1. Общие положения
1.1. Правовые основания для разработки Концепции информатизации судов и системы Судебного департамента (далее - Концепция):
Конституция Российской Федерации;
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
иные федеральные законы;
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 N 1189-р "Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019 - 2021 годы";
постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы".
1.2. Предназначение настоящей Концепции.
Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года (далее - Концепция) разработана на основе и в продолжение Концепции развития информатизации судов до 2020 года, утвержденной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.02.2015 N 439 (в редакции постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.07.2019 N 759).
Концепция служит основой для дальнейшей реализации мероприятий, вызванных необходимостью развития судебной системы с использованием достигнутого уровня современных информационных технологий, направленных на совершенствование судопроизводства, обеспечение открытости и доступности правосудия, реализации требований информационной безопасности, формирования открытых данных о судебной системе и в целом совершенствования системы формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей (далее - суды), совершенствования механизма взаимодействия с гражданами и организациями в электронном виде, развития межведомственного взаимодействия государственных органов, а также реализации задач, определенных национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" и федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы".
Концепция определяет до 2030 года основные цели, задачи, принципы, приоритеты и мероприятия по использованию информационных технологий в деятельности судов, которые будут способствовать реализации таких стратегических целей Российской Федерации, как создание необходимой среды для инновационного социально ориентированного типа развития, развитие правовых институтов, нацеленных на обеспечение прав граждан и исполнение законодательства Российской Федерации, защиту базовых прав, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, эффективность отправления правосудия, повышение уровня доступности правосудия и доверия граждан, достижение максимальной прозрачности деятельности при соблюдении требований защиты персональных данных, свободу средств массовой информации.
2. Текущее состояние информатизации
2.1. Состояние компьютерной техники в судах и системе Судебного департамента, сроках ее эксплуатации и периодичности замены (обновления).
В настоящее время в судах, системе Судебного департамента сложилась крайне тяжелая ситуация с состоянием компьютерной техники, в том числе серверного оборудования, систем хранения данных, рабочих станций пользователей.
Существует острая потребность в аппаратно-программных комплексах аудиопротоколирования, видео-конференц-связи, IP-телефонии.
Поставка новых программно-технических средств указанных типов не покрывает потребности судов, системы Судебного департамента в обновлении морально устаревающей и изношенной техники, ремонт программно-технических средств не исправляет ситуации, поскольку не всегда целесообразен и способен лишь поддерживать программно-аппаратные средства в недостаточно работоспособном состоянии.
С каждым годом базы данных судов и системы Судебного департамента растут в объемах, возрастает количество хранимой и обрабатываемой информации, увеличивается нагрузка на серверы и требования к ним. Характеристики имеющихся серверов не позволяют оперативно обрабатывать имеющиеся объемы информации и эффективно работать с ними, так как серверы работают медленно, периодически выходят из строя.
2.2. Состояние программного обеспечения.
Частичный отказ от бумажного документооборота и личной явки в суды нашли отражение в процессуальном законодательстве.
На интернет-сайтах федеральных судов реализована возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов с использованием сети Интернет.
В настоящее время гражданин, авторизованный на Едином портале государственных и муниципальных услуг, заполнив форму в личном кабинете, имеет возможность не только подавать в федеральные суды электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, но и получать судебные акты, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Это позволило гражданам, находящимся в других населенных пунктах других регионов, удаленно подавать процессуальные документы без непосредственной явки в суд.
Вместе с этим реализация удаленной подачи электронных документов в суд привела к увеличению нагрузки на судей и работников аппарата суда, также возросли расходы на картриджи и бумагу.
Кассационные суды общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционные суды общей юрисдикции, апелляционный военный суд, областные и равные им суды, городские и районные суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента используют созданную ведомственную систему электронного документооборота, которая позволяет им обмениваться электронными документами по ведомственным каналам связи ГАС "Правосудие" с использованием сертифицированных по требованиям безопасности межсетевых экранов ИВК "Кольчуга".
Требования к информационной безопасности являются существенными ограничениями к подключению федеральных арбитражных судов и мировых судей к ведомственной системе электронного документооборота.
3. Предпосылки совершенствования информатизации
Внедрение в деятельность судов информационных технологий позволило поднять на более эффективный качественный уровень организацию их деятельности.
