Приказ Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области
от 4 октября 2021 г. N 141-ПР-О
"Об утверждении обзора обобщения практики осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года"
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В части 2 статьи 5 названного Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ не содержится пункт 2
1. Утвердить Обзор обобщения практики осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года (прилагается).
2. Начальнику отдела связи и информатизации Госадмтехнадзора Московской области Егорову В.В. обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госадмтехнадзора Московской области - заместителя главного государственного административно-технического инспектора Московской области Гирко С.Г.
Заместитель начальника Госадмтехнадзора |
С.Е. Орлов |
Утвержден
приказом начальника Госадмтехнадзора
Московской области
от 4 октября 2021 г. N 141-ПР-О
Обзор
обобщения практики осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области при осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений но их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного административно-технического надзора на территории Московской области
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1-е полугодие 2021 года по результатам регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области.
I. Общие положения
Государственный контроль (надзор) - функция государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
Основной формой контрольно-надзорной деятельности являются проверки - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.
Деятельность Госадмтехнадзора Московской области в рамках контроля (надзора) направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28, Госадмтехнадзор Московской области осуществляет региональный государственный административно-технический контроль (надзор) за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов, и производством работ на территории Московской области.
При осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются:
до 01.07.2021 положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 01.07.2021 положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с учетом положений Порядка организации и осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37, Административного регламента по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов и производством работ на территории Московской области, утвержденный Распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 г. N 531-р.
Реализация надзорных полномочий осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, посредством организации и проведения:
плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованном с органами прокуратуры (далее - План проверок);
внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Ежегодный план проведения Госадмтехнадзором Московской области плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
В 1-м полугодии 2021 года региональный государственный административно-технический контроль (надзор) посредством проведения плановых проверок не осуществлялся.
Внеплановые проверки, проводимые Госадмтехнадзором Московской области
В 1-м полугодии 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в Единый реестр проверок своевременно вносилась информация о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Внеплановые проверки осуществляются Госадмтехнадзором Московской области:
до 01.07.2021 - в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
с 01.07.2021 - в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
С 01.07.2021 информация о внеплановых проверках вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети "Интернет", а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов;
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом контрольного (надзорного) органа мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые с шли основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
Сроки и частота проведения проверок. Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 70, 72, 73, 75 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В названном Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ не содержатся ст. 70, 72, 73, 75
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Средний срок проведения Госадмтехнадзором Московской области в 1-м полугодии 2021 года внеплановых выездных проверок составляет 2 дня.
Документы, подтверждающие право на проведение проверки. Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.
Распоряжение о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки вправе подписывать руководитель органа контроля (надзора), его заместитель.
Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В распоряжении о проведении проверки указываются:
1) наименование органа контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц органа контроля (надзора), уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, технического регулирования;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными.
Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами органа контроля (надзора), которые указаны в распоряжении о проведении проверки.
Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть, в том числе вручена должностным лицом органа контроля (надзора), проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
По требованию руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (их представителей) должностные лица органа контроля (надзора) обязаны представить информацию об органе контроля (надзора), а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные органы при проведении проверок. При проведении проверки должностные лица Госадмтехнадзора Московской области не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям Госадмтехнадзора Московской области;
2) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
3) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Оформление результатов проверки. По результатам проверки должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, проводившим проверку, составляется акт по установленной форме.
Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.
В акте проверки должны быть отражены установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, обязательным требованиям законодательства в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области.
В случае устранения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем выявленного нарушения в ходе проверки, запись об этом также следует сделать в акте проверки.
В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа, проводившего проверку; дата и номер распоряжения о проведении проверки; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки необходимо указать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки); сведения о результатах проверки, в том числе информация о фактах соответствия деятельности проверенного лица обязательным требованиям либо о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются связанные с результатами проверки документы или их копии, в том числе объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписания об устранении выявленных нарушений; иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица Госадмтехнадзора Московской области, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
8) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
9) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
10) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
Привлечение к административной ответственности (процедура привлечения к административной ответственности, порядок, исполнения постановлений о наложении административного взыскания) осуществляется в рамках КоАП РФ.
