Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 декабря 2021 г. N 03/3192
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2022 год"
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и в целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2022 год.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Челябинской области Е.Ю. Бондареву.
Первый заместитель Министра |
Е.А. Коузова |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2022 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, развития профилактической деятельности Министерства образования и науки Челябинской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2022 год (далее - Программа профилактики) в части федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" и в целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты), обязательных требований, устранения причин, способствующих нарушению таких обязательных требований.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273~ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) федеральный государственного контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, в Министерстве образования и науки Челябинской области осуществляет Управление по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в соответствии с частью 3 статьи 93 Закона N 273-ФЗ являются:
1. Соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей.
2. Соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
3. Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, Управление проводит профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов, расположенных на территории Челябинской области:
1) образовательные организации:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- организации дополнительного образования;
- организации дополнительного профессионального образования.
2) образовательные организации, осуществляющие обучение:
- организации для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
- организации, осуществляющие социальное обслуживание;
- иные юридические лица;
3) индивидуальные предприниматели.
Управление осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении 3558 подконтрольных объектов, из них:
- дошкольные образовательные организации - 1257 (1210 организаций и 47 филиалов),
- общеобразовательные организации - 959 (818 организаций и 141 филиал),
- профессиональные образовательные организации - 121 (77 организаций и 44 филиала),
- организации дополнительного образования - 486 (327 организаций и 159 филиалов),
- организации дополнительного профессионального образования - 293 (265 организаций и 28 филиалов),
- организации, осуществляющие обучение - 341 (317 организаций и 24 филиала),
- индивидуальные предприниматели - 101.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
В соответствии с порядком отнесения объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 07.09.2021 N 01/2309 "Об утверждении перечня объектов контроля с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" определены перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- высокий риск: объекты отсутствуют;
- средний риск: 144 (4 процента от общего количества объектов контроля) образовательные организации,
- низкий риск: 2722 (96 процентов) образовательные организации и 96 индивидуальных предпринимателей.
До 01 июля 2021 года контрольно-надзорные мероприятия осуществлялись Управлением в соответствии с:
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
- Законом N 273-ФЗ,
- Административными регламентами осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью.
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности с 01.07.2021 вступил в действие новый Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением некоторых положений), устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее - Закон N 248-ФЗ).
Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе N 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
Главным инструментом контрольно-надзорной деятельности становится контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия, предусмотренные законом, совершаемые контрольным (надзорным) органом в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Законом N 248-ФЗ предусмотрены новые способы контроля и новые виды профилактических мероприятий.
Устанавливается важнейший принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, определяя новую линейку профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит).
С 01.07.2021 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования", которое определило порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, критерии отнесения объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора), ключевые показатели государственного контроля (надзора).
В 2021 году Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2020 N 01/2307 и согласованным с прокуратурой Челябинской области (далее - План) было предусмотрено 708 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 22,8 процента от всех подконтрольных субъектов (в 2015 году - 895, в 2016 году - 859, в 2017 году - 595, в 2018 году - 465, в 2019 году - 874, в 2020 году - 550).
Из них: 324 - выездные проверки (45,8 процента от общего количества плановых проверок); 384 - документарные проверки (54,2 процента от общего количества плановых проверок).
Отменено 190 проверок в связи с утверждением перечня объектов контроля с указанием категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и исключением из Плана проведения плановых проверок на 2021 год объектов, отнесенных к низкой категории риска (приказ Министра от 04.10.2021 N 01/2510). Проверка в отношении 1 организации отменена в связи с ликвидацией юридического лица.
За прошедший год проведены 82 внеплановые документарные проверки:
- 66 проверок проведено с целью оценки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере образования (в 2015 году - 33, в 2016 году - 45, в 2017 году - 227, в 2018 году - 314, в 2019 году - 406, в 2020 году - 142);
- 16 проверок по итогам мониторинга безопасности.
В целях пресечения нарушений законодательства в сфере образования и устранения их последствий в отчетном периоде объектам контроля по итогам проверок с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, лицензионного контроля выдано 510 предписаний (509 по результатам плановых проверок и 1 - по результатам внеплановой проверки.
Обобщение результатов контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования позволило определить типичные нарушения обязательных требований:
- к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
- к созданию условий для охраны здоровья обучающихся образовательной организацией при реализации образовательных программ;
- к порядку приема в образовательную организацию, установленному законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- к порядку оказания платных образовательных услуг;
- к обеспечению открытости и доступности информации об образовательном учреждении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", составило 257 (50,4 процента от общего количества проверок) проверок.
Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок, составило - 370 (369 - плановые проверки, 1 - внеплановая проверка).
Наиболее распространенными нарушениями Положения о лицензировании являются нарушения:
- пункта 7 подпункта "в" - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ - 130 (35,0 процентов) от выявленных нарушений;
- пункта 7 подпункта "б" - наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам - 105 (28,3 процента) от выявленных нарушений;
- пункта 8 подпункта "г" - наличие договора о сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии со статьей 15 Закона N 273-ФЗ - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ - 17 (4,6 процента) от выявленных нарушений;
В ходе проверок с целью федерального государственного контроля качества образования (до 01.07.2021) осуществлялось установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования федеральным государственным образовательным стандартам.
По результатам проведения плановых выездных проверок в 2021 году установлено следующее:
содержание образования и качество подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в основном соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
содержание образования и качество подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям и профессиям.
Нарушения в части соответствия и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам выявлены в одной общеобразовательной организации (в 2020 году - 3, в 2019 году - 7, в 2018 году - 5), в связи с чем было приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности 1 общеобразовательной организации.
С 01 июля 2021 года в рамках контрольных (надзорных) мероприятий проведены 44 проверки в отношении общеобразовательных организаций по соблюдению обязательных требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей.
По результатам проведения плановых выездных проверок во втором полугодии 2021 года установлено:
в 30 общеобразовательных учреждениях (68 процентов от числа проверенных общеобразовательных учреждений) выявлены нарушения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373;
в 29 общеобразовательных учреждениях (66 процентов от числа проверенных общеобразовательных учреждений) выявлены нарушения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897;
в 13 общеобразовательных учреждениях (30 процентов от числа проверенных общеобразовательных учреждений) выявлены нарушения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598.
В течение второго полугодия 2021 года 36 общеобразовательным организациям было выдано предписание об устранении нарушений федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий является наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Специалистами Управления проведено:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований, установленных пунктами 4 и 6 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, в части соблюдения срока внесения сведений об аттестатах об основном общем образовании, выданных лицам, успешно прошедшим ГИА 9 в основные сроки дополнительного периода и резервные сроки дополнительного.
По результатам работы принято решение о проведении внеплановых документарных проверок в отношении 16 образовательных организаций.
2) изучение соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных пунктами 2, 9, 10 статьи 2, подпунктом 2а пункта 3 статьи 12, статьи 12.1, статьи 29 Закона N 273-ФЗ, пунктом 1.4 Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, в части наличия рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы в реализуемых основных образовательных программах - образовательных программах среднего профессионального образования.
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), установленных пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1897 от 17.12.2010 года, в общеобразовательных организациях Еткульского района (мониторинг безопасности реализации отдельных предметов). По итогам мониторинга безопасности реализации отдельных предметов выдано 13 предписаний общеобразовательным организациям;
4) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), установленных пунктом 3.4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утверждённых приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831, пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897, в профессиональных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательной программы основного общего образования, Челябинской области (мониторинг безопасности реализации ФГОС основного общего образования в профессиональных образовательных организациях). По итогам мониторинга безопасности выдано одной профессиональной образовательной организации предписание об устранении нарушений законодательства в сфере образования, двум профессиональным образовательным организациям - предостережение о несвоевременном переоформлении лицензии в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований, установленных пунктом 3.4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утверждённых приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831, пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413, в частных профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего профессионального образования, Челябинской области (мониторинг безопасности реализации ФГОС среднего общего образования в частных профессиональных организациях).
Указанные мониторинги безопасности были проведены в отношении 28 образовательных организаций, реализующих программы общего и профессионального образования.
