Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2024 г. N Ф10-6857/23 по делу N А36-1296/2022

 

г. Калуга

 

31 января 2024 г.

Дело N А36-1296/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024.

Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2024.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего

Бутченко Ю.В.

судей

Радюгиной Е.А.

Чаусовой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:

 

Цыпленковой А.А.

при участии в судебном заседании:

от ООО "Центр коммунального обслуживания" (ОГРН 1154827025264, ИНН 4825115271) - Аксенова Д.А. (доверенность от 15.02.2023);

от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619) - Азариной С.Ю. (доверенность от 25.10.2023);

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А36-1296/2022,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" (далее - ООО "ЦКО", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - МИФНС N 6 по Липецкой области, Инспекция) о признании незаконным бездействия по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в период с 19.03.2020 по 02.06.2020 и признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в общей сумме 4 022 661,89 руб. по состоянию на 02.11.2021.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2022 произведена процессуальная замена заинтересованного лица по настоящему делу - МИФНС России N 6 по Липецкой области на его правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - УФНС по Липецкой области, Управление, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "ЦКО" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы. Пояснил, что при рассмотрении заявления налогового органа в рамках дела N А36-7425/2021 общество фактически не принимало участия и никаких документов не представляло; после вынесения определения суда от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 общество самостоятельно осуществило уплату части задолженности и не оспаривает осуществление взыскания части спорной суммы задолженности в рамках исполнительных производств.

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что спорная задолженность взыскивается по настоящее время в рамках исполнительных производств, возбужденных до вынесения определения суда от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021, и большая часть этой задолженности взыскана.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.

Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и суды установили, что МИФНС N 6 по Липецкой области 23.08.2021 обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании ООО "ЦКО" несостоятельным (банкротом); о признании обоснованными требований ФНС в лице МИФНС N 6 по Липецкой области к ООО "ЦКО" по обязательным платежам в бюджет в размере 4 022 661,89 руб., в том числе 3 380 532,09 руб. налога, 392 172,63 руб. пеней и 249 957,17 руб. штрафов.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 производство по делу о банкротстве прекращено, в связи с отсутствием у должника средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Общество 15.11.2021 обратилось в МИФНС N 6 по Липецкой с заявлением о списании задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам в общей сумме 4 022 661,89 руб. на основании определения Арбитражного суда Липецкой области от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021, сославшись на подпункт 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Инспекция в ответе от 29.11.2021 исх.N 08-10/24468 сообщила об отказе в принятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налогам, страховым взносам, пени и штрафам в связи с тем, что рассматривается вопрос об обжаловании определения от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021.

Общество обратилось в УФНС России по Липецкой области с жалобой на бездействие МИФНС России N 6 по Липецкой области по непринятию решения о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности ООО "ЦКО" в общем размере 4 022 661,89 руб., которая оставлена Управлением без ответа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии условий для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию, исходя из отсутствия необходимости устанавливать какие-либо дополнительные обстоятельства при наличии определения от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил отсутствие фактических или юридических препятствий для реального исполнения обязанности по уплате спорной суммы налогов, страховых взносов, пени, штрафов, с учетом сроков на принудительное взыскание задолженности; принятие налоговым органом в отношении спорной задолженности своевременных и исчерпывающих меры по ее бесспорному взысканию в установленном законом порядке; наличие реального исполнения исполнительных документов (постановлений налоговых органов о взыскании спорной суммы задолженности), которые находятся на исполнении у судебных приставов и не окончены, при этом большая часть задолженности уже уплачена налогоплательщиком добровольном порядке и взыскана с него; частичное погашение спорной задолженности, в том числе и после вынесения определения о прекращении производства по делу о признании его несостоятельным (банкротом); представление обществом налоговой отчетности и уплате текущих платежей.

По мнению суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.

В пункте 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

В подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ определены случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).

Согласно подпункту 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Однако при применении подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ необходимо также учитывать общие условия, установленные пунктом 1 указанной статьи.

Из содержания пункта 1 статьи 59 НК РФ следует, что решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию принимается налоговым органом при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), при этом списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания (пункт 65 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).

Таким образом, институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов).