II. Нормативно-правовое регулирование в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области находятся в свободном доступе на официальном сайте gatn.mosreg.ru Госадмтехнадзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) Интернет-портала Правительства Московской области.
Перечень нормативных правовых актов, предусматривающих обязательные требования в сфере осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области:
- Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
Указанный Закон Московской области устанавливает единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.
Региональный государственный административно-технический контроль (надзор) на территории Московской области осуществляется в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
3. Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
4. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Указанным Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
5. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мри осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Постановлением Правительства Московской области от 16.10.2018 N 754/37 утвержден Порядок организации и осуществления Государственного административно-технического надзора на территории Московской области.
Порядок устанавливает требования к организации и осуществлению государственного административно-технического надзора на территории Московской области. Вступил в законную силу с 03.11.2018 г.
7. Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
8. Закона Московской области N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области".
Закон Московской области регулирует отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Московской области.
9. Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Кодекс) устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
10. Постановления Правительства Московской области от 29.10.2007 N 847/28 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области".
Положение определяет основные цели и задачи, а также полномочия Госадмтехнадзора Московской области.
11. Постановления Правительства Московской области от 29.07.2015 N 634/29 "О Единой системе приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", Положение о Единой системе приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области".
Постановление определяет правовой статус Программно-аппаратного комплекса "Народный инспектор", требования к сообщениям о правонарушениях в сфере благоустройства, правила их модерации.
12. Административный регламент по осуществлению государственного административно-технического надзора за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка, благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов, и производством работ на территории Московской области, утвержденный Распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 09.10.2018 г. N 531-р.
III. Правоприменительная практика Госадмтехнадзора Московской области за 1 полугодие 2021 года
Сведения о проведенных Госадмтехнадзором Московской области мероприятий по контролю за 1-е полугодие 2021 года:
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Государственный административно-технический надзор |
Итого за 1-е полугодие 2021 г. | ||
1 |
2 |
3 |
Контрольные мероприятия |
|
|
Проведено внеплановых проверок, в том числе по следующим основаниям: |
ед. |
2 |
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки |
ед. |
0 |
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах |
ед. |
0 |
по требованию прокуратуры |
ед. |
2 |
Систематическое наблюдение |
ед. |
6667 |
Результаты контрольно-надзорной деятельности и административная работа |
|
|
Возбуждено дел об административных правонарушениях |
ед. |
20918 |
Рассмотрено административных материалов, всего |
ед. |
23019 |
Вынесено постановлений об административном наказании, всего |
ед. |
23019 |
Предписания |
|
|
Выдано Предписаний |
ед. |
16525 |
Выполнено Предписаний |
ед. |
16010 |
Не выполнено Предписаний |
ед. |
515 |
Предписаний на контроле |
ед. |
0 |
Отменено Предписаний |
ед. |
0 |
Представления |
|
|
Выдано Представлений |
ед. |
1626 |
Выполнено Представлений |
ед. |
1626 |
Не выполнено Представлений |
ед. |
0 |
Представлений на контроле |
ед. |
0 |
Отменено Представлений |
ед. |
0 |
Наиболее частыми нарушениями, выявленными при осуществлении регионального государственного административно-технического контроля (надзора) за соблюдением правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, надлежащим состоянием и содержанием объектов, и производством работ на территории Московской области по итогам 1-го полугодия 2021 года, являются следующие правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Московской области об административных правонарушениях:
Статья КоАП МО |
Нормативные акты, устанавливающие обязательные требования |
Примечания |
Количество |
6.12 - невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований 6.13 - складирование снега на тротуарах и внутридворовых проходах |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит сезонный характер, а также несет возможность причинения вреда жизни и здоровью людей (при оскальзывании на льду, падении ледяных образований с крыш) |
7726 1 256 |
6.11 - ненадлежащее состояние и содержание территории |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
4 374 |
6.22 - нарушение требований к размещению транспортных средств |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит сезонный характер |
1 971 |
6.4. - ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1 141 |
6.14 - создание помех для вывоза твердых коммунальных отходов и уборки территории |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
1 117 |
6.16. - самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
989 |
6.19. - нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
Носит опасный характер, возможно причинение вреда жизни и здоровью детей |
767 |
6.18. - нарушение требований к внешнему виду, состоянию и содержанию ограждений |
Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Правила благоустройства муниципальных образований Московской области |
|
606 |
Анализ выявленных нарушений показал, что за 1-е полугодие 2021 года:
36% - невыполнение работ по уборке снега, наледей, ледяных образований;
18% составили нарушения требований по надлежащему содержанию и состоянию территории;
13% - нарушение требований к размещению транспортных средств;
5% - ненадлежащее состояние или содержание нежилых зданий, строений, сооружений и объектов малых архитектурных форм;
4% - самовольная установка объектов и прокладка коммуникаций.
