Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
Селивановского района
от 9 сентября 2021 г. N 534
Основные направления
бюджетной политики Селивановского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления бюджетной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При подготовке бюджетной политики на 2022 - 2024 годы учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
1. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2022 - 2024 годы
Целью бюджетной политики на 2022 - 2024 годы является определение условий, используемых при составлении проекта районного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров районного бюджета на 2022 - 2024 годы.
Бюджетная политика реализуется через исполнение действующих расходных обязательств района, возникших в результате принятия решений и (или) иных муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления района полномочий по предметам ведения, указанных в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Объем расходных обязательств ограничен возможностями экономики района и уровнем доходов сектора домашних хозяйств. При этом необходимо отметить, что районный бюджет ежегодно получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. В соответствии с распоряжением администрации Владимирской области от 04.09.2020 N 62 "Об утверждении перечня муниципальных образований Владимирской области, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 136 БК РФ, а также муниципальных образований, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями" доля указанной дотации из областного бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов районного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными районом и поселениями. В этой связи к районному бюджету применяются ограничения, установленные пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: начиная с очередного финансового года муниципальное образование не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Кроме того, пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены ограничения по дефициту бюджета. Максимально возможный дефицит районного бюджета не должен превышать 5% от объема налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии со сценарными условиями развития российской экономики, разработанными Минэкономразвития России, в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах сохраняется повышенная неопределенность показателей экономического развития Российской Федерации, вызванная экономическими последствиями распространения новой коронавирусной инфекции.
В таких непростых экономических условиях основной задачей бюджетной политики является обеспечение сбалансированности районного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики, включая следующие направления:
1) первоочередное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств района;
2) принятие новых расходных обязательств района в рамках установленных пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий и исключительно после финансового обеспечения действующих расходных обязательств в полном объеме исходя из возможностей доходов районного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета. В составе новых расходных обязательств района в случае увеличения дотации на выравнивание должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования районного бюджета на:
а) сохранение в 2022 - 2024 годах достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности во Владимирской области средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации 2012 года;
б) индексацию расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет районного бюджета, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, на уровень не ниже инфляции;
в) индексацию размеров социальных выплат на уровень не ниже инфляции с учетом изменения численности их получателей и критериев нуждаемости;
г) реализацию новых инфраструктурных проектов по строительству объектов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;
3) ограничение роста расходов на содержание органов местного самоуправления;
4) усиление стимулирующей роли межбюджетных трансфертов, в том числе в части повышения заинтересованности органов местного самоуправления в содействии развитию экономики района и развитии инициативного бюджетирования;
5) привлечение дополнительных межбюджетных трансфертов из областного бюджета в районный бюджет.
На данном этапе формирования бюджетных проектировок межбюджетные трансферты из областного бюджета и бюджетов поселений включаются в доходы районного бюджета в суммах, утвержденных в бюджете на 2021 - 2023 годы, при рассмотрении проекта областного бюджета и бюджетов поселений на 2022 - 2024 годы объем финансовой помощи району должен быть приведен в соответствие с данными проектами.
Основным инструментом достижения целей бюджетной политики являются муниципальные программы района, включающие в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов.
С 2022 года начнет действовать новая система управления муниципальными программами, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации". Органам местного самоуправления района и иным главным распорядителям средств районного бюджета, являющимся ответственными исполнителями муниципальных программ района, до конца 2021 года необходимо обеспечить разработку новых муниципальных программ района с учетом требований указанного постановления Правительства Российской Федерации, а также с учетом результатов муниципальных программ за предыдущий год. Для каждой муниципальной программы должен быть сформирован перечень общественно значимых показателей, взаимосвязанных с показателями национальных проектов. Цель такой работы - определить, каким образом реализация муниципальной программы влияет на жизнь граждан и насколько эффективно выполняются запланированные в ней мероприятия. В муниципальных программах должна быть выделена проектная часть, предусматривающая выполнение конкретных задач за ограниченный период времени. В нее войдут мероприятия, связанные с инвестициями в строительство объектов, точные сроки завершения работ и необходимый объем ресурсов. В муниципальных программах должны быть сохранены процессные - реализуемые на постоянной основе мероприятия, например, социальные выплаты гражданам. Управление муниципальными программами должно стать более гибким, должны быть определены кураторы программ, которые будут контролировать управляющие советы и, соответственно, ход реализации программы. Данные изменения в управлении муниципальными программами позволят сфокусировать муниципальные программы на достижение национальных целей развития, утвержденных Президентом Российской Федерации, повысят их эффективность и упростят контроль за реализацией мероприятий и достижением измеримых результатов от вложения бюджетных средств, которые можно запланировать и проверить.
