышленного изготовления; разливать соки, напитки, питьевую воду в буфете не допускается.
2.11.2. Для организации дополнительного питания детей допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции.
Через аппараты для автоматической выдачи допускаются к реализации пищевая продукция промышленного изготовления в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты, а также в потребительской упаковке не более 100 грамм: мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержание глютена, лактозы, сахара) при соблюдении требований к условиям хранения и срокам годности пищевой продукции, а также при наличии документов, подтверждающих ее качество и безопасность.
Допускается устанавливать аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.
Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.
2.12. Питание обучающихся образовательной организации организуется в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся уроки в соответствии с утвержденным учебным планом.
Обучающиеся, относящиеся к категориям, указанным в пункте 3.4 настоящего Положения, при возникновении нештатных и аварийных ситуаций на пищеблоке, нахождения обучающихся на дистанционном обучении в период проведения в регионе (муниципалитете) массовых ограничительных противоэпидемических мероприятий, обеспечиваются набором продуктов, не требующих кулинарной и тепловой обработки, отвечающих требованиям качества и безопасности для детского (школьного) питания. Стоимость такого набора продуктов не должна превышать стоимость рациона горячего питания аналогичного приема пищи (рациона питания).
2.13. Администрация образовательной организации организует в обеденном зале дежурство учителей. Дежурные учителя обеспечивают соблюдение режима посещения столовой, общественный порядок и содействуют работникам столовой в организации питания.
Из числа административно-управленческого персонала могут назначаться ответственные лица, осуществляющие контроль за:
- санитарным состоянием пищеблока и обеденного зала;
- состоянием информационных стендов.
2.14. К обслуживанию горячим питанием обучающихся, поставке продовольственных товаров для организации питания обучающихся допускаются сотрудники организации общественного питания - победители конкурсного отбора (конкурса, аукциона) муниципального заказа.
Должностные обязанности специалистов и персонала организации общественного питания, участвующих в формировании рационов питания обучающихся, определяются руководителем организации общественного питания в соответствии с их квалификацией и профессиональной подготовкой.
2.15. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в столовые должен осуществляться при наличии документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, а также принадлежность к определенной партии пищевых продуктов.
2.16. В образовательной организации питание организуется как за счет бюджетных средств, так и за счет средств родителей (законных представителей).
Родительский комитет определяет ответственного за сбор родительской платы на горячее питание обучающихся, который передает ее материально ответственному лицу организации общественного питания в образовательной организации.
2.17. Контроль качества питания каждой партии приготовленной продукции по органолептическим показателям до приема ее обучающимися ежедневно осуществляется бракеражной комиссией.
2.18. Руководитель образовательной организации проводит разъяснительную и организационную работу среди родителей (законных представителей) и обучающихся по пропаганде здорового и правильного питания, привлекая к этой деятельности квалифицированных специалистов.
2.19. Ответственное лицо за питание в образовательной организации организует прием питания обучающимися при взаимодействии с классными руководителями:
- определяет количество детей, которые организованно за денежные средства родителей (законных представителей) получают горячий завтрак или обед;
- обеспечивает оформление заявок на питание по классам по количеству детей на завтраки и (или) обеды, своевременное предоставление заявок работнику столовой;
- определяет, кто сопровождает детей организованно в школьную столовую и решает другие организационные вопросы;
- предоставляет своевременно и в полном объеме в управление образованием администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области достоверные документы, необходимые для осуществления оплаты и контроля объема оказываемых услуг согласно контракту по организации питания.
3. Организация бесплатного питания отдельным категориям обучающихся за счет средств бюджета
3.1. За счет средств бюджета организуется бесплатное питание отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении) в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа Люберцы Московской области.
3.2. Организация питания возлагается на образовательную организацию, которая обязана организовать питание в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и настоящим Положением, вести необходимые учет и отчетность.
3.3. Финансирование расходов, связанных с организацией бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях, осуществляется за счет и в пределах средств, выделенных бюджету городского округа Люберцы на соответствующий финансовый год из бюджета Московской области, и средств бюджета городского округа Люберцы.
Финансирование расходов, связанных с организацией бесплатного питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Люберцы Московской области.
