Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 4. Требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам
4.1. Муниципальные правовые акты (далее по тексту также - правовые акты) должны отвечать следующим основным требованиям:
1) законность;
2) соблюдение правил юридической техники;
3) обеспеченность реализации правового акта средствами местного бюджета.
4.2. Правовые акты излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
4.3. Правовые нормы в правовых актах должны быть точными, лаконичными, исключающими двусмысленность, декларативность. Правовые нормы излагаются в логической последовательности, ясным и доступным языком.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не определяется в правовом акте. Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве и законодательстве Амурской области.
В правовом акте могут даваться определения, используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
Использование в правовых актах иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными.
4.4. Правовой акт должен соответствовать Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Амурской области.
При подготовке правового акта необходимо учитывать состояние правового регулирования в данной сфере общественных отношений, необходимость принятия (издания) правового акта и достаточность предполагаемых правовых предписаний.
4.5. Правовой акт как документ состоит из содержательной (основной) части и реквизитов.
4.6. Содержательная часть правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
4.7. Структура правового акта (утвержденного им документа) должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к конкретным. Содержательная часть правового акта состоит из указания сферы его действия, целей и задач, определений используемых понятий, предписаний и норм для субъектов регулируемых правоотношений, заключительных и переходных положений.
4.8. В зависимости от вида правового акта его содержательная часть имеет деление на структурные единицы - преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы. Необходимость включения в правовой акт тех или иных структурных единиц определяется исходя из его объема и содержания.
В преамбуле проекта правового акта либо в общих положениях указываются предмет правового регулирования, сфера распространения правил, изложенных в проекте, и субъекты, на которые они распространяются.
4.9. Структура проекта - расположение составных частей (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) - должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования, и соответствовать правилам юридической техники.
4.10. Правовой акт и утвержденный им документ (приложение) в обязательном порядке имеют наименование. Наименование правового акта (утвержденного им документа) должно давать общее представление о его содержании, точно отражать предмет правового регулирования.
4.11. Преамбула (введение) - самостоятельная часть правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
- не содержит самостоятельные нормативные предписания;
- не делится на статьи;
- не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не нумеруется.
Преамбула предваряет текст проекта правового акта.
Структурные единицы проекта правового акта не могут иметь преамбулу.
4.12. В правовых актах преамбула завершается постановляющей фразой ("решила", "постановляю (ет)", "приказываю"). Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается.
Преамбула может состоять из абзацев.
4.13. Основным структурным элементом правового акта (утвержденного им документа) является статья, которая имеет порядковый номер, обозначаемый цифрами, имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь. Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части, часть правового акта содержит одно или несколько нормативных, или индивидуальных предписаний.
Часть обозначается цифрой с точкой.
4.14. В значительных по объему правовых актах (утвержденных ими документах) части близкого содержания могут объединяться в статьи, статьи в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы.
Глава нумеруется цифрами, имеет наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
4.15. Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый цифрами, имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
4.16. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц правового акта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей разделов, статей глав правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов, подпунктов и буквенное обозначение подпунктов, пунктов, частей статей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи правового акта.
4.17. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые цифрами, после которых ставится точка.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными цифрами или буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
4.18. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в проекте правового акта.
4.19. Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного правового акта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного правового акта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей часть.
4.20. Перечисление, указываемое в части, обозначается пунктами, нумеруемыми цифрами, начиная с единицы, с закрывающей круглой скобкой справа, или на абзацы, не имеющими обозначений.
Перечисление, указываемое в пункте, обозначается подпунктами, обозначаемыми строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
4.21. В верхней части правового акта (за исключением решения Совета народных депутатов округа) посередине отдельными строками последовательно сверху вниз указываются следующие реквизиты:
1) полное наименование органа местного самоуправления или другого должностного лица органа местного самоуправления;
2) наименование правового акта;
3) дата принятия правового акта, его регистрационный номер;
4) место принятия правового акта;
5) заголовок, обозначающий предмет правового регулирования;
6) текст правового акта;
7) должность, подпись, расшифровка подписи должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного подписывать правовой акт.
4.22. Нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов округа, должны содержать следующие реквизиты:
1) полное наименование Совета народных депутатов округа, порядковый номер созыва (строчными буквами);
2) наименование правового акта;
4) текст правового акта;
5) должность, подпись, расшифровка подписи должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного подписывать правовой акт;
6) дата принятия, регистрационный номер решения, содержащий также условное обозначение, которое устанавливается правовым актом Совета народных депутатов округа.
4.23. Заголовок проекта правового акта должен давать ответ на вопрос "О чем?".
4.24. Непосредственно в текст вносимого проекта правового акта должны быть включены следующие положения:
1) о сроке и порядке вступления в силу правового акта или отдельных его положений;
2) о порядке официального опубликования правового акта, если оно затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеет общеобязательный характер;
3) о признании утратившими силу или о приостановлении действия ранее принятых правовых актов либо отдельных их положений в связи с принятием данного правового акта;
4) о необходимости и сроке приведения правовых актов в соответствие данному правовому акту;
5) о возложении и сроках контроля за исполнением данного правового акта.
4.25. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты и т.п., являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.
4.26. Оформление правовых актов, связанных с вопросами оборонного характера, производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны и мобилизационной подготовки.
4.27. Нумерация правовых актов каждого вида ведется в пределах года исходя из даты принятия, за исключением решений Совета народных депутатов округа. Нумерация решений Совета народных депутатов округа производится в пределах созыва с указанием номера правового акта, начиная с первого.
Порядковые номера нормативных правовых актов, принятых Советом народных депутатов округа и подписанных главой Бурейского муниципального округа, присваиваются по аналогии с Советом народных депутатов округа в пределах созыва с указанием номера правового акта, начиная с первого.
4.28. Ссылки в статьях, частях, пунктах правового акта на другие его статьи, части, пункты или иные структурные элементы, а также на иные действующие правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.
Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится. Включение норм других законодательных актов, регулирующих права и обязанности органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, не допускается.
4.29. Правовые акты о внесении изменений в правовые акты, а также правовые акты, содержащие перечни актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие правовые акты не имеют наименований статей, делятся на пункты, нумеруемые цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
4.30. Различают следующие виды текстов правового акта:
1) подлинный текст правового акта (подлинник) - эталонный экземпляр текста правового акта; подлинный текст нормативного правового акта Бурейского муниципального округа оформляется в двух экземплярах, иного правового акта - в единственном экземпляре;
2) официально опубликованный текст правового акта - текст правового акта, опубликованный в источниках официального опубликования;
3) заверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, заверенный печатью для оформления документов органа, принявшего (издавшего, подписавшего) акт;
4) незаверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего (издавшего, подписавшего) акт.
Тексты правового акта, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на их основании осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.