В целях обеспечения достижения результатов от использования бюджетных средств необходимо продолжить контроль за равномерным исполнением расходов районного бюджета. Соглашения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета на 2022 - 2024 годы должны быть заключены с органами исполнительной власти области до 15 февраля 2022 года. Органы исполнительной власти района должны обеспечить заключение подведомственными муниципальными учреждениями договоров (контрактов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд района, исполнение которых осуществляется в целях реализации национальных проектов, не позднее 1 марта 2022 года. На основании бюджетного законодательства должны быть усилены меры персональной ответственности ответственных исполнителей муниципальных программ за недостижение установленных результатов.
Районный бюджет будет спланирован с учетом погашения долговых обязательств по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета.
Продолжится совершенствование финансовых взаимоотношений с регионом.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 г. N Пр-354 должно быть продолжено создание условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей района и определяемых с учетом их мнения (путем проведения открытого голосования или конкурсного отбора). В рамках реализации Закона Владимирской области от 9 февраля 2021 г. N 12-ОЗ "Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений по реализации инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, во Владимирской области" следует обеспечить возможность направления на осуществление этих мероприятий по истечении трех лет не менее 5 процентов расходов районного бюджета, в первую очередь, по таким направлениям, как проведение культурных и спортивных мероприятий, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий. Расходы на исполнение указанных мероприятий должны найти отражение в муниципальных программах района начиная с 2022 года.
В районе будет продолжена поддержка развития инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях поселений, входящих в состав района, через стимулирование доходов бюджетов поселений за счет средств самообложения граждан и добровольных пожертвований, направленных на реализацию инициативных проектов.
2. Направления бюджетных расходов
Бюджетная политика призвана обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства района по закрепленным за ним областным и федеральным законодательством полномочиям. С этой целью более 70% расходов районного бюджета от общего объема расходов планируется направить на финансирование отраслей социальной сферы. Таким образом, социальные расходы - важнейший приоритет расходов районного бюджета.
Реализация бюджетной политики в сфере образования должна быть направлена на достижение стратегических целей и решение задач путем реализации мероприятий, осуществляемых в рамках национальных проектов "Образование" и "Демография".
В муниципальных общеобразовательных организациях продолжиться работа по созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды путем обновления информационно-коммуникационной и технологической инфраструктуры, разработки и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, внедрения инструментов федеральной цифровой платформы в образовательный процесс.
Планируется обновление парка школьных автобусов для организации подвоза учащихся школ, расположенных в сельской местности, в том числе за счет федеральной централизованной поставки, обеспечить которую поручено Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года.
Необходимо продолжить работу по созданию конкурентной среды и повышению доступности и качества дополнительного образования детей, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе с использованием системы дистанционного обучения.
Будут продолжены мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, выполнению предписаний надзорных органов.
Будут сохранены введенные с 1 сентября 2020 года выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств федерального бюджета в размере 5000 рублей.
Продолжится работа по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях.
Планируется оказание финансовой помощи из областного бюджета на укрепление материально-технической базы муниципальных школ, детских садов и оздоровительных лагерей с целью реализации мероприятий, гарантирующих сохранение здоровья детей и безопасность участников образовательного процесса, а также по обеспечению технической безопасности зданий и инженерных систем образовательных учреждений.
Сохранятся все действующие меры социальной поддержки работников системы образования.
В сфере культуры планируется реализация мероприятий по укреплению учреждений культурно-досугового типа в сельской местности материально-технической базы, поддержке муниципальных музеев.
Предусматривается обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения за счет средств областного бюджета.
Обеспечено предоставление мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения работникам культуры и педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры.
Будут решаться вопросы по развитию потенциала молодежи района. Планируется продолжить финансирование мероприятий по молодежной политике, направленных на совершенствование духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения, содействие их творческому и интеллектуальному развитию.