Вместе с тем с учетом внесенных изменений в законодательство Российской Федерации в области судопроизводства и судоустройства назрела необходимость дальнейшего развития мероприятий по информатизации судов и системы Судебного департамента.
Такими законодательными новеллами являются:
создание кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции и апелляционного военного суда;
введение института присяжных заседателей в районных судах и гарнизонных военных судах;
возможность подачи в суды процессуальных документов в электронном виде;
введение обязательного протоколирования с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) хода судебного заседания;
формирование состава суда для рассмотрения каждого дела путем использования автоматизированной информационной системы.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определена необходимость реализации мероприятий программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В части реализации данных мероприятий установлены следующие задачи:
создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий;
обеспечение возможности направления судом исполнительного листа для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей с использованием электронной подписи;
создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;
создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.
Поставленные задачи касаются, безусловно, и судебной системы Российской Федерации.
Так, паспортом национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), определены такие мероприятия, как:
унификация правил подачи исковых заявлений, жалоб и ходатайств в электронной форме для всех судов, допустимости электронных доказательств;
закрепление гарантий участников процесса на дистанционное участие в судебном заседании путем использования систем web-конференции;
установление правового статуса электронных систем фиксации юридических фактов; унификация требований по идентификации, расширению возможностей и способов идентификации, обеспечение развития перспективных технологий идентификации участников информационного взаимодействия, включая технологии биометрической идентификации;
создание платформы межведомственного взаимодействия обмена данными;
внедрение межведомственного юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи, базирующегося на единых инфраструктурных, технологических и методологических решениях;
обеспечение возможности долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости;
использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами.
Вышеперечисленные задачи являются особо значимыми и означают переход на перспективно новый уровень развития цифровизации и информатизации судебной системы Российской Федерации.
В целях повышения доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности требуется дальнейшее развитие информационных технологий в направлении создания механизма централизованного автоматизированного поиска сведений по делам и судебным решениям по всем базам данных.
Таким образом, совокупность обозначенных новелл законодательства и принятие нормативных правовых актов, определяющих национальные цели и стратегические задачи развития информационного общества в Российской Федерации, ставит перед судебной системой новые вызовы, требующие комплексной модернизации информационной, инженерной, эксплуатационной инфраструктуры и инфраструктуры обеспечения безопасности информации.
4. Основные цели и направления совершенствования информатизации
4.1. Основными целями совершенствования информатизации судов и системы Судебного департамента на современном этапе являются:
обеспечение открытости и доступности судебной системы для граждан и организаций, в том числе реализация гарантий участников судебного процесса на дистанционное участие в судебном заседании, дальнейшего развития систем аудиопротоколирования хода судебных заседаний, систем защиты персональных данных участников судебного процесса;
внедрение межведомственного юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи, базирующегося на единых инфраструктурных, технологических и методологических решениях. Обеспечение доступа органов власти к данным статистического учета и формирование открытых данных о деятельности судебной системы. Обеспечение долгосрочного архивного хранения электронных документов с сохранением их юридической значимости и предоставления к ним доступа федеральным органам государственной власти;
максимально возможная автоматизация процессов судебного делопроизводства, начиная с первичной регистрации поступающих в суд процессуальных документов и заканчивая обращением судебного постановления к исполнению;
завершение формирования единого информационного пространства, обеспечивающего возможность информационного взаимодействия судов, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в электронном виде с реализацией возможности сквозной нумерации судебных дел и возможности передачи судебных дел по инстанциям в электронном виде;
создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок с обеспечением требований информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных.
4.2. Достижение указанных целей осуществляется посредством внедрения информационных систем в деятельность судов по следующим направлениям:
нормативно-правовое обеспечение;
развитие инфраструктуры информационных автоматизированных систем судебного делопроизводства;
развитие функциональных подсистем судебного делопроизводства;
обеспечение информационной безопасности;
создание инфраструктуры сопровождения и мониторинга информационных автоматизированных систем;
развитие информационных автоматизированных систем Судебного департамента, органов и учреждения Судебного департамента и органов судейского сообщества.
5. Основные задачи совершенствования информатизации
Внедрение современных информационных технологий в деятельность судов потребует решения следующих задач по направлениям информатизации.
5.1. Нормативно-правовое обеспечение.
