Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 23 декабря 2021 г. N 773
Положение об организации стационарозамещающей технологии
"Служба ранней помощи"
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует вопросы организации работы по реализации в Оренбургской области стационарозамещающей технологии "Служба ранней помощи" (далее - Служба).
1.2. Служба по оказанию услуг ранней помощи создается в организации социального обслуживания (далее - Организация), указанной в Приложении N 9 к настоящему приказу.
1.3. Служба создаётся приказом руководителя Организации.
Управление деятельностью Службы осуществляет руководитель Организации.
1.4. Режим работы Службы определяется локальным актами Организации.
1.5. Информация о получении ребенком и семьей услуг в Службе, результаты оценки, другая персонифицированная информация, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
II. Цели, задачи и принципы Службы
2.1. Служба создаётся в целях предоставления услуг ранней помощи целевой группе для содействия оптимальному развитию и формированию физического и психического здоровья, речевых и коммуникационных функций, а также благополучия детей, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению детей в среду сверстников и жизнь сообщества, профилактике инвалидности и сохранению кровной семьи для ребёнка-инвалида.
Целевая группа: дети (и их семьи) младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности или риском появления в дальнейшем таких ограничений, в том числе дети:
- с выявленными ограничениями жизнедеятельности;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- с инвалидностью;
- из группы биологического риска, в том числе, дети с генетическими и хромосомными заболеваниями, дети с другими заболеваниями, приводящими к стойким нарушениям жизнедеятельности;
- из группы социального риска, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в замещающих семьях и в организациях социального обслуживания, образования и здравоохранения, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в домах ребёнка, детских домах и детских домах-интернатах, а также из семей, находящихся в социально опасном положении.
Организация предоставления социальных услуг и проведения мероприятий в рамках ранней помощи осуществляется в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
2.2. Служба осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
- выявление детей и семей, нуждающихся в ранней помощи;
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, психолого-медико-педагогической комиссией и органами бюро медико-социальной экспертизы для организации выявления и направления детей и семей в Службу;
- проведение первичной и углубленной междисциплинарной оценки развития и функционирования ребенка;
- разработка индивидуальной программы ранней помощи для ребенка и семьи (далее - ИПРП), по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Положению;
- реализация ИПРП, включая развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации;
- поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
- поддержка перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию, включая консультирование родителей по выбору дальнейшего образовательного маршрута;
- оценка эффективности реализации ИПРП;
- информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.
2.3. Принципы организации работы Службы.
2.3.1. Семейно-центрированность: услуги Службы ранней помощи семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи, т.е. вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении оптимального развития и функционирования их ребенка в различных областях.
2.3.2. Междисциплинарность: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
2.3.3. Функциональная направленность: направленность программы сопровождения на развитие способностей ребенка, повышающих его активность и участие в повседневной жизни.
2.3.4. Развитие ребенка в естественной среде: ранняя помощь проводится в естественном для ребенка социальном и физическом окружении и предполагает активное исследование ребенком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими близкими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту и развитию ребенка, его интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи; организация помощи в естественной среде обеспечивает собственную активность ребенка, ежедневный опыт, коммуникацию с близкими людьми, приобретение ребенком функциональных навыков и генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.
2.3.5. Научность и доказательность: ранняя помощь строится на научно обоснованных методах с использованием результатов современных исследований, опубликованных в научных журналах, рецензируемых специалистами в данной области, а также с учетом показателей эффективности программы и результатов оценки мнения родителей или заменяющих их близких взрослых (законных представителей).
2.3.6. Уважение к личности: сотрудники Службы уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Служба принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
2.3.7. Партнерство: установление партнерских отношений с ребенком, родителями, другими членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
2.3.8. Открытость: Служба открыто взаимодействует с семьей или лицами, законно представляющими интересы ребенка, обеспокоенными его состоянием или развитием.
2.3.9. Непрерывность и регулярность: предоставление услуг ранней помощи осуществляется регулярно и непрерывно до завершения реализации ИПРП и окончания действия договора.