Данные выводы также согласуются с выводами, изложенными в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2022 по делу N А56-59679/2021, Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2023 по делу N А60-36381/2022 (Определением Верховного Суда РФ от 21.12.2023 N 309-ЭС23-25433 отказано в передаче дела N А60-36381/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Суд апелляционной инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, принимая во внимание положения статей 45 - 47 НК РФ, статей 12, 21, 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", разъяснения высших судебных инстанций о применении судами положений статьи 59 НК РФ, установил, что в отношении спорной задолженности инспекцией предприняты своевременные и исчерпывающие меры по ее бесспорному взысканию в установленном законом порядке; инспекцией в отношении спорной задолженности выставлены требования, приняты решения и постановления о ее взыскании за счет иного имущества налогоплательщика на общую сумму задолженности в размере 4 022 661,89 руб., а именно: в отношении 150 148 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 23.03.2021 N 1186); 132 146,48 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 29.12.2020 N 5497); 166 414,92 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2020 год (постановления от 13.10.2020 N 4495, от 29.12.2020 N 5497, от 27.04.2021 N 1598); 74 209 руб. налога на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 373 253,61 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 11.09.2020 N 4090, от 09.07.2021 N 2258); 203 083,62 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 181 680,72 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за полугодие 2020 года (постановление от 13.10.2020 N 4495); 307 042,96 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 9 месяцев 2020 года (постановления от 29.12.2020 N 5497, от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258); 304 884,05 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360); 304 984,99 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 316 657,66 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 46 886,66 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 11.09.2020 N 4090, от 09.07.2021 N 2258); 21 481,13 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 18 765,79 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2020 год (постановление от 13.10.2020 N 4495); 30 516,89 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 9 месяцев 2020 года (постановление от 29.12.2020 N 5497); 29 688,96 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258); 29 398,42 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 30 728,15 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 86 248,33 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2019 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258, от 11.09.2020 N 4090); 51 230,36 руб. страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС за полугодие 2020 года (постановление от 13.10.2020 N 4495); 88 340,72 руб. страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС за 9 месяцев 2020 года (постановление от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258); 88 462 руб. страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС за 2020 год (постановления от 06.04.2021 N 1360, от 09.07.2021 N 2258); 89 545,75 руб. страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 90 514,26 руб. страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 164 218,66 руб. налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, за 2020 год (постановления от 01.06.2021 N 2024, от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495, от 27.04.2021 N 1598); 11 529,74 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2019 год (постановление от 12.11.2019 N 9789); 9 932,75 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 21 347,94 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановление от 13.08.2020 N 3722);

15 665,17 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 27.04.2021 N 1598, от 13.08.2020 N 3722); 15 218,89 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2020 год (постановление от 27.04.2021 N 1598); 820,03 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 2044,03 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 68 119,55 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090); 43 196,31 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 24 548,66 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за полугодие 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 31 184,54 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 9 месяцев 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 23 176 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2020 год (постановление от 11.09.2020 N 4090); 15 170,08 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 1 квартал 2021 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 04.03.2020 N 2288); 6086,55 руб. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за полугодие 2021 года (постановление от 04.03.2020 N 2288); 7035,51 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090); 5133,13 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 2535,72 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2020 года (постановление от 11.09.2020 N 4090); 3099,29 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 9 месяцев 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495); 2256,92 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360); 1462,15 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 589,39 руб. пеней по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 15 786,07 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090); 8537,70 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2020 года (постановления от 04.03.2020 N 2288, от 30.11.2021 N 3822, от 26.05.2022 N 1009); 6922,06 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2020 года (постановления от 11.09.2020 N 4090, от 29.12.2020 N 5497); 8974,04 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 9 месяцев 2020 года (постановление от 29.12.2020 N 5497); 6718,92 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 2020 год (постановление от 06.04.2021 N 1360); 4451,78 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за 1 квартал 2021 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 1717,97 руб. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС за полугодие 2021 года (постановление от 30.11.2021 N 3822); 7648,87 руб. пеней по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения, за 2019 год (постановление от 11.09.2020 N 4090); 21 221,17 руб. пеней по налогу, уплачиваемому при упрощенной системе налогообложения, за 2020 год (постановление от 01.06.2021 N 2024); 41,70 руб. пеней по транспортному налогу за 2020 год (постановление от 30.11.2022 N 3822); 44 810,20 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 2019 года (постановление от 08.10.2020 N 6); 34 938 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2019 года (постановление от 21.02.2020 N 1517); 37 262,60 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2019 года (постановление от 10.03.2020 N 4348);

46 015,54 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 1 квартал 2020 года (постановление от 24.02.2021 N 222); 42 873,36 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за полугодие 2020 года (постановление от 23.03.2021 N 1186); 39 057,47 руб. штрафов по налогу на доходы физических лиц с доход, источником которых является налоговый агент, за 9 месяцев 2020 года (постановление от 09.07.2021 N 2258); 5000 руб. штрафа за налоговые правонарушения, устанавливаемые главой 16 НК РФ (постановление от 08.12.2020 N 5192).

