В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2022 год (далее - Программа).
2. Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода разместить Программу на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами Администрации Великого Новгорода Колесникову И.А.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новгород" и в официальном сетевом издании "Интернет-газета "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
С.В. Бусурин |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2022 год
(утв. постановлением Администрации Великого Новгорода от 26 ноября 2021 г. N 6216)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2022 год |
Правовые основания разработки Программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; решение Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород" |
Разработчик Программы |
Администрация Великого Новгорода |
Цели Программы |
предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований земельного законодательства всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований земельного законодательства и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований земельного законодательства до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства; мотивация к добросовестному исполнению контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства; сокращение количества нарушений обязательных требований земельного законодательства |
Задачи Программы |
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований земельного законодательства, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; формирование единого понимания контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства; укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности; создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценка состояния подконтрольной сферы; оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных уровней риска объектам контроля; снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на под-контрольные субъекты |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; увеличение доли законопослушных контролируемых лиц; внедрение новых видов профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ и решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород"; уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению |
Сроки реализации Программы |
2022 год |
1. Анализ текущего состояния осуществления муниципального земельного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород (далее - муниципальный земельный контроль) осуществляется Администрацией Великого Новгорода с 2015 года.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проведения проверок на предмет использования земельных участков органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при осуществлении ими своей деятельности и реализации своих прав на землю.
В 2020 году проведено 213 плановых и внеплановых проверок в рамках муниципального земельного контроля (4 проверки юридических лиц, 209 проверок физических лиц), по результатам которых выявлено 120 нарушений и выданы предписания об устранении нарушений.
За 10 месяцев 2021 года проведено 210 проверок в рамках муниципального земельного контроля (4 проверки юридических лиц, 206 проверок физических лиц), из них 117 плановых проверок и 89 внеплановых проверок. По результатам проведения таких проверок выявлено 100 нарушений в части самовольного занятия земель физическими лицами.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, а также с внесением изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с 01.01.2022 в рамках муниципального земельного контроля будут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в отношении физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих во владении и (или) в пользовании земельные участки либо осуществляющих деятельность, действия (бездействие) на земельных участках, являющихся объектами муниципального земельного контроля (далее - контролируемые лица).
Положением о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 23.09.2021 N 603 (далее -Положение о муниципальном земельном контроле), предусматривается применение системы управления рисками при осуществлении муниципального земельного контроля, определены критерии отнесения земельных участков к категориям риска, виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, индикаторы риска нарушения обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2021 год утверждена постановлением Администрации Великого Новгорода от 16.12.2020 N 4975.
В соответствии с Планом мероприятий по профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год за 10 месяцев текущего года осуществлялись следующие мероприятия:
консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства путем подготовки письменных ответов на поступающие обращения, а также при личном приеме граждан, индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц, осуществлялось разъяснение наиболее распространенных нарушений обязательных требований земельного законодательства, давались рекомендации о мерах по недопущению таких нарушений;
консультирование по вопросам исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства, а также недопущения таких нарушений;
проведено 24 плановых (рейдовых) осмотра земельных участков, по результатам которых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам выданы 13 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства;
выдано 81 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства по результатам поступивших сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований;
обобщена практика осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Великий Новгород в 2020 году, которая размещена на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет в подразделе "Муниципальный земельный контроль" раздела "Муниципальный контроль".
Практика проведения проверок показывает, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства на сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет в подразделе "Муниципальный земельный контроль" раздела "Муниципальный контроль" размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю, а также тексты нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю, которые поддерживаются в актуальном состоянии.
Настоящая Программа направлена на решение проблемы предупреждения нарушений обязательных требований и повышения правовой грамотности контролируемых лиц, что в свою очередь должно привести к общему уменьшению контрольных (надзорных) мероприятий за счет снижения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Цели и задачи реализации Программы
2.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований земельного законодательства всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований земельного законодательства и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований земельного законодательства до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства;
мотивация к добросовестному исполнению контролируемыми лицами обязательных требований земельного законодательства;
сокращение количества нарушений обязательных требований земельного законодательства.
2.2. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований земельного законодательства, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование единого понимания контролируемым лицами обязательных требований земельного законодательства;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценка состояния подконтрольной сферы;
оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных уровней риска объектам контроля;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
2.3. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятность - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований);
информационная открытость - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченность - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полнота охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательность - обязательное проведение профилактических мероприятий по установленным видам контроля (надзора) на регулярной и системной основе;
актуальность - регулярный анализ и обновление Программы, использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;
релевантность - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Вид профилактического мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Периодичность проведения |
Способы проведения мероприятия |
1. |
Информирование |
отдел муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода |
на постоянной основе |
посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет |
2. |
Объявление предостережения |
-"- |
не позднее 30 дней со дня получения сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ |
посредством объявления контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
3. |
Консультирование |
-"- |
по обращениям контролируемых лиц и их уполномоченных представителей |
при личном обращении (по графи-ку), посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи |
4. Показатели результативности и эффективности Программы
Эффективность реализации настоящей Программы оценивается:
повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства;
повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований земельного законодательства, степенью их информативности об обязательных требованиях земельного законодательства, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований земельного законодательства, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности.
Методика оценки эффективности профилактических мероприятий предназначена способствовать максимальному достижению общественно значимых результатов снижения причиняемого контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении профилактических мероприятий.
N |
Наименование показателя |
Базовый абсолютный показатель (2020 год) |
Целевое значение на 2022 год |
1. |
Увеличение общего количества проведенных профилактических мероприятий в том числе: увеличение количества консультаций по разъяснению обязательных требований увеличение количества выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
554 ед.
490 ед.
64 ед. |
увеличение на 30%
увеличение на 30%
увеличение на 30% |
2. |
Полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации Великого Новгорода в сети Интернет в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ |
100% |
100% |
3. |
Увеличение доли контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия |
200% |
увеличение на 30% |
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности.
Оценка эффективности реализации настоящей Программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года).
Ожидаемый результат настоящей Программы - снижение количества выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательств при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей включаются в ежегодные доклады об осуществлении муниципального земельного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Великого Новгорода от 26 ноября 2021 г. N 6216 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования - городского округа Великий Новгород на 2022 год"
Текст постановления опубликован в газете "Новгород официальный" от 9 декабря 2021 г. N 30 (без приложения), в сетевом издании "Интернет-газета "Новгород" (https://gazetanovgorod.ru) от 9 декабря 2021 г.