В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2022 год (прилагается).
2. Признать утратившим силу приказ Главного управления от 29.12.2020 N 217 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, обязательных требований на 2021-2022 год".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления Шегурова А.А.
Начальник Главного управления |
В.В. Смирнов |
Утверждена
Приказом Главного управления
по труду и занятости населения
Челябинской области
от 15 декабря 2021 г. N 216
Программа
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (далее - Программа), разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" (далее - постановление Правительства РФ N 990), а также постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2021 N 445-П "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты" (далее - постановление Правительства Челябинской области N 445-П) в целях предупреждения нарушений работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области, обязательных требований в части наличия созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и соблюдения сроков предоставления информации в органы службы занятости (далее - обязательные требования).
Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2022 году регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ, а также постановлением Правительства Челябинской области N 445-П.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области N 445-П, выполняет возложенные функции по региональному государственному контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее - Главное управление), в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих численность работников не менее 35 человек (далее именуется - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
Проведение плановых проверочных мероприятий осуществляется Главным управлением с применением риск-ориентированного подхода. Положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение плановых проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в полной мере отвечают целям и задачам указанных контрольных мероприятий. По результатам анализа и оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям объекты регионального государственного контроля, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Челябинской области, распределены по категориям риска (средний, умеренный и низкий). Критерии отнесения деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утверждены постановлением Правительства Челябинской области N 445-П.
Ежегодные планы проведения плановых проверок размещены на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://szn.gov74.ru => в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
Отчеты о результатах контрольной (надзорной) деятельности размещены на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://szn.gov74.ru => в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
Наиболее часто встречающимися нарушениями положений законодательства, которые допускают контролируемые лица на протяжении 2021 года, является неисполнение обязательных требований законодательства по квотированию рабочих мест.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году будет осуществляться в рамках Федерального закона N 248-ФЗ. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определены разделом IV Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностные лица, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в Главном управлении, определены в разделе III настоящей Программы.
Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти Челябинской области, местного самоуправления, органами социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 01.07.2021 численность инвалидов трудоспособного возраста, проживающих на территории Челябинской области, составляет 84808 человек.
Из общего числа проживающих инвалидов осуществляют трудовую деятельность - 19046 или 22,46%. По Российской Федерации доля трудоустроенных инвалидов трудоспособного возраста составляет 24,90%, в УрФО - 24,0%.
На 01.11.2021 в 3175 организациях в соответствии с Законом Челябинской области от 27.03.2003 N 143-ЗО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области", минимальное количество созданных (выделенных) рабочих мест для инвалидов в счет квоты должно составлять 11052 единицы. Фактически занято инвалидами 8326 рабочих мест, количество заявленных вакансий в счет квоты - 4395. Фактическая заполняемость рабочих мест в счет квоты работниками из числа инвалидов за 11 месяцев 2021 года увеличилась по сравнению с данными на 01.01.2020 на 8,1 п.п и составила 75,3%.
В целях содействия занятости инвалидов в регионе действует государственная программа Челябинской области "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2020 N 688-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" (далее - Программа "Доступная среда").
В рамках Программы "Доступная среда" реализуются следующие мероприятия:
- предоставление субсидий работодателям на возмещение затрат на оплату труда инвалидов, принятых по направлению Областных казенных учреждений Центров занятости населения (далее - Центр занятости населения). Размер компенсации за 6 месяцев составляет 100,3 тыс. рублей. В 2021 году было трудоустроено 85 инвалидов, в 2022 году планируется трудоустроить не менее 85 инвалидов;
- предоставление работодателям субсидии на оплату труда наставников, закрепленных за инвалидами, трудоустроенными по направлению Центров занятости населения. Размер компенсации за 6 месяцев составляет 100,3 тыс. рублей. В 2021 году наставники были закреплены за 20 инвалидами, в 2022 году планируется предоставить субсидии на оплату 20 наставников;
- предоставление инвалидам из числа безработных граждан грантов в размере 115,2 тыс. рублей на открытие собственного дела. В 2021 году - 10 человек получили гранты и открыли собственное дело, в 2022 году планируется предоставить 20 грантов;
- предоставление некоммерческим организациям (НКО) грантов в размере 300 тыс. рублей на реализацию социальных проектов, направленных на содействие профессиональной ориентации, трудовой реабилитации, социальной занятости и трудоустройству инвалидов. В 2021 году гранты получили 11 НКО на реализацию социальных проектов в Челябинске, Миассе, Магнитогорске, Чебаркуле, Троицке, Снежинске, в 2022 году планируется предоставить 10 грантов;
- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией сопровождения инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, при трудоустройстве. В 2021 году затраты связанные с организацией сопровождения составляет 8 инвалидов, в 2022 году планируется не менее 10 инвалидов.
Раздел II. Цели и задачи проведения профилактических мероприятий
Целями проведения профилактической работы Главного управления при осуществлении государственной функция контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты являются:
1) предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований законов о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
2) снижение административных и финансовых издержек, как контрольного органа, так и контролируемых лиц по сравнению с ведением контрольной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
3) разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
4) мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований;
5) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в сфере занятости населения и квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Челябинской области.
Для достижения указанных целей Главным управлением совместно с Центрами занятости населения в рамках профилактических мероприятий планируется решить следующие задачи:
- проведение анализа информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, предоставляемой контролируемыми лицами в органы службы занятости, для организации профилактической работы, оценка состояния подконтрольной сферы - до 01.04.2022;
- обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности - 1 раз в полугодие. Подготовка и размещение информации на официальном сайте Главного управления;
- выявление причин, фактов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, определение способов их устранения - 1 раз в год;
- информирование через официальный сайт Главного управления в сети Интернет о публикации перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства, либо перечень самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора) - по мере внесения изменений в законодательство.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Челябинской области (далее именуются - обязательные требования);
- применение проверочного листа, размещенного на официальном сайте Главного управления, позволяющего работодателям полностью проверить свою деятельность согласно перечню