На исполнении в службы судебных приставов находятся исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности ООО "ЦКО" по обязательным платежам перед налоговым органом, которые присоединены к сводному исполнительному производству N 46679/18/48001-СД; исполнительное производство не окончено, по настоящее время сумма задолженности по исполнительным производствам погашается судебными приставами-исполнителями.

По состоянию на 31.08.2023 из общей суммы задолженности в размере 4 022 661,89 руб. уплачено добровольно налогоплательщиком и взыскано в бюджет задолженность в сумме 2 437 831,07 руб., остаток задолженности по состоянию на 31.08.2023 составляет 1 584 830,82 руб. При этом, погашение спорной задолженности в результате предпринятых налоговым органом мер, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ, производилось, в том числе, в период подачи налоговым органом заявления о признании ООО "ЦКО" несостоятельным (банкротом) и после прекращения производства по делу N А36-7425/2021 определением от 02.11.2021. По состоянию на 01.01.2023 непогашенная задолженность ООО "ЦКО" составляла 1 974 081,66 руб.

При этом апелляционный суд учел, что в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 304 884,05 руб. погашение производилось в августе 2023 года на общую сумму 145 255,84 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 159 628,21 руб.; в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2020 год в размере 29 688,96 руб. погашение производилось в декабре 2022 года и августе 2023 года на общую сумму 20 097,77 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 9591,19 руб.; в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 88 462 руб. погашение производилось в ноябре и декабре 2022 года на общую сумму 77 248,04 руб., в связи с чем по состоянию на 31.08.2023 размер задолженности составил 11 213,96 руб.; в отношении постановлений от 04.03.2020 N 2288, от 13.08.2020 N 3722, от 11.09.2020 N 4090, от 13.10.2020 N 4495 и от 24.07.2021 N 1598 исполнительные производства окончены, а задолженность, входящая в состав спорной, по данным исполнительным производствам была погашена. Кроме того, сумма пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год в размере 7648,87 руб. была списана налоговым органом на основании решения о признании ее безнадежной к взысканию от 30.09.2020 N 1338; суммы пени по НДФЛ за 9 месяцев 2020 года в сумме 1 189,67 руб., за 2020 год в размере 1 702,03 руб., за полугодие 2021 года в размере 1 621,02 руб. уменьшены налоговым органом самостоятельно путем программного уменьшения пени в связи с изменением сумм задолженности.

Указанные обстоятельства налогоплательщиком не опровергнуты и по существу не оспариваются.

Доказательств нарушения инспекцией процедуры взыскания указанной задолженности материалы дела не содержат и налогоплательщиком не представлено. Доводов, связанных с нарушением инспекцией процедуры принудительного взыскания с налогоплательщика спорной задолженности по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, общество не заявляло и кассационная жалоба таких доводов не содержит.

С учетом изложенного, апелляционный суд указал, что в рассматриваемом случае несмотря на выводы, сделанные судом в определении от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) общества, принимая во внимание, что налогоплательщик частично погашал задолженность, в том числе и после вынесения указанного определения, возможность установления у него имущества, на которое может быть обращено взыскание, не исключена.

При этом, обстоятельства частичного погашения спорной задолженности, в том числе и после вынесения определения о прекращении производства по делу о признании его несостоятельным (банкротом), подтверждаются сведениями о представлении обществом налоговой отчетности и уплате текущих платежей (поступления за период с 22.08.2023 по 18.09.2023).