5.1.1. Подготовка проектов законов об изменении процессуального законодательства, направленных на:
закрепление электронной формы обращения в суд (искового заявления, административного искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа и другое) как единственно возможной с одновременной формализацией требований к обращению;
реформирование процессуального законодательства в направлении отказа от письменной формы судебного делопроизводства (закрепление электронной формы судебного постановления как единственно возможной без дублирования на бумажном носителе, пересмотр института протокола судебного заседания, закрепление электронного документооборота между нижестоящими и вышестоящими судебными инстанциями и т.п.).
5.1.2. Своевременная разработка нормативных правовых актов Судебного департамента по направлениям совершенствования информатизации судов и системы Судебного департамента.
5.2. Развитие инфраструктуры информационных автоматизированных систем судебного делопроизводства.
5.2.1. Формирование централизованных ресурсов на основе "облачных технологий" с возможностью их распределения в соответствии с нуждами пользователей.
5.2.2. Повышение производительности и надежности ГАС "Правосудие", в том числе за счет:
внедрения современных технологий виртуализации;
использования средств динамического распределения нагрузки и резервирования;
обеспечения бесперебойного электронного взаимодействия судов и системы Судебного департамента;
обеспечения сохранения функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе (отказоустойчивость) и возможности увеличения производительности пропорционально добавленным ресурсам (масштабируемость);
разработки и внедрения программного обеспечения, позволяющего регистрировать в автоматическом режиме электронные исковые заявления и иные процессуальные обращения в суд, генерировать типовые процессуальные документы на основе имеющейся информации, хранить и обрабатывать электронные процессуальные документы, формировать, хранить и передавать в вышестоящие суды электронные судебные дела, осуществлять ознакомление с ними стороны и иных лиц, имеющих на это право, в автоматическом режиме.
5.2.3 Переход на аппаратно-программные платформы отечественных производителей.
5.2.4. Замена устаревшего оборудования с учетом требований по импортозамещению.
5.2.5. Развитие центров обработки данных (далее - ЦОД) ГАС "Правосудие", а также создание системы дублирующих ЦОД для повышения отказоустойчивости системы и сбалансированности нагрузки на информационно-коммуникационную сеть ГАС "Правосудие".
5.2.6. Обеспечение консолидации ресурсов на базе ЦОД ГАС "Правосудие" с применением технологии цифровых сертификатов.
5.2.7. Создание электронных хранилищ судебных документов, аудио- и видеоматериалов, записей судебных заседаний судов, а также электронных образов бумажных материалов, обеспечение доступа к ним пользователей ГАС "Правосудие" с учетом установленных законом ограничений.
5.2.8. Дальнейшее развитие систем видео-конференц-связи, в том числе для использования в центрах временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, проведения судебных заседаний по делам о госпитализации граждан, находящихся в медицинских учреждениях.
5.2.9. Оснащение соответствующим оборудованием видеозаписи и трансляции судебных заседаний для федеральных судов.
5.2.10. Разработка сервисов систем межведомственного электронного взаимодействия для обеспечения взаимодействия судебной системы Российской Федерации с органами власти Российской Федерации.
5.2.11. Увеличение пропускной способности каналов передачи данных, повышение их качества и надежности.
5.3. Развитие функциональных подсистем судебного делопроизводства.
5.3.1. Перевод информационных автоматизированных систем судебной системы на 64-битную платформу.
5.3.2. Внедрение в ГАС "Правосудие" портальных, мобильных и "облачных" технологий.
5.3.3. Создание суперсервиса "Правосудие онлайн" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", обеспечивающего возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
5.3.4. Переход к использованию программных средств распознавания речи и автоматизированное формирование протокола судебного заседания с приложением аудиовидеозаписи (протокола).
Обеспечение доступа через интернет-портал ГАС "Правосудие" граждан и организаций к сервисам через стандартные механизмы, поддерживающие использование разных устройств: персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, мобильных телефонов, работающих на разных операционных системах.
5.4. Обеспечение информационной безопасности.
5.4.1. Совершенствование инфраструктуры обеспечения безопасности информации.
5.4.2. Создание центра управления системой обеспечения безопасности информации.
5.4.3. Обеспечение защиты периметра субъектов информатизации.
5.4.4. Обеспечение защиты конечных устройств субъектов информатизации.
5.4.5. Обеспечение защиты данных субъектов информатизации.
