Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 г. N 3а-451/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2021 г. N 66а-2839/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Ковалюка М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 535-19/э-2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" и акционерным обществом "Сетевая компания" на 2021- 2025 годы",
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет, тарифный орган) от 17 декабря 2020 года N 535-19/э-2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" и акционерным обществом "Сетевая компания" на 2021-2025 годы" установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция") и акционерным обществом (далее - АО) "Сетевая компания" на 2021-2025 годы с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2020 года за N 7360, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2019 года.
Для взаиморасчетов между ООО "Интеграция" и АО "Сетевая компания" установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года, а также в период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года соответственно, в размере 122318,84 рубля за МВт в месяц, 80,81 рубля за МВт в час, 0,36354 рубля за кВт в час;
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) ООО "Интеграция" (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 121330500 рублей.
ООО "Интеграция" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 535-19/э-2020.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
ООО "Интеграция" полагает, что данные тарифы на 2021 год и размер НВВ являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ не были учтены в полном объеме расходы административного истца на амортизацию основных средств, из заявленных 3160,54 тысячи рублей, Госкомитетом приняты 441,08 тысячи рублей.
В судебном заседании представители ООО "Интеграция" Горюнова К.С., Рожкова С.А. административный иск поддержали.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В., Суркова И.Ю., Миннебаев Г.Ф. административный иск не признали.
Представители АО "Сетевая компания" Хусаинова P.P., Рахматуллина А.Р. с административным иском не согласились.
Министерство юстиции Республики Татарстан, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направило. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "Интеграция" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с включением не в полном объеме при определении размера НВВ органом регулирования расходов административного истца на амортизацию основных средств, суд приходит к следующему.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15-34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 18 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При утверждении НВВ на 2021 год по статье "Амортизация основных средств" Госкомитетом не были учтены в полном объеме расходы организации на аренду имущества в заявленном ООО "Интеграция" размере 3160,54 тысячи рублей.
Тарифным органом указанные расходы приняты в размере 441,08 тысячи рублей. ООО "Интеграция" отказано во включении в состав НВВ расходов на амортизационные отчисления на объекты электросетевого хозяйства, используемые для передачи электрической энергии потребителям жилого комплекса (далее - ЖК) "Легенда" города Казани, а именно на объекты: "кабельная линия 0,4 кВ", "подстанция блочная комплексная 2БКТП-1600/10/0,4 кВ", "подстанция блочная комплексная 2БКТП-1250/10/0,4 кВ", "кабельная линия 10 кВ". Орган регулирования признал их экономически необоснованными.
Постановлением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2004 года N 861 в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии утверждены, в том числе Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа); Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 1 Правил технологического присоединения данные Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8.1 данных Правил.
Для целей указанных Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки.
В пункте 8.1 Правил технологического присоединения закреплено, что если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
При этом объектами электросетевого хозяйства признаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац десятый статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (абзац девятый пункта 2 Правил недискриминационного доступа).
При рассмотрении данного административного дела установлено, что на территории Советского района города Казани обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Арт-Строй" осуществляет строительство ЖК "Легенда". Предусмотрено поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов данного жилого комплекса.
24 октября 2014 года ООО "Арт-Строй" направило в АО "Сетевая компания" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств данной организации. Между ООО "Арт-Строй" и АО "Сетевая компания" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 14 ноября 2014 года N 2014/КЭС/Т0534. В соответствии с техническим условиями от 19 ноября 2018 года N 2014/0835 к электрическим сетям присоединены энергопринимающие устройства по объектам: многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, пристроенным двухуровневым подземным паркингом, наружным освещением (первая очередь ЖК "Легенда").
На основании заявки ООО "Интеграция" от 1 декабря 2017 года между данной организацией и АО "Сетевая компания" заключен договор от 12 декабря 2017 года N 2017/КЭС/Т717 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (вторая - шестая очереди ЖК "Легенда"). Объекты электросетевого хозяйства для передачи электрической энергии были построены для ООО "Интеграция" ООО "Контакт" на основании договора подряда от 10 августа 2017 года N 04/08-2017-У.
Услуги по технологическому присоединению были оказаны АО "Сетевая компания" ООО "Интеграция" в два этапа в мае и июне 2019 года, о чем составлены соответствующие акты об осуществления технологического присоединения от 30 мая 2019 года N 2017/КЭС/Т717/Э1, от 24 июня 2019 года N 2017/КЭС/Т717/Э2.
Объекты электросетевого хозяйства, построенные для ООО "Интеграция" и присоединенные к сетям АО "Сетевая компания", были поставлены на учет административного истца 10 октября 2019 года, что следует из инвентарных карточек учета объектов основных средств данной организации.
Таким образом, исходя из положений абзацев второго, девятого пункта 2 Правил недискриминационного доступа, абзаца десятого статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, на момент заключения с ООО "Арт-Строй" договора от 19 апреля 2018 года N 19/04-2018-ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Интеграция" не имело на территории, прилегающей к ЖК "Легенда", существующих или планируемых к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой данной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства. Следовательно, ООО "Интеграция" в силу требования пунктов 3, 8, 8.1 Правил технологического присоединения не имело правовых оснований для принятия заявки ООО "Арт-Строй" на осуществление технологического присоединения не имелось.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
Исходя из указанных принципов, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25) участники правоотношений должны действовать добросовестно и не допускать реализацию права недозволенными способами, заведомо создающими препятствия для установления экономически обоснованного тарифа, с соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. При этом суд принимает во внимание, что установленные в приведенных нормах Правил технологического присоединения ограничения направлены на исключение необоснованного увеличения числа и протяженности объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и, как результат, на недопущение роста величины расходов, а значит размера тарифа на электрическую энергию для потребителей.
Госкомитет, установив в рамках предоставленных ему полномочий способом, соответствующим закону, приведенные обстоятельства, правомерно пришел к выводу о злоупотреблении правом ООО "Интеграция", а потому обоснованно не включил в НВВ регулируемой организации оспариваемые расходы на амортизационные отчисления.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 535-19/э-2020 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года N 535-19/э-2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью "Смежная сетевая компания "Интеграция" и акционерным обществом "Сетевая компания" на 2021-2025 годы" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июня 2021 г. N 3а-451/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 27 октября 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 октября 2021 г. N 66а-2839/2021, оставленным без изменения Кассационным определением СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 г. N 8а-352/2022-(8а-30142/2021)[88а-3557/2022], настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения