Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 ноября 2021 г.
Во исполнение положений приказа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 01.08.2012 N 510-Пр/12 "Об утверждении положения о коллегии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения" и утвержденного плана работы Коллегии Росздравнадзора на 2021 год проведено заседание Коллегии по теме "Реализации национального проекта здравоохранения", достижения национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в формате видеоконференции.
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Боенко Е.А. "Итоги реализации национального проекта "Здравоохранение" и мероприятий, направленных на достижение национальных целей", отмечено, что в соответствии с имеющимися полномочиями Росздравнадзор осуществляет мониторинг и контроль выполнения мероприятий и достижения целевых показателей федеральных проектов: "Развитие первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", входящих в национальный проект "Здравоохранение" (далее - НП), и реализации программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее - ПМПЗЗ).
Инструментами контроля являются ежемесячные, ежеквартальные мониторинги, в том числе работа в системе "Электронный бюджет", плановые и внеплановые контрольные мероприятия, работа с обращениями граждан и информацией, поступающей от общественных организаций, СМИ и других заинтересованных организаций.
Плановое значение показателя "Функционируют созданные в рамках ФП ФАП, ФП, ВА" на конец 2021 года - 1359 объектов, выполнено на 97%.
На текущий момент не введен в эксплуатацию 41 объект (ФАП, ФП, ВА) в 5 субъектах, не получены лицензии на 57 объектов в 6 субъектах Российской Федерации.
Приобретено и поставлено передвижных мобильных комплексов (далее - ПМК) 158 единиц (52%) от планового значения (на конец 2021 года - 304 единицы).
Основные причины риска недостижения результата - не заключение или несвоевременное заключение контрактов на поставку ПМК, несвоевременное проведение торгов.
Из поставленных с 2019 года по октябрь 2021 года 1017 комплексов - 92 ПМК (9%) не используются (простаивают) по причинам: несвоевременное оформление документов в ГИБДД/прохождения техосмотра (10 ПМК в 5 субъектах), отсутствие санэпидзаключения (1 ПМК - 1 субъект); проведение претензионной работы с поставщиком (27 ПМК - 1 субъект), неукомплектованность/отсутствие медицинских работников (19 ПМК - 10 субъектов), в связи с эпидемической ситуацией (15 ПМК - 6 субъектов) и др.
В части переоснащения медицинским оборудованием медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, из планового значения - 1654 единицы - законтрактовано в целом по Российской Федерации 90,3%. Наибольшее число незаконтрактованных единиц отмечено в 2 регионах.
На текущий момент законтрактованное "тяжелое" оборудование поставлено лишь в 44 субъекта Российской Федерации (33,8% от планового показателя - 130 единиц), введено в эксплуатацию 37 единиц от запланированных (28,5%).
В 3 субъектах отмечается простой поставленного тяжелого оборудования (КТ, МРТ, рентгенологическое оборудование, система лучевой терапии).
В части переоснащения медицинским оборудованием медицинских организаций (региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений) из планового значения - 4 678 единиц - законтрактовано в целом по Российской Федерации 89,4%. Наибольшее число незаконтрактованных единиц отмечено в 2 регионах.
Вместе с тем отмечается низкое кассовое освоение лимитов бюджетных обязательств в большинстве субъектов Российской Федерации.
По итогам мониторинга за реализацией региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения в 3 квартале 2021 года отмечаются риски недостижения: капитальный ремонт - 47 субъектов (55,3%), строительство и реконструкция объектов - 35 субъектов (41.2%), оснащение автотранспортом - 17 субъектов (20%), оснащение медицинским оборудованием - 31 субъект (36,5%), приобретение объектов недвижимого имущества - 2 субъекта (2,%), приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций - 20 субъектов (24%).
Риски недостижения 3 и более показателей ПМПЗЗ отмечены в 10 субъектах Российской Федерации.
Заслушав выступление Крупновой И.В. начальника Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований, коллегия отмечает.
Росздравнадзор во исполнение Указов Президента Российской Федерации в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, а также внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, принимает участие в пилотном проекте, проводимом в Российской Федерации по оптимизации процессов оказания государственных услуг. Так, в настоящее время реализована возможность подачи заявления через портал государственных услуг по фармацевтической деятельности, и ею уже воспользовалось 22 соискателя лицензии. Значительно сокращается срок предоставления лицензии с - 45 рабочих дней до 15, что существенно снижает административную и финансовую нагрузку на бизнес. До конца года необходимо реализовать данную возможность для медицинской деятельности, оборота наркотических средств и психотропных веществ, производства и технического обслуживания медицинской техники.
Заслушав доклад Шаронова А.Н. - начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению по вопросу: "Основные нарушения, допускаемые специалистами территориальных органов Росздравнадзора при проведении контрольных и надзорных мероприятий. Результаты рассмотрения жалоб на решения территориальных органов Росздравнадзора, действий (бездействия) должностных лиц", коллегия отмечает.
Росздравнадзором в текущем году проведено 6831 контрольное мероприятие, составлено 3602 протокола, в профилактических целях выдано 7592 предостережения.