5.4.6. Обеспечение защиты программного обеспечения, используемого субъектами информатизации.
5.4.7. Обеспечение защиты идентификационных данных пользователей субъектов информатизации.
5.5. Создание инфраструктуры сопровождения и мониторинга информационных автоматизированных систем.
5.5.1. Обеспечение возможности оперативного регулирования объема предоставляемых ресурсов, а также измеримость предоставляемого потребителю сервиса и учет его потребления.
5.5.2. Создание центра управления и мониторинга ГАС "Правосудие", обеспечивающего сервисы:
централизованной системы мониторинга как отдельных серверов и сетевых устройств, так и программных изделий в составе ГАС "Правосудие", что позволит повысить надежность работы и управляемость этих программных изделий и устройств;
единой системы централизованного управления конфигурациями рабочих станций, что упростит процесс управления версиями общего программного обеспечения и специального программного обеспечения в составе ГАС "Правосудие" и других систем, а также предоставит механизм установки обновлений безопасности операционных систем и программного обеспечения;
резервного копирования и восстановления данных ГАС "Правосудие" для снижения вероятности потери важной информации в случае сбоя в работе системы;
управления инцидентами, сбоями аппаратных и программных средств;
учета лицензий общего (коммерческого) программного обеспечения;
создания, сопровождения и развития централизованных отраслевых справочников, в том числе создания единой адресной книги пользователей ГАС "Правосудие" на базе единого каталога;
организации автоматизированного учета информационных ресурсов и объектов защиты, их использования.
5.6. Развитие информационных автоматизированных систем Судебного департамента, органов и учреждения Судебного департамента и органов судебной системы.
5.6.1. Развитие информационных автоматизированных систем.
5.6.2. Обеспечение проведения дистанционного обучения работе со специальным программным обеспечением ГАС "Правосудие", используемым в судах, системе Судебного департамента, органах судейского сообщества как для пользователей, так и для системных администраторов.
5.6.3. Обеспечение автоматического формирования аналитических отчетов в интересах Судебного департамента на базе объединенных информационных ресурсов ИАС судебной системы.
6. Принципы реализации Концепции
Реализация Концепции базируется на следующих основных принципах.
6.1. Преемственность в развитии программно-технических средств и стабильность развития системы:
сохранение основных принципов построения системы, максимальное сохранение востребованных функциональных возможностей ранее разработанного программного обеспечения и сформированных информационных ресурсов без механических повторов решений, реализованных в информационных системах в предыдущих периодах.
6.2. Принцип оптимальности:
совершенствование информационных систем не должно приводить к дополнительным трудозатратам в повседневной деятельности судов, а наоборот, повышать производительность труда и сокращать трудозатраты.
6.3. Учет изменений внешних условий:
при совершенствовании информационных систем судов должна предусматриваться возможность адаптации используемой системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей.
6.4. Защита и безопасность:
информационные системы должны отвечать требованиям нормативных документов по защите данных, иметь различные средства защиты информации, обеспечивающие как защиту от несанкционированного доступа и разрушения, так и безопасность при возникновении внештатных ситуаций.
6.5. Управление возможными рисками:
при проектировании системы должны быть предусмотрены определенные резервы по учету возможных рисков, в том числе по следующим направлениям: финансирование (финансовый риск); увеличение сроков внедрения (временной риск); нереализуемость (техническая, экономическая и др.);
с целью снижения степени риска при реализации проектов развития должна проводиться отработка основных проектных решений на испытательных стендах и в опытных зонах. При получении положительных результатов проектные решения реализуются в масштабе всей системы.
6.6. Сохранение ранее сделанных инвестиций:
модернизация и разработка новых компонентов системы должны осуществляться с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств;
при развитии системы необходимо учитывать: апробированность в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств; уровень стандартизации, массовость производства и уровень технической поддержки выбираемых программно-технических решений.
6.7. Стандартизация и унификация:
создание информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с заданными свойствами будет обеспечиваться стандартизацией подходов к подготовке требований на системы и компоненты, их проектированию, испытаниям, документированию и вводу в эксплуатацию. Используемые подходы будут основаны на действующих российских стандартах и руководящих документах.
6.8. Обеспечение пользовательского контроля:
модернизация и разработка новых компонентов системы должны осуществляться с учетом предоставления пользователю возможности контроля вводимой им информации и её состояния после обработки.