В сфере физической культуры и спорта продолжится реализация федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
В 2022 году планируется завершить реконструкцию стадиона "Олимп". В связи с вводом в эксплуатацию данного объекта дополнительно потребуются средства из районного бюджета на его содержание.
Будет оказана финансовая поддержка из областного бюджета на частичное содержание объектов спортивной инфраструктуры муниципальной собственности.
Предусмотрено проведение массовых и спортивных мероприятий для всех групп населения согласно календарному плану физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
В целях создания условий для здорового образа жизни и тестирования ГТО планируется создать и оснастить оборудованием малые спортивной площадки за счет финансовой помощи из областного бюджета.
Важнейшей задачей бюджетной политики в социальной сфере было и остается исполнение в полном объеме установленных нормативно-правовыми актами района социальных обязательств перед гражданами. Все они направлены на повышение защищенности людей труда, получателей социальных услуг, пожилых людей, пенсионеров, семей с детьми.
Одним из приоритетных направлений расходов на предстоящий период станет реализация муниципальных программ района по созданию условий для роста экономики района, а именно: финансовая поддержка дорожного и сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса.
В целях формирования дорожного фонда района в наиболее полном объеме необходимо установление контроля за протяженностью автомобильных дорог. Средства фонда должны быть направлены на обеспечение содержания автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт, строительство и развитие сети дорог.
Будут продолжены работы по строительству автомобильных дорог "Подъезд к д. Глебово" и "Подъезд к д. Денисово".
Расходы на организацию транспортного обслуживания населения планируются с учетом увеличения в целях сохранения доступности проезда автомобильным транспортом в пригородном сообщении, в том числе оказания адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Поддержка малого и среднего предпринимательства планируется в виде грантовой поддержки предпринимателей района, осуществляющих торговое обслуживание на селе.
В сфере жилищного строительства бюджетные ассигнования планируется направить на приобретение и строительство социального жилья для малоимущих граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление выплат и субсидий различным категориям - молодым семьям, многодетным семьям, работникам бюджетной сферы, молодым специалистам и гражданам, проживающим на селе.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов необходимо предусмотреть финансирование строительства объектов при наличии актуализированной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
В целях решения задач в области охраны природы планируются расходы на экологическое оздоровление реки Колпь и на реконструкцию гидротехнического сооружения через реку Колпь (проектно-сметная документация уже разработана). На реализацию данных мероприятий планируется выделение средств из федерального и областного бюджетов с участием районного бюджета.
В области муниципального управления бюджетная политика должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:
- обеспечение выполнения установленного Губернатором Владимирской области норматива расходов на содержание органов местного самоуправления области. С этой целью следует исключить принятие решений, приводящих к увеличению расходов районного бюджета на обеспечение деятельности органов муниципальной власти. Не допускать увеличения штатной численности муниципальных гражданских служащих и работников органов муниципальной власти района, муниципальных органов. Дополнительно возложенные функции и полномочия необходимо исполнять на основе перераспределения штатной численности муниципальных гражданских служащих и работников между органами муниципальной власти района;
- оптимизация деятельности органов муниципальной власти района, исключение дублирования функций и полномочий, централизация обеспечивающих функций;
- повышение эффективности деятельности органов муниципальной власти района путем внедрения современных технологий на базе цифровизации возложенных на них функций;
- ограничение использования средств вакантного фонда на премирование работников выше 10%.
Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями района в 2022 - 2024 годах должны быть сформированы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона области от 10 октября 2005 г. N 139-ОЗ "О межбюджетных отношениях во Владимирской области".
Приоритетной задачей в сфере межбюджетных отношений является содействие в обеспечении сбалансированности, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств муниципальных образований поселений района.
Оказание финансовой поддержки со стороны районного бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований поселений будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне текущего года и сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования.
Предоставление из районного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований поселений способствует сокращению различий в уровне бюджетной обеспеченности между наиболее и наименее обеспеченными поселениями.
В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, будут предоставляться иные межбюджетные трансферты.
3. Основные подходы к формированию бюджетных расходов на 2022 - 2024 годы
Основой для формирования расходов районного бюджета является реестр действующих расходных обязательств Селивановского района на 2022 - 2024 годы.