Анализ результатов проведенных в 2021 году центральным аппаратом Росздравнадзора контрольных мероприятий в отношении территориальных органов позволит сделать вывод о наличии ряда проблемных мест в их работе, в том числе в части организации и осуществления контрольных и надзорных мероприятий.
Территориальными органами Росздравнадзора не проводятся проверки по ряду направлений федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1048, являющиеся предметом государственного контроля:
1) соблюдение медицинскими организациями правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядка проведения диспансеризации, диспансерного наблюдения;
2) соблюдение медицинскими организациями ограничений, налагаемых на медицинских работников, руководителей медицинских организаций при осуществлении ими профессиональной деятельности;
3) соблюдение медицинскими организациями требований к предоставлению социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи";
4) соблюдение медицинскими организациями требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья.
Также нарушаются требования по оформлению решений о проведении проверки, актов проверок, предписаний, выдаваемых по результатам проверок.
В связи с вступлением с 01.07.2021 в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающего порядок досудебного обжалования действий контрольного (надзорного) органа, участилось поступление в адрес Росздравнадзора жалоб подконтрольных лиц на решения, акты и предписания его территориальных органов, выданные в рамках реализации федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности.
Результаты рассмотрения поступающих жалоб свидетельствуют о недостаточной ответственности, а в ряде случаев некомпетентности должностных лиц территориальных органов Росздравнадзора, организующих и проводящих проверки.
В целях дальнейшего совершенствования контрольной и надзорной деятельности, достижения показателей национального проекта "Здравоохранение" и Программы модернизации первичного звена здравоохранения, достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, коллегия решила:
По первому и второму вопросу.
1. Руководителям территориальных органов Росздравнадзора:
1.1. Осуществлять постоянный контроль за реализацией мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Здравоохранение" и Программы модернизации первичного звена здравоохранения (далее - программа, проект), а также с целью выработки оптимальных управленческих решений, направленных на реализацию мероприятий программы и проектов, организовывать профилактические визиты в медицинские организации, участвующие в реализации этих мероприятий с привлечением главных внештатных специалистов региона, общественных организаций и других заинтересованных лиц и организаций в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок исполнения: до окончания исполнения мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Здравоохранение" и Программы модернизации первичного звена здравоохранения.
1.2. Принять меры по активизации совместной работы с органами государственной власти в сфере охраны здоровья граждан субъектов Российской Федерации.
Срок исполнения: до окончания исполнения мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Здравоохранение" и Программы модернизации первичного звена здравоохранения.
1.3. Оперативно реагировать на все случаи наличия высокого риска недостижения мероприятий проектов и программы, в том числе направлять информацию о наличии риска в органы прокуратуры и следственный комитет субъекта Российской Федерации, а также организовывать внеплановые выездные проверки в органы государственной власти в сфере здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.
Срок исполнения: до окончания исполнения мероприятий федеральных проектов, входящих в национальный проект "Здравоохранение" и Программы модернизации первичного звена здравоохранения.
1.4. Обратить особое внимание на проблемы создания и работы единого цифрового контура в здравоохранении региона с целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения региона, а также на эффективность использования информационных систем в здравоохранении, имеющихся в регионе, влияние их работы на улучшение качества и доступности оказания медицинской помощи.
Срок исполнения: постоянно.
По третьему вопросу.
2. Руководителям территориальных органов Росздравнадзора довести представленную информацию об оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, по сокращению времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, по упрощению процедуры записи на прием к врачу до руководителей медицинских организаций.
Срок исполнения: до 30 декабря 2021 года.
По четвертому вопросу.
3. Обеспечить соблюдение сроков предоставления государственной услуги по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Росздравнадзора, в рамках реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности.
Срок исполнения: постоянно.
По пятому вопросу.
4. Руководителям территориальных органов Росздравнадзора:
4.1. Обеспечить строгое соблюдение проведения проверок по всем функциям, включенным в федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1048).
Срок исполнения: постоянно.
4.2. Обеспечить оформление решений о проведении проверки в соответствии с правилами заполнения типовой формы решения о проведении проверки, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151.
Срок исполнения: постоянно.
4.3. Не допускать указания в решении о проведении проверки нормативных правовых актов, не содержащих обязательные требования в контролируемой сфере, не прошедших регистрацию в Минюсте России, отсутствующих в Перечне нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467.
Срок исполнения: постоянно.
4.4. Не допускать нарушений при оформлении актов проверок.
Срок исполнения: постоянно.
4.5. Обеспечить дальнейший контроль за организацией оказания в субъектах Российской Федерации медицинской помощи пациентам с подозрением либо подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и внебольничной пневмонией.
Срок исполнения: постоянно.
4.6. Продолжить мониторинг доступности в субъектах Российской Федерации медицинской помощи больным с хроническими заболеваниями в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Срок исполнения: постоянно.
Председатель коллегии, |
А.А. Самойлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12 ноября 2021 г.
Текст решения опубликован не был