3% - нарушение требований к монтажу, эксплуатации, состоянию и содержанию детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования;
21% - прочие нарушения (нарушения требований ст. 3.1, 3.2, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.6, 6.8, 6.9, 6.10, 6.15, 6.18, 6.20, 6.24 КоАП МО)
IV. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Госадмтехнадзором Московской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с утвержденной распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 03.12.2020 N 174-р Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Госадмтехнадзора Московской области в сфере государственного административно-технического надзора на период 2021 - 2023 годы.
Кроме того, Госадмтехнадзором Московской области осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
Целями Программы профилактики являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере благоустройства;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение уровня благоустройства, соблюдения чистоты и порядка;
- предотвращение угрозы безопасности жизни и здоровья людей;
- увеличение доли хозяйствующих субъектов, соблюдающих обязательные требования законодательства в сфере благоустройства.
В 1 полугодии 2021 года Госадмтехнадзором Московской области проведена следующая работа:
на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области размещены нормативные документы в сфере соблюдения чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области (в том числе чек-листы), а также перечни соответствующих НПА в указанных сферах;
в ходе рабочих посещений муниципальных образований руководством Госадмтехнадзора Московской области проводились встречи с жителями и общественностью Подмосковья, на которых осуществлялось обсуждение проблемных вопросов в сфере чистоты и благоустройства, а также разъяснение требований Закона о благоустройстве в Московской области;
на заседаниях (совещаниях) глав муниципальных образований и административных комиссиях муниципальных районов (городских округов) поднимались проблемные вопросы;
в рамках общественного контроля: граждане привлекались к предупредительной работе, вовлечение жителей в процесс наведения чистоты и порядка, организация работы внештатных административно-технических инспекторов Московской области по выявлению нарушений чистоты и порядка в муниципальных образованиях Московской области;
проводилась активная воспитательная и разъяснительная общественная работа с участием членов Общественного Совета при Госадмтехнадзоре Московской области, с привлечением "Молодой Гвардии Единой России", жителей, прихожан храмов, активных общественников, проводилась работа с жителями Подмосковья;
проводилось сезонное рейтингование муниципальных образований Московской области по вопросам чистоты и благоустройства в городских округах и муниципальных районах, рейтинги размещены на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области на Интернет-портале Правительства Московской области;
В 1-м полугодии 2021 года Госадмтехнадзором Московской области были проведены совместные мероприятия, а именно:
1. Совместно с представителями Торгово-промышленной палаты (далее - ГПП) Московской области с целью снижения надзорной нагрузки на предпринимателей организованы и проведены проверки объектов и прилегающих территорий торговых и промышленных предприятий в муниципальных образованиях Московской области. Членами ТПП муниципалитетов предпринимателям
- в 1-м полугодии 2021 года выдано 683 сообщений о выявленных правонарушениях и об ответственности за их нарушение. По неисполненным сообщениям об устранении нарушений возбуждено 126 административных дел, по которым наложено 45 административных штрафов, вынесено 81 предупреждение.
2. Совместно с Общественным советом при Госадмтехнадзоре Московской области, в том числе с представителями основных религиозных конфессий, руководителями региональных общественных организаций, входящих в состав Общественного совета, проведена воспитательная и разъяснительная работа с жителями Подмосковья, в общеобразовательных школах проведено более 136 уроков чистоты, организовано более 20 рейдов по актуальным вопросам (выявлению свалок отходов, по контролю безопасности детских игровых площадок).