III. Организация деятельности Службы
3.1. Деятельность Службы регламентируется:
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- Приказом Минтруда России от 27.09.2017 N 701 "Об утверждении примерного порядка организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающего формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, раннюю помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение";
- Приказом Минтруда России от 29.09.2017 N 705 "Об утверждении примерной модели межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающей принцип ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение" (вместе с "Примерным порядком организации межведомственного взаимодействия, обеспечивающего формирование региональной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реализацию принципа ранней помощи, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение");
- Приказом Минтруда России от 26.12.2017 N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)";
- Соглашением о межведомственном взаимодействии при оказании услуг по комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в Оренбургской области от 10.04.2018.
3.2. Для организации деятельности Службы в штатном расписании Организации предусматриваются штатные единицы, необходимые для оказания ранней помощи с учётом специфики Организации и численности обслуживаемых детей и их семей.
3.3. Этапы оказания услуг Службой.
3.3.1 Первичный прием.
Первичный приём осуществляется с целью подтверждения нуждаемости ребёнка и его семьи в услугах ранней помощи, а также определения её объёма и перечня основных услуг ранней помощи.
3.3.2. Процедура первичного приёма регламентируется локальным актом Организации.
3.3.3. Первичный приём включает: приём документов, проведение первичной оценки, проведение междисциплинарного консилиума, заключение договора с семьёй на получение услуг ранней помощи, зачисление ребёнка в Службу, назначение ведущего специалиста.
3.3.4. Документы, необходимые для заключения договора и зачисления ребёнка в Службу.
Зачисление ребёнка в Службу осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей ребёнка) и направления утвержденной формы, подтверждающего необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребёнку и семье.
К документам, подтверждающим необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребёнку и семье относятся:
- сведения об инвалидности ребёнка с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией по оказанию услуг ранней помощи;
- справка, выданная медицинской организацией, с указанием диагноза и рекомендацией получения услуг ранней помощи;
- направление организации, осуществляющей социальное обслуживание (с указанием социального риска);
- заключение междисциплинарного консилиума Службы в случае самостоятельного обращения родителей (законных представителей) ребенка.
Дополнительно, при зачислении ребёнка в Службу, его родители (законные представители) предъявляют в Службе документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребёнка, копию свидетельства о рождении ребёнка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии).
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - при отсутствии таких сведений в федеральном реестре инвалидов, свидетельство о рождении ребенка, запрашиваются Организацией через единую систему межведомственного электронного взаимодействия без участия заявителя.
Гражданин вправе представить документы, запрашиваемые через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, по собственной инициативе.
3.3.5. Первичная оценка развития, функционирования, эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка и влияющих на них факторов осуществляется сотрудниками Службы - членами междисциплинарного консилиума согласно действующему регламенту.
По результатам оценки консилиум составляет заключение, в котором указываются документы, подтверждающие нуждаемость ребёнка и семьи в услугах ранней помощи (если они были предоставлены), результаты первичной оценки, рекомендации о необходимом объёме и перечне услуг ранней помощи.
В случае отсутствия документов, подтверждающих нуждаемость ребёнка и семьи в услугах ранней помощи, и не выявления ограничений жизнедеятельности при первичной оценке консилиум может рекомендовать разовые консультации родителей специалистами.
3.3.6. После решения консилиума о предоставлении услуг ранней помощи ребёнку и семье родителям (законным представителям) заключается договор, в котором родитель даёт согласие обеспечить участие семьи на всех этапах реализации ИПРП. После заключения договора ребёнок зачисляется в Службу, затем ответственный за деятельность Службы назначает ведущего специалиста.
3.4. Углубленная оценка развития и функционирования, эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка организуется ведущим специалистом с привлечением других специалистов необходимого профиля и проводится совместно с семьей ребёнка. Процедура углублённой оценки регламентируется локальным актом Службы.
3.4.1. ИПРП разрабатывается на основании результатов углубленной оценки развития и функционирования, эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка и, влияющих на них факторов, совместно с родителями в установленный срок от зачисления ребёнка в Службе.
ИПРП содержит объём, сроки, содержание помощи, предоставляемой ребёнку и семье, места, ситуации и формы реализации ИПРП, указание на специалистов и родителей (других лиц, участвующих в воспитании ребёнка) - исполнителей ИПРП.