По итогам мониторингов безопасности в соответствии с частью 3 статьи 74 Закона N 248-ФЗ в отношении каждого контролируемого лица было принято решение об объявлении предостережения или о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования (Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 997) при осуществлении государственного контроля (надзора) проведены следующие виды профилактических мероприятий: объявление предостережений, профилактические визиты, консультирование.
В 2021 году специалистами Управления выдано 217 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, проведено 38 профилактических визита в отношении организаций, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в течение одного года со дня начала такой деятельности, проведено 457 консультаций по вопросам федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 году составлено 27 протоколов об административных правонарушениях, из них:
- 12 - по результатам плановых проверок,
- 1 - по результатам внеплановой проверки,
- 14 - по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В связи со вступлением в силу 29.06.2021 изменений в КоАП Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка и сроков внесения сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО), должностные лица Министерства были наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 19.30.2 КоАП Российской Федерации (постановление Правительства Челябинской области от 21.09.2021 N 449-П).
Результаты анализа количественного и долевого соотношения протоколов, составленных в 2021 году по основаниям, предусмотренным различными частями статей Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП Российской Федерации) следующие:
- 1 протокол составлен по части 1 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль));
- 1 протокол составлен по части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
- 6 протоколов составлены по части 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
- 5 протоколов составлены по части 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
- 10 протоколов составлены по части 1 статьи 19.30.2 КоАП Российской Федерации (нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или должностным лицом такой организации порядка или сроков внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении);
- 4 протокола составлены по части 2 статьи 19.30.2 КоАП Российской Федерации (непредставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или должностным лицом такой организации в ФИС ФРДО.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях назначено 7 административных наказаний, что составляет 26 процентов от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде предупреждения вынесено в отношении 6 должностных лиц. Административное наказание в виде штрафа назначено в отношении 1 должностного лица.
Решение о прекращении административного производства в связи с малозначительностью вынесено по 3 возбужденным делам об административных правонарушениях, что составило 11 процентов от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях.
В отношении 1 дела производство прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, 16 дел - на рассмотрении в судах.
Общая сумма административных штрафов, наложенных в 2021 году, составила 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Общая сумма оплаченных административных штрафов в 2021 году, составила 1000 рублей с учетом оплаты штрафов, вынесенных в 2020 году.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования Министерством была разработана и реализуется Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2021 год.
Профилактическая работа Управлением осуществлялась по четырем направлениям:
1. Размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации об образовании, соблюдение которых оценивается при проведении проверок.
2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований.
3. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.
4. Выдача предостережений.
В течение 2021 года были проведены следующие мероприятия:
- актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации об образовании соблюдение которых оценивается при проведении проверок:
- в целях информационного и методического обеспечения профилактики нарушений законодательства в сфере образования Управлением проведены 2 совещания, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления для различных категорий участников;
- осуществлялось информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр проверок";
- в целях информационной открытости в деятельности Управления по профилактике нарушений обязательных требований на сайте Министерства размещались результаты проведения проверок, методические рекомендации, материалы совещаний, информация о проведенных совещаниях;
- в случае выявления нарушений установленных требований в сфере образования Министерством образования и науки Челябинской области направлялись сведения в адрес учредителя образовательной организации, руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, Прокуратуры Челябинской области;
- для изучения удовлетворенности подконтрольных субъектов мероприятиями, проводимыми Управлением, начата работа по установления обратной связи в виде отметок "мне нравится"/"мне не нравится" под видеороликами проведенных Управлением по надзору и контролю в сфере образования совещаний и размещенных в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в YouTube.
Подготовлен и размещен на сайте Министерства обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области за 2020 год.
Проведены Публичные обсуждения правоприменительной практики за 2020 год, за I и II полугодия 2021 года (в режиме онлайн).
Результаты анкетирования участников публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования и науки Челябинской области показали, что участники слушаний оценили эффективность профилактического мероприятия на 4,96 балла из 5 возможных.
Все разрабатываемые документы и необходимая информация размещались на официальном сайте Министерства в разделе Управления https://minobr74.ru/supervision.
Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий
Мониторинг и оценка эффективности профилактических мероприятий проводится посредством:
- оценки достижения показателей эффективности профилактических мероприятий (отношение количества проведенных мероприятий к количеству запланированных мероприятий; выполнено/не выполнено; проведено/не проведено).