Воспитательная и разъяснительная работа совместно с Общественным советом при Госадмтехнадзоре Московской области в средствах массовой информации по вопросам чистоты и порядка поднимает уровень информированности и воспитания населения Московской области в вопросах исполнения требований законодательства в сфере чистоты и порядка.
При рассмотрении сообщений на портал "Народный инспектор" выдано 11256 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Анализ обращений, поступивших в Госадмтехнадзор Московской области в 1-м полугодии 2021 года
В Госадмтехнадзор Московской области в 1-м полугодии 2021 года поступило 15078 обращений граждан.
Наибольшее количество поступивших обращений касалось следующих тематик.
Тематика обращений |
1 полугодие 2021 |
уборка территории (сезонная) |
4582 |
содержание контейнерных площадок |
1096 |
свалки и навалы мусора |
821 |
сишина |
661 |
состояние твердого покрытия внутридворовых дорог и проездов |
603 |
содержание детских игровых площадок |
348 |
нарушения в ходе строительных и земляных работ |
308 |
наружное освещение |
302 |
повреждение зелёных насаждений |
289 |
размещение транспортных средств |
259 |
незаконная установка объектов торговли |
142 |
ВСЕГО: |
15078 |
В рамках рассмотрения обращений при необходимости проводятся контрольно-надзорные мероприятия соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области. Всем заявителям направлены ответы с разъяснениями.
Анализ правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Обзор судебной практики
Должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, выносятся постановления о назначении административного наказания по статьям: 6.1 - 6.24 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Из обжалованных правонарушителями в 1-м полугодии 2021 году постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере благоустройства, судами по существу рассмотрено 594 дела об оспаривании постановлений, из которых оставлены в силе 530 постановлений, то есть подавляющее большинство обжалуемых постановлений признаны судами законными.
В исключительных случаях судами снижаются размеры штрафов или заменяется административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Основная часть обжалуемых постановлений - ч. 1 ст. 6.12, ч. 1 ст. 6.11, ст. 6.7 КоАП МО, при этом наиболее частыми основаниями к обжалованию являются нарушения, связанные с определением субъекта правонарушения, обеспечением доказательств в материалах дел об административных правонарушениях.
V. Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере благоустройства или "как делать нужно"
Проведя анализ нарушений, выявленных при осуществлении государственного административно-технического надзора, и информация о которых содержится в поступающих в Госадмтехнадзор Московской области обращениях, можно сделать следующие выводы.
Основные нарушения, которые допускают юридические лица, и индивидуальные предприниматели приходится на следующие обязательные требования:
при содержании территории:
- нарушение графика уборки;
- отсутствие контроля за уборкой территории;
- ненадлежащее содержание зеленых насаждений;
- несвоевременная очистка территории от загрязнений и снега (по сезону).
при размещении средств размещения информации:
- нарушение порядка согласования размещения средств размещения информации;
- загрязнение и неисправное состояние расположенных на фасадах средств размещения информации, информационных табличек.
при монтаже, эксплуатации, содержании детских, игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования:
- отсутствие информационных стендов (табличек), содержащих правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации для сообщения о неисправности и поломке оборудования информация о запрете выгула домашних животных на площадке, о лице, эксплуатирующем оборудование площадки;
- наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, а также наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму.
- наличие дефектов обработки на поверхности элементов оборудования из древесины (заусенцы, отщепы, сколы и т.п.). Наличие гниения основания деревянных опор и стоек.
- отсутствие защиты элементов оборудования из металла от коррозии Наличие глубокой коррозии металлических конструкций элементов оборудования.
- отсутствие защиты выступающих концов болтовых соединений способом, исключающим травмирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 4 октября 2021 г. N 141-ПР-О "Об утверждении обзора обобщения практики осуществления регионального государственного административно-технического контроля (надзора) на территории Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за 1-е полугодие 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (http://gatn.mosreg.ru) 4 октября 2021 г.