3.5. При реализации ИПРП могут использоваться индивидуальные, групповые, очные и дистанционные формы работы.
3.5.1. Длительность индивидуальных и групповых форм работы с ребенком и семьей в Службе должна быть не менее 45 минут.
Условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (законного представителя) ребёнка на всех этапах реализации ИПРП.
Место оказания Службой услуг ранней помощи зависит от индивидуальных потребностей ребёнка и семьи и включает: место проживания ребёнка (в т.ч. учреждение проживания), помещение Службы, а также места регулярного пребывания ребёнка и семьи. Продолжительность реализации ИПРП и регулярность занятий зависит от индивидуальных потребностей ребёнка и семьи и составляет не менее 6 месяцев.
3.6. Оценка эффективности ИПРП проводится специалистами Службы регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца) с обязательным участием родителя (законного представителя) ребёнка.
3.7. Завершение ИПРП происходит:
- по факту перехода ребёнка в организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования и обеспечивающую предоставление специальных условий для получения образования;
- при достижении всех поставленных целей в программе, подтвержденных родителями;
- при достижении ребенком возраста 3-х лет;
- при отказе родителей от этой услуги;
- по иным причинам, создающим непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.
При завершении ИПРП составляется итоговое заключение, а родителям (законным представителям) предоставляется, по их требованию, выписка из итогового заключения.
3.8. Продолжение предоставления услуг ранней помощи детям, указанным в пункте 2.1. настоящего приложения, не посещающими дошкольные организации, либо продолжающих нуждаться в услугах ранней помощи при поступлении в организацию образования, возможно с согласия родителей и на основании решения междисциплинарного консилиума.
При невозможности создания в организации, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, специальных условий, необходимых ребёнку для улучшения его развития и функционирования, реализация ИПРП может быть продолжена в Службе, но не более чем до достижения ребенком возраста 7 или 8 лет.
IV. Документация Службы
Типовой перечень локальных актов Службы
4.1. Ведение документации Службы выделяется в отдельное делопроизводство.
4.2. Перечень документации Службы:
- план работы Службы;
- график работы специалистов;
- договор с родителями (законными представителями);
- журнал регистрации обращений родителей (законных представителей) в Службу;
- приказы о зачислении и отчислении детей;
- журнал регистрации первичных обращений;
- журнал зачисления и отчисления детей;
- журнал учёта ежедневной деятельности специалистов Службы;
- годовой план работы Службы;
- годовой отчёт работы Службы;
- должностные инструкции сотрудников Службы;
- документация о проведении организационно-методической работы;
- диагностическая документация (протоколы, таблицы, карты и т.д.);
- аналитическая документация (отчеты, диаграммы, справки и т.д.);
- отчет о деятельности Службы ранней помощи;
- индивидуальная карта ранней помощи, содержащая:
договор с родителями;
согласие родителей на обработку персональных данных;
справка об инвалидности (при наличии);
индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида (при наличии);
заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
медицинская справка (при наличии);
заключение междисциплинарного консилиума;
итоговое заключение;
индивидуальная программа ранней помощи;
иная документация, связанная с учётом и описанием работы с ребенком и семьей.
Формы документов утверждаются отдельным приказом министерства социального развития.
V. Права сторон
5.1. Руководитель Организации имеет право:
- утверждать локальные акты, обеспечивающие работу Службы;
- размещать информацию о деятельности Службы в средствах массовой информации, на сайте Организации, информационных стендах Организации.
5.2. Специалисты Службы имеют право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы по запросам родителей (законных представителей) детей с учетом конкретных условий Организации;
- самостоятельно формулировать задачи работы с детьми и родителями (законными представителями) ребенка, выбирать формы и методы реализации поставленных задач;
- рекомендовать родителям (законным представителям) ребенка консультирование в ПМПК.
5.3. Родители (законные представители) имеют право:
- посещать консультативные занятия специалистов Службы;
- защищать права и интересы ребенка;
- получать консультации специалистов Службы по вопросам, касающимся развития своего ребенка;
- на конфиденциальность информации о ребенке и его семье.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.