Безвозмездные поступления в районный бюджет на 2022 - 2024 годы планируется включать в доходы и расходы районного бюджета в соответствии с показателями областного бюджета и бюджетов поселений на 2021 - 2023 годы, на 2024 год - по предложениям главных администраторов доходов районного бюджета.
Предельные объемы бюджетных ассигнований районного бюджета на 2022 - 2024 годы сформированы на основе следующих основных подходов:
1) объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств на 2022 - 2024 годы определены в соответствии с данными реестра расходных обязательств, составленного главными распорядителями средств районного бюджета. При этом по сравнению с утвержденным объемом бюджетных ассигнований бюджетные ассигнования на исполнение текущих расходных обязательств района в 2022 году увеличены до объемов, предусмотренных в 2021 году решением Селивановского районного Совета народных депутатов от 24.12.2019 N 112 "О бюджете муниципального образования Селивановский район Владимирской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции решения от 30.07.2021 N 55). Бюджетные ассигнования на завершение строительства (реконструкции) ранее начатых объектов муниципальной собственности должны быть предусмотрены в проекте районного бюджета в первоочередном порядке и в полном объеме;
объемы расходов на 2024 год приняты с учетом предусмотренных предварительным реестром расходных обязательств Селивановского района на 2024 год;
2) объемы бюджетных ассигнований на исполнение изменения действующих расходных обязательств определены в соответствии нормативными правовыми актами района, принятыми и действующими в 2021 году;
3) в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе расходов районного бюджета предусмотрены условно утверждаемые расходы, которые составят в 2023 году не менее 2,5% от общего объема расходов 2023 года (без учета расходов, предусмотренных за счет целевых межбюджетных трансфертов из других бюджетов) и в 2024 году - не менее 5% от общего объема расходов 2024 года (без учета расходов, предусмотренных за счет целевых межбюджетных трансфертов из других бюджетов);
4) объем бюджетных ассигнований по отношению к объему, утвержденному настоящим постановлением, может быть изменен на суммы безвозмездных поступлений из областного бюджета и бюджетов поселений района и перераспределен между главными распорядителями средств районного бюджета в случае изменения их функций и полномочий.
На данном этапе составления бюджетных проектировок на 2022 - 2024 годы сформирован предельно допустимый в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации дефицит районного бюджета. Окончательное решение по размеру дефицита будет принято в решении Селивановского районного Совета народных депутатов о районном бюджете на 2022 - 2024 годы после уточнения объема безвозмездных поступлений из областного бюджета.
Главным распорядителям средств районного бюджета при подготовке проектировок районного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов:
1) в пределах доведенных бюджетных ассигнований самостоятельно определить приоритеты бюджетных расходов для финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и совместных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
2) в пределах доведенных бюджетных ассигнований предусмотреть в полном объеме расходы на реализацию региональных составляющих национальных проектов в целях достижения контрольных точек по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) принять решения об изменении ранее утвержденных муниципальных программ, в том числе об изменении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программ в связи с неисполнением показателей основных мероприятий программ;
4) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 марта 2021 г. N Пр-366 проанализировать систему оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в целях обеспечения соответствия уровня оплаты труда этих работников целевым показателям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Ключевое требование здесь - оплата труда в бюджетной сфере должна быть прозрачной, понятной и справедливой. Необходимо проверить, как соблюдаются нормативы, устанавливающие соотношения уровня заработных плат сотрудников и руководителей учреждений. В случае выявления проблем провести анализ причин, подготовить и реализовать предметные решения по их устранению;
5) распределить все межбюджетные трансферты между муниципальными образованиями поселений на очередной финансовый год и на плановый период решением о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
6) распределить бюджетные ассигнования по бюджетным и автономному учреждениям с учетом прогнозируемых неисполненных остатков средств на счетах подведомственных учреждений по состоянию на 1 января 2022 года;
7) исходя из предельных объемов бюджетного финансирования на 2022 - 2024 годы разработать муниципальные программы района с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" и после внесения соответствующих изменений в постановление администрации района от 04 сентября 2013 г. N 866 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Селивановского района и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ Селивановского района";
8) учесть заключения Счетной палаты области по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также заключение по отчету об исполнении районного бюджета за 2020 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.