6.9. Государственный контроль:
обеспечение государственной системы контроля и сертификации инновационных технологий и коммуникационных инфраструктур.
6.10. Возможность выбора способа коммуникации:
участники судопроизводства должны иметь право выбора между инновационными и традиционными способами коммуникации с судом (особенно необходимо в ближне- и среднесрочной перспективе).
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
В результате выполнения мероприятий настоящей Концепции в судах и системе Судебного департамента должны быть достигнуты следующие результаты:
приняты нормативные правовые акты, необходимые для реализации Концепции;
сформированы централизованные ресурсы ГАС "Правосудие" с включением в них мировой юстиции на основе "облачных технологий" и обеспечена возможность их распределения в соответствии с нуждами пользователей ГАС "Правосудие";
посредством внедрения современных технологий виртуализации и использования средств динамического распределения нагрузки и резервирования обеспечено достижение высокого уровня производительности и надежности ГАС "Правосудие" с сохранением функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе (отказоустойчивость) и возможности увеличения производительности пропорционально добавленным ресурсам (масштабируемость);
осуществлен переход на современные аппаратно-программные платформы от отечественных производителей;
повышена отказоустойчивость системы и обеспечена сбалансированность нагрузки на информационно-коммуникационную сеть ГАС "Правосудие" за счет развития ЦОД ГАС "Правосудие", а также создание системы дублирующих ЦОД;
проведена консолидация ресурсов ГАС "Правосудие" с применением технологии цифровых сертификатов на базе ЦОД ГАС "Правосудие";
созданы электронные хранилища судебных документов, аудио- и видеоматериалов, записей судебных заседаний судов, а также электронных образов бумажных материалов, с обеспечением доступа к ним пользователей ГАС "Правосудие" с учетом установленных законом ограничений;
повышена эффективность работы судебной системы за счет развития систем видео-конференц-связи (в том числе для использования в центрах временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, проведения судебных заседаний по делам о госпитализации граждан, находящихся в медицинских учреждениях);
для повышения открытости судебной системы залы судебных заседаний оснащены соответствующим оборудованием видеозаписи и трансляции судебных заседаний для федеральных судов;
внедрены механизмы взаимодействия судебной системы Российской Федерации с государственными органами Российской Федерации посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
в целях повышения производительности функциональных задач программно-технические средства ГАС "Правосудие" переведены на 64-битную платформу;
в целях обеспечения доступности материалов судопроизводства для судей и работников аппарата судов посредством использования мобильных устройств в ГАС "Правосудие" внедрены портальные и "облачные" технологии;
создан суперсервис "Правосудие онлайн" федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", обеспечивающий подачу гражданами и организациями процессуальных документов в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
с целью снижения нагрузки на работников судов и повышения доверия к судебной системе внедрены программные средства распознавания речи с автоматизированным формированием протокола судебного заседания с приложением аудио-, видеозаписи;
для повышения удобства граждан и обеспечения оперативности получения информации о деятельности судов внедрены механизмы, поддерживающие использование разных устройств: персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, мобильных телефонов, работающих на разных операционных системах;
обеспечено эффективное управление имущественным комплексом судебной системы и использование средств, выделяемых на обеспечение деятельности судебной системы, повышена эффективность процессов управления и сопровождения программно-технических средств ГАС "Правосудие" за счет совершенствования информационных автоматизированных систем Судебного департамента;
выведено на новый уровень дистанционное обучение работе со специальным программным обеспечением ГАС "Правосудие", используемым в судах, системе Судебного департамента, органах судейского сообщества как для пользователей, так и для системных администраторов;
обеспечен уровень информационной безопасности, отвечающий требованиям регуляторов в области информационной безопасности Российской Федерации (ФСБ России и ФСТЭК России), за счет:
совершенствования инфраструктуры обеспечения безопасности информации;
создания центра управления системой обеспечения безопасности информации;
защиты периметра субъектов информатизации;
защиты конечных устройств субъектов информатизации, данных субъектов информатизации, программного обеспечения, используемого субъектами информатизации, идентификационных данных пользователей ГАС "Правосудие";
создания инфраструктуры сопровождения и мониторинга информационных автоматизированных систем, резервного копирования и восстановления данных ГАС "Правосудие", управления инцидентами, сбоями аппаратных и программных средств, организации автоматизированного учета информационных ресурсов и объектов защиты, их использования.