Выводы апелляционного суда об отсутствии обстоятельств и доказательств, бесспорно исключающих возможность дальнейшего взыскания с налогоплательщика спорной недоимки (включая пени и штрафы) и совершении судебными приставами-исполнителями исполнительных действий по выявлению имущества должника и погашению задолженности в рамках исполнительных производств, а также отсутствии у инспекции оснований для признания сорной задолженности общества по обязательным платежам безнадежной к взысканию на основании подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ и ее списании являются обоснованными и сделанными с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, соответствуют материалам дела и не противоречат им.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Кроме того, из определения от 02.11.2021 по делу N А36-7425/2021 следует, что при рассмотрении заявления налогового органа общество не участвовало, отзыв и документы не представляло. В свою очередь, из картотеки арбитражных дел, находящейся в общем доступе, следует, что при подаче указанного заявления налоговый орган представлял, в том числе сведения о наличии неоконченных исполнительных производств в отношении спорной суммы задолженности и принятии службой судебных приставов предусмотренных законом мер, направленных на исполнение требований исполнительных документов (письмо УФССП по Липецкой области от 25.09.2020), а также сведения о взыскании обществом в судебном порядке с иных лиц денежных средств (вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2021 по делу N А36-7040/2018 в пользу общества взыскано 2 315 921,21 руб., исполнительный лист обществу выдан судом 04.08.2021).

Доводы общества о признании апелляционным судом законности выставленного требования N 7290 по состоянию на 27.06.2023, сформированного ввиду отрицательного сальдо единого налогового счета по состоянию на 01.01.2023, а также решения от 14.08.2023 N 2435 о взыскании задолженности в общем размере 6 625 263,39 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку обжалуемое постановление апелляционного суда таких выводов не содержит. В данном постановлении апелляционный суд, с учетом положений подпункта 9 пункта 5 статьи 11.3, статьями 45, 47, 69 НК РФ, Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", указал на наличие требования N 7290 и решения N 2435, которые не оспорены обществом в установленном законом порядке.

Ссылка заявителя на часть 2 статьи 268 АПК РФ и принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств принята быть не может, поскольку в рассматриваемом случае действия суда апелляционной инстанции по принятию дополнительных доказательств направлены на всестороннее и полное установление фактических обстоятельств дела и доказательств, свидетельствующих о том, что данные действия привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено (абзац пятый пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").

Указание заявителя кассационной жалобы на лишение его возможности участия в судебном заседании апелляционного суда 19.09.2023, проводимом посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, противоречит материалам дела и положениям статей 121 - 123 АПК РФ. Общество было надлежащим образом извещено о начавшемся судебном процессе в обеих инстанциях, о времени и месте проведения судебных заседаний по делу. В суде апелляционной инстанции дело рассматривалось в период с 04.04.2023 по 19.09.2023, проведено семь судебных заседаний, в которых представители общества не участвовали, ходатайств, в том числе об ознакомлении с материалами дела не заявляли (статьи 9, 41 АПК РФ). При этом, дополнительные документы поступали заблаговременно и размещались, в том числе в картотеке арбитражных дел своевременно, как и определения апелляционного суда. Определение апелляционного суда от 04.09.2023 об удовлетворении ходатайства налогового органа о проведении судебного заседания 19.09.2023 посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, размещено 05.09.2023 в общем доступе в картотеке арбитражных дел в сети Интернет, однако общество своего представителя ни Арбитражный суд Липецкой области, ни в апелляционный суд не направило, ходатайств не заявляло. Доказательств невозможности участия в судебном процессе и/или наличия препятствий направления представителя в судебные заседания, общество в материалы дела не представило и на их наличие не ссылается в кассационной жалобе, а ссылка общества на получение определения суда от 04.09.2023 по почте 20.09.2023, с учетом его своевременного размещения в общем доступе, таким обстоятельством не является в силу части 6 статьи 121 АПК РФ.

Оснований считать, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, являющееся основанием для отмены судебного акта, у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд апелляционной инстанции обосновано отменил решение суда первой инстанции, правильно указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя по делу и в полном объеме были предметом исследования суда апелляционной инстанции и не опровергают его выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2023 по делу N А36-1296/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Ю.В. Бутченко

 

Судьи

Е.А. Радюгина
Е.Н. Чаусова

 

Налогоплательщик посчитал, что налоговым органом допущено незаконное бездействие в виде непринятия решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика не согласился.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов.

Налогоплательщиком не представлено доказательств нарушения налоговым органом процедуры взыскания задолженности. При этом установлено, что на исполнении в службе судебных приставов находятся исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности, исполнительное производство не окончено, по настоящее время сумма задолженности по исполнительным производствам погашается.

Суд указал на отсутствие доказательств, бесспорно исключающих возможность дальнейшего взыскания с налогоплательщика спорной недоимки, в связи с чем пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для признания задолженности безнадежной к взысканию.