Изучение уровня эффективности профилактических мероприятий осуществляется посредством проведения социологических опросов подконтрольных субъектов.
II. Цели и задачи Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, в Челябинской области на 2022 год
Цели программы:
1. Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Челябинской области.
2. Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Создание условий для доведения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи программы:
1. Оценка состояния подконтрольной среды, установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
2. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
3. Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов.
4. Совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения профилактической деятельности.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки их проведения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок проведения мероприятия |
Ответственный исполнитель |
I. Информирование | |||
1. |
размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": - текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора); - сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; - перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; - перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; - перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; - программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, в Челябинской области; - перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица; - сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; - докладов обобщения правоприменительной практики; - докладов о государственном контроле (надзоре). |
в течение года |
Заместитель начальника Управления; - отдел организационно-правового обеспечения; - отдел государственного надзора и контроля; - отдел лицензирования образовательной деятельности; - отдел государственной аккредитации |
II. Обобщение правоприменительной практики | |||
2. |
- подготовка Проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики в сфере образования за предшествующий календарный год, |
до 30 апреля |
- начальник Управления; - заместитель начальника Управления; - отдел организационно-правового обеспечения |
- размещение на официальном сайте Министерства для публичного обсуждения Проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики в сфере образования за предшествующий календарный год. |
не позднее 30 апреля |
||
размещение на официальном сайте Министерства Доклада о правоприменительной практике, утвержденного приказом Министра и подготовка информации о количестве проведенных Министерством контрольно-надзорных мероприятий, в том числе перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
не позднее 1 июня каждого года. |
||
III. Объявление предостережения | |||
3. |
объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и необходимости принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: - при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований - при наличии или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
в течение года |
- заместитель начальника Управления; - отдел государственного надзора и контроля; - отдел лицензирования образовательной деятельности; - отдел государственной аттестации образовательной деятельности; - отдел организационно-правового обеспечения |
IV. Консультирование | |||
4. |
консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с: - порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий; - периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий; - порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; - порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования. |
По отдельном графику |
- заместитель начальника Управления; - отдел государственного надзора и контроля, - отдел лицензирования образовательной деятельности; - отдел государственной аттестации образовательной деятельности; - отдел организационно-правового обеспечения |
V. Профилактический визит | |||
5. |
проведение обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, путем использования видео-конференц-связи в отношении: - контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности (в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности); б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска. |
в течение года |
- заместитель начальника Управления; - отдел государственного надзора и контроля; - отдел лицензирования образовательной деятельности; - отдел государственной аттестации образовательной деятельности; - отдел организационно-правового обеспечения |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результативность и эффективность профилактической деятельности оценивается по следующим показателям:
- уровень информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований;
- уровень удовлетворенности подконтрольными субъектами состоянием профилактической деятельности;
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
Показатели результативности и эффективности программы
N |
Наименование целевого показателя |
Формула расчета целевого показателя |
2022 год, процент |
1. |
Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных |
ЭФ1 = ПМф / ПМп * 100 процентов ПМф - фактическое количество профилактических мероприятий; ПМп - плановое количество профилактических мероприятий |
95 |
2. |
Доля охвата субъектов контроля профилактическими мероприятиями |
ЭФ2 = Спм / Собщ * 100 процентов Спм - количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия; Собщ - общее количество подконтрольных субъектов |
100 |
3. |
Доля подконтрольных субъектов, удовлетворенных состоянием профилактической деятельности Управления по итогам анкетирования результативности профилактической деятельности |
ЭФ3 = Куд / Куч * 100 процентов Куд - количество подконтрольных субъектов, принявших участие в анкетировании, удовлетворенных состоянием профилактической деятельности; Куч - общее количество подконтрольных субъектов, принявших участие в анкетировании |
90 |
ЭФn* - показатели эффективности Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 декабря 2021 г. N 03/3192 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования в Челябинской области на 2022 год"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru 21 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 сентября 2022 г. N 02/2010
Изменения вступают в силу с 16 сентября 2022 г.