Вышеперечисленные результаты реализации Концепции обеспечивают выполнение поставленных целей совершенствования информатизации судов и системы Судебного департамента.
8. Реализация Концепции
8.1. План реализации Концепции:
1 этап - 2021 - 2022 годы
В рамках данного этапа должны быть реализованы следующие мероприятия:
сформирована нормативно-правовая база, необходимая для реализации Концепции;
приняты проектные решения по совершенствованию инфраструктуры ГАС "Правосудие" и создания сети ЦОД с соблюдением требований информационной безопасности;
отработаны проектные решения на испытательных стендах, созданы опытные зоны, обеспечена поставка программно-технических средств;
разработано программное обеспечение, позволяющее регистрировать в автоматическом режиме электронные исковые заявления и иные процессуальные обращения в суд, генерировать типовые процессуальные документы на основе имеющейся информации, хранить и обрабатывать электронные процессуальные документы, формировать, хранить и передавать в вышестоящие суды электронные судебные дела, осуществлять ознакомление с ними стороны и иных лиц, имеющих на это право, в автоматическом режиме.
2 этап - 2023 - 2029 годы
В рамках данного этапа должны быть реализованы следующие мероприятия:
разработаны программно-технические средства, направленные на совершенствование инфраструктуры ГАС "Правосудие" и создание сети ЦОД с соблюдением требований информационной безопасности;
проведены все виды испытаний разработанных программно-технических средств и обеспечена готовность к внедрению их на объектах автоматизации ГАС "Правосудие";
выполнена подготовка объектов автоматизации ГАС "Правосудие" к внедрению разработанных программно-технических средств (поставка, установка и пусконаладка оборудования и программного обеспечения, проведено обучение персонала и пользователей);
внедрено программное обеспечение, позволяющее регистрировать в автоматическом режиме электронные исковые заявления и иные процессуальные обращения в суд, генерировать типовые процессуальные документы на основе имеющейся информации, хранить и обрабатывать электронные процессуальные документы, формировать, хранить и передавать в вышестоящие суды электронные судебные дела, осуществлять ознакомление с ними стороны и иных лиц, имеющих на это право, в автоматическом режиме;
на всех объектах автоматизации ГАС "Правосудие" проведено внедрение разработанных программно-технических средств.
3 этап - 2030 год
Достигнуты предусмотренные настоящей Концепцией цели, направленные на совершенствование информатизации судов и системы Судебного департамента (при наличии соответствующего финансирования).
8.2. Механизмы реализации Концепции.
Вопросы реализации Концепции решаются в рамках мероприятий, проводимых Судебным департаментом в пределах выделенных на эти цели средств федерального бюджета.
Реализация Концепции по каждому этапу осуществляется в соответствии с планами мероприятий Судебного департамента, согласованными с Советом судей Российской Федерации.
Выбор исполнителей мероприятий развития осуществляется в установленном законом порядке.
8.3. Управление реализацией Концепции.
Государственным заказчиком по проводимым в рамках реализации Концепции мероприятиям является Судебный департамент.
Полномочия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий по реализации Концепции осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
Управление проектами в рамках мероприятий по реализации Концепции осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
8.4. Контроль реализации проекта.
На всех этапах реализации Концепции Судебным департаментом осуществляется текущий контроль соответствия результатов работ, а также проводится проверка проектных решений на полноту, техническую и финансовую реализуемость.
Находящиеся в эксплуатации компоненты ГАС "Правосудие" необходимо регулярно подвергать контролю использования. При этом проверке подлежат финансовые затраты на эксплуатацию, а также получаемый эффект от реализации внедряемых проектных решений. Результаты контроля использования учитываются при планировании мероприятий, проводимых в рамках реализации Концепции, при принятии решений о снятии с эксплуатации и выполнении новых разработок.
Общий контроль за реализацией Концепции осуществляет Совет судей Российской Федерации через соответствующие комиссии Совета судей Российской Федерации.
8.5. Финансирование мероприятий, направленных на реализацию Концепции, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Судебному департаменту, в том числе в рамках федеральной целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года (утв. постановлением Президиума Совета судей РФ от 2 декабря 2019 г. N 785)
Текст концепции опубликован не был