По результатам рассмотрения Федеральной антимонопольной службой заявления ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "Россети Юг", Заявитель) от 17.06.2020 N МР2/108-06/2070 (вх. от 22.06.2020 N 108033/20) об отмене приказов Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/6 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год", от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро" принят приказ от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро" (далее - приказ ФАС России, Приказ N 77/21).
В связи с неисполнением Комитетом Приказа N 77/21 (с учетом приказа ФАС России от 18.06.2021 N 594/21) ФАС России принят приказ от 27.08.2021 N 891/21, которым установлен новый срок исполнения приказа N 77/21 - 01.10.2021.
Во исполнение приказа ФАС России от 27.08.2021 N 891/21 органом регулирования представлено письмо от 30.09.2021 N 31-05-11/3209, которым сообщено, что первоначально установленные величины базового уровня подконтрольных расходов АО "Волгоградоблэлектро" на 2020 год и необходимой валовой выручки на 2020-2024 гг. остались неизменными, индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области на 2021 год не пересмотрены.
По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.
1. Базовый уровень подконтрольных расходов.
Из пункта 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2018 N 421-э (далее - Методические указания N 421-э), следует, что для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении территориальных сетевых организаций базовый уровень операционных, подконтрольных расходов (далее - ОПР) территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) определяется в 70% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов, рассчитанных в зависимости от применяемого в отношении организации метода регулирования, и 30% доле от базового уровня операционных, подконтрольных расходов для территориальных сетевых организаций, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями N 421-э.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "18.03.2015"
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний N 421-э в случае если, в соответствии с представленными данными, значение фактических ОПР ТСО n за один из 2 лет, предшествующих периоду регулирования, превышает значение операционных, подконтрольных расходов, установленное органом регулирования для ТСО n на соответствующий год, более чем на D процентов, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с действующим для ТСО долгосрочным методом регулирования, а в случае отсутствия применения методов долгосрочного регулирования в году, предшествующему периоду регулирования, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала либо в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
По результатам проведенного Комитетом анализа фактических расходов ПАО "Волгоградоблэлектро" величина экономически обоснованных операционных расходов снижена с 1007831,08 тыс. руб. до 923810,92 тыс. руб. (2017 год), с 1123515,3 тыс. руб. до 1049502,22 тыс. руб. (2018 год).
В этой связи размер отклонения от установленных плановых значений составил 0,58% и 9,27% соответственно, что не превышает предусмотренный Методическими указаниями N 421-э показатель предельного значения отклонения (8,57% и 12,86%).
Не может быть признан обоснованным довод Комитета об отсутствии необходимости использования в расчетах, производимых в целях исполнения пункта 13 Методических указаний N 421-э, фактически экономически обоснованных операционных расходов, так как законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике закреплена обязанность регулирующего органа проводить анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулировании, и учета его результатов в том числе при установлении базового уровня подконтрольных расходов (пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пункты 22, 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 9 Методических указаний N 421-э, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э).
В этой связи Комитету надлежало пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ПАО "Волгоградоблэлектро" на 2020 год с применением метода сравнения аналогов, а также величину необходимой валовой выручки ПАО "Волгоградоблэлектро" на 2020-2024 гг., что в нарушение пункта 9 Методических указаний N 421-э сделано не было.
2. Расходы на оплату труда.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда (далее - ФОТ) с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Комитетом при определении расходов на оплату труда на 2020 год была учтена нормативная численность в размере 1420,4 чел.
Как указывается в экспертном заключении, фактические данные за 2018 год Комитетом не были приняты во внимание ввиду того, что регулируемой организацией были некорректно предоставлены данные по официальной статистической отчётности по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (далее - статистическая форма П-4).
При определении численности персонала орган регулирования также руководствовался данными официальной статистической отчётности по форме N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" (далее - статистическая форма 1-Т), в соответствии с которой общая численность персонала составила 1 422 чел., и штатным расписанием в целях распределения численности персонала по видам деятельности.
Комитет также отмечает, что в 2019 году по данным статистической формы П-4 произошло перераспределение персонала по видам деятельности организации - рост численности персонала по виду деятельности "передача электроэнергии" и снижение по виду деятельности "технологическое присоединение".
Вместе с тем анализ фактических данных о количестве персонала за 2019 год, а также причин перераспределения численности между видами деятельности экспертное заключение органа регулирования не содержит.
ФАС России отмечает, что согласно данным статистической формы П-4 фактическая численность сотрудников по регулируемому виду деятельности за 2018 год сложилась в размере 1301 чел.
Данные, подтверждающие некорректное заполнение регулируемой организацией формы федерального статистического наблюдения П-4, в адрес ФАС России не представлены. Письмо территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 24.04.2019 N ЕЯ-10/2110.1 содержит разъяснения о порядке заполнения форм федерального статистического наблюдения и не свидетельствует о некорректном их заполнении регулируемой организацией.
Кроме того, статистическая форма 1-Т не предусматривает распределение численности работников по видам экономической деятельности организации.
Таким образом, Комитетом при проведении анализа и расчета размера фонда оплаты труда неправомерно не была учтена фактическая численность персонала по данным статистической формы П-4 за 2018 год в количестве 1301 человек.
Учитывая изложенное, приказ ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 не может быть признан исполненным Комитетом надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области неисполнившим приказ ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро".
2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро" - 01.12.2021.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано приказом ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро", проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятых во исполнение приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21.
4. Контроль исполнения приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2021 г. N 1247/21 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 04.02.2021 N 77/21 "Об отмене приложения N 1 и графы 3 приложения N 2 приказа Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 N 46/2 "Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ПАО "Волгоградоблэлектро"
Текст приказа опубликован не был