3.4. Бесплатное питание в образовательных организациях предоставляется следующей категории обучающихся:
1) обучающиеся по образовательным программам начального общего образования;
2) дети из многодетных семей;
3) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией городского округа Люберцы и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья);
4) дети из малообеспеченных семей;
5) дети, находящиеся под опекой или попечительством;
6) дети-инвалиды;
7) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
3.5. Обучающимся по образовательным программам начального общего образования предоставляется горячий завтрак.
Обучающимся из числа детей из многодетных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляется горячий завтрак и обед.
Обучающимся 5 - 11 классов, указанным в подпунктах 4 - 7 пункта 3.4 настоящего Положения, предоставляется горячий обед.
3.6. Выплаты денежной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций производятся в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящего Положения.
Размер денежной компенсации стоимости питания устанавливается распоряжением управления образованием администрации городского округа Люберцы Московской области.
3.7. Управляющий совет образовательной организации принимает решение о праве обучающихся получать бесплатное питание на основании следующих документов:
3.7.1. Для категории "дети из малообеспеченных семей":
- заявление родителей (законных представителей);
- справка, выданная территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области, о выплате ежемесячного пособия малообеспеченной семье;
- копия свидетельства о рождении ребенка.
3.7.2. Дети категории "дети из многодетных семей":
- заявление родителей (законных представителей);
- копия удостоверения многодетной семьи (матери, отца)/электронное удостоверение многодетной семьи (при наличии);
- копии свидетельств о рождении детей.
3.7.3. Для категории "дети, находящиеся под опекой или попечительством":
- заявление опекуна (попечителя);
- копия удостоверения опекуна (попечителя);
- копия свидетельства о рождении ребенка.
3.7.4. Для категории "дети-инвалиды":
- заявление родителей (законных представителей);
- копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- копия свидетельства о рождении ребенка.
3.7.5. Для категории "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей":
- справка Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино;
- заявление должностного лица, осуществляющего полномочия опекуна (попечителя), либо руководителя организации, в которую помещен ребенок временно под надзор;
- свидетельство о рождении (при наличии).
3.7.6. Для категории "дети с ограниченными возможностями здоровья":
- заявление родителей (законных представителей);
- копия заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии городского округа Люберцы, подтверждающего наличие недостатков в физическом и (или) психологическом развитии;
- копия свидетельства о рождении ребенка.
3.7.7. Для категории "обучающиеся по образовательным программам начального общего образования":
- заявление родителей (законных представителей).
3.8. Заявление о предоставлении бесплатного питания подается ежегодно родителями (законными представителями) обучающихся в администрацию образовательной организации с момента возникновения права на получение бесплатного питания.
3.9. Ответственность за определение контингента обучающихся, указанных в пункте 3.4 настоящего Положения, несет руководитель образовательной организации.
Руководитель образовательной организации обязан в течение трех рабочих дней после принятия управляющим советом решения о предоставлении бесплатного питания издать приказ о предоставлении обучающимся бесплатного питания.
3.10. В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для возникновения права на получение бесплатного питания, родители (законные представители) обучающихся обязаны поставить об этом в известность руководителя образовательной организации. Если вследствие изменения обстоятельств право на получение бесплатного питания утрачивается, обучающийся исключается из списков на ее предоставление на основании приказа руководителя образовательной организации.
3.11. Бухгалтерский учет и операции по расчетам за организацию питания осуществляются муниципальным учреждением "Централизованная бухгалтерия городского округа Люберцы Московской области" на основании соглашения с образовательной организацией.
3.12. Для организации бесплатного питания обучающихся частных школ из числа детей, указанных в подпунктах 3.7.1 - 3.7.6 пункта 3.7 настоящего Положения (далее - льготная категория), частным школам предоставляется субсидия в пределах доведенной до бюджета городского округа Люберцы субвенции из бюджета Московской области в размере, установленном нормативными правовыми актами Московской области.
В случае отсутствия возможности организации горячего питания детям льготной категории на основании решения руководителя частной школы может быть предоставлена денежная выплата исходя из количества дней обучения согласно расписанию учебных занятий. Размер указанной выплаты устанавливается распорядительным актом частной школы.
4. Ответственность за организацию питания
4.1. Руководитель образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием и обязан контролировать:
- работу юридического лица, обеспечивающего питание в образовательной организации;
- работу ответственных лиц за организацию питания в образовательной организации;
- выполнение постановлений, предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и его территориальных органов;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования;
- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
4.2. Ответственность за организацию питания классного коллектива в образовательной организации несет классный руководитель, который:
- обеспечивает организованное посещение столовой обучающимися;
- контролирует вопрос охвата учащихся класса организованным горячим питанием;
- организует систематическую работу с родителями (законными представителями) по вопросу необходимости горячего питания школьников.
