г. Калуга |
|
3 октября 2024 г. |
Дело N А83-12019/2023 |
Судья Арбитражного суда Центрального округа Леонова Л.В., рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Школьный" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2024 по делу N А83-12019/2021,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Школьный" (далее - ТСЖ "Школьный", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее - Жилищная инспекция, инспекция, административный орган) от 27.04.2023 N 19/2023, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тимошенко Ю.Н., Трендель С.А, Тимошенко Е.Д., Тимошенко Н.И., Тимошенко С.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2024, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Товарищество обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленное требование. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Отзывы на кассационную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлены.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211, частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив доводы, содержащиеся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт Советский, пер. Школьный, 13, оформленным протоколом от 11.04.2022 N 1, выбран способ управления многоквартирным домом - создание ТСЖ "Школьный".
14.04.2022 осуществлена государственная регистрация создания ТСЖ "Школьный", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись под номером 1229100004418.
26.01.2023 в связи с поступлением обращения Тимошенко Ю.Н. на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и представления от 26.01.2023 N 03-19/24 Жилищной инспекции принято решение N 38 о проведении в рамках государственного жилищного надзора внеплановой документарной проверки ТСЖ "Школьный".
Внеплановой документарной проверкой, результаты которой оформлены актом от 02.03.2023 N 65 (далее - акт проверки), Жилищной инспекцией в деятельности ТСЖ "Школьный" при осуществлении управления МКД N 13 выявлены нарушения обязательных требований: в смете доходов и расходов товарищества отсутствуют работы, относящиеся непосредственно к работам по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД, что является нарушением требований статей 138, 156, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пунктов 2, 3 и 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290), утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290; не представлены акты проверки дымовентиляционных каналов и договор на периодическую проверку и обслуживание дымовентиляционных каналов, что является нарушением подпункта "а" пункта 11 и подпункта "в" пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; не представлен договор на оказание услуг с организацией, осуществляющей аварийно-диспетчерское обслуживание, что является нарушением пункта 9 Правил N 416; не представлены договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением абзаца седьмого подпункта "д" пункта 4 Правил N 416; собственниками помещений МКД N 13 выбранный способ управления многоквартирным домом - товарищество собственников жилья в виде организации ТСЖ "Школьный" не реализован (в редакции приказа Жилищной инспекции от 16.03.2023 N 31 "О внесении изменений в акт внеплановой документарной проверки от 02 марта 2023 года N 65").
30.03.2023 в присутствии представителя товарищества Грейдина О.И., заместителем заведующего отделом жилищного надзора, аналитической работы и подготовки отчетной документации - государственным жилищным инспектором Республики Крым Киселевым К.В. составлен протокол об административном правонарушении N 35, которым установлен факт совершения ТСЖ "Школьный" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. В тексте указанного протокола допущена описка (опечатка) в дате его составления (вместо правильного "30 марта 2023 года" ошибочно указано "30 ноября 2022 года"), которая исправлена определением административного органа от 11.05.2023.
Протокол об административном правонарушении и определение от 30.03.2023, которым рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.04.2023, направлены в адрес ТСЖ "Школьный" заказной почтовой корреспонденцией 03.04.2023 и получены адресатом 04.04.2023.
27.04.2023 Жилищной инспекцией в отношении ТСЖ "Школьный" вынесено постановление N 19/2023, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и подлежит отмене, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
С 14.04.2022 ТСЖ "Школьный" осуществляет управление МКД N 13 и несет ответственность, в частности, за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в этом многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, следующих стандартов:
подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в"), в том числе: в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей;
организация органами управления товарищества и кооператива рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом (подпункт "г");
организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подпункт "д"), в том числе: заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме.
Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 9 Правил N 416).
В соответствии с пунктом 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в пунктах 15 и 21 которого (в редакции от 29.06.2020) содержится перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания в многоквартирном доме систем вентиляции и дымоудаления, систем внутридомового газового оборудования.
В силу пункта 3 Правил N 290, перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом: конструктивных элементов многоквартирного дома.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил N 290).
Правилами N 410 (в редакции от 19.03.2020) установлены требования к организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Согласно подпункту 3.1.3 пункта 3.1 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1614/пр, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо обеспечивать надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов, в том числе самостоятельно или по договору с организацией, имеющей лицензию, своевременно и качественно осуществлять проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги, а также при необходимости очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов (в том числе оголовков каналов).
Пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в частности: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, ТСЖ "Школьный", осуществляя деятельность по управлению МКД N 13, несет ответственность, в частности, за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в этом многоквартирном доме в соответствии с вышеизложенными требованиями стандартов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, материалами дела об административном правонарушении подтвержден и заявителем не опровергнут факт нарушения им вышеприведенных требований ЖК РФ, Правил N N 170, 290, 410, 416 и 491, Минимального перечня.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ "Школьный" предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Товарищество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Административное наказание назначено товариществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ (40000 руб.), что является справедливым и соразмерным совершенному деянию с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Суды также не усмотрели оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования ТСЖ "Школьный".
По своей сути доводы кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.03.2024 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2024 по делу N А83-12019/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность наложения штрафа на товарищество собственников жилья за нарушения в управлении многоквартирным домом, включая отсутствие необходимых договоров и актов проверки. Судебные инстанции отказали в удовлетворении жалобы товарищества, указав на наличие состава административного правонарушения и соблюдение всех процедурных норм при привлечении к ответственности.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 октября 2024 г. N Ф10-3906/24 по делу N А83-12019/2023