4.3. Руководитель организации общественного питания обязан:
- контролировать выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации общественного питания;
- организовать производственный контроль, включающий лабораторно-инструментальные исследования;
- создать необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- обеспечить прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- обеспечить наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- организовать своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- организовать курсовую гигиеническую подготовку и переподготовку персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
- обеспечить ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания и другие документы в соответствии с санитарными правилами);
- создать условия труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
- организовать регулярную централизованную стирку и починку санитарной одежды;
- обеспечить исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
- обеспечить наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- обеспечить наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.
4.4. Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется организацией общественного питания.
Контроль за качеством и фактической стоимостью питания осуществляется руководителем образовательной организации.
4.5. Контроль за организацией питания обучающихся, работой столовых в образовательных организациях и качеством приготовления пищи осуществляется органами и учреждениями государственного санитарного надзора, управлением образования администрации городского округа Люберцы и иными муниципальными и государственными органами в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания в виде денежной выплаты отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях
5.1. Финансирование расходов муниципальной общеобразовательной организации на предоставление частичной компенсации стоимости питания в виде денежной выплаты осуществляется в следующих случаях:
- отсутствия возможности организации горячего питания на основании решения управления образованием администрации городского округа Люберцы Московской области;
- индивидуального обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с документами, выданными медицинским учреждением.
5.2. В случае неполучения обучающимися, включенными в списки на получение бесплатного питания, горячего обеда и/или завтрака по причинам, не связанным с ненадлежащим исполнением образовательной организацией своих обязанностей по представлению питания, денежная выплата взамен предоставления бесплатного питания не производится.
5.3. Частичная компенсация стоимости питания в виде денежной выплаты предоставляется со дня подачи заявления родителями (законными представителями) на каждого обучающегося на один учебный день только в дни фактического обучения на дому в соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий в течение календарного года.
Денежные средства выплачиваются на основании приказа руководителя муниципальной общеобразовательной организации по состоянию на 1 января и 1 сентября текущего календарного года.
5.4. Частичная компенсация стоимости питания в виде денежной выплаты предоставляется на периоды с 1 сентября по 31 декабря и с 1 января по 31 мая соответствующего учебного года, за исключением выходных и праздничных дней, каникулярного времени, с учетом фактической посещаемости.
5.5. Денежные средства выплачиваются в июне текущего календарного года за период с января по май и в декабре текущего календарного года за период с сентября по декабрь.
Для получения денежной компенсации стоимости питания родитель (законный представитель) обучающегося предоставляет в муниципальную общеобразовательную организацию два раза в год по состоянию на 1 января и 1 сентября текущего календарного года следующие документы:
- заявление о выплате компенсации;
- заключение медицинского учреждения об организации надомного обучения (для категории "дети с ограниченными возможностями здоровья") в случае индивидуального обучения на дому;
- выписку об открытии лицевого счета, открытого в Сберегательном банке Российской Федерации.
Руководитель муниципальной общеобразовательной организации обязан в течение 3 рабочих дней после получения документов, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, издать приказ о назначение денежной выплаты.
5.6. Право на получение денежной выплаты стоимости питания наступает со дня издания приказа.
Муниципальная общеобразовательная организация в лице его руководителя обязана обеспечить сохранность документов, касающихся денежной выплаты стоимости питания, в течение 3 лет после окончания обучающимся данной образовательной организации или его перевода в другую образовательную организацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области от 15 октября 2021 г. N 3535-ПА "Об утверждении Положения об организации питания обучающихся в образовательных организациях городского округа Люберцы, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования"
Вступает в силу с 22 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на сайте Администрации городского округа Люберцы Московской области (https://люберцы.рф); в приложении к газете "Люберецкая панорама" - "Вестник официальных документов" от 21 октября 2021 г., N 39
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области от 23 ноября 2023 г. N 5474-ПА
Изменения вступают в силу с 24 ноября 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области от 10 февраля 2023 г. N 509-ПА
Изменения вступают в силу с 4 марта 2023 г.
Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области от 30 декабря 2022 г. N 5458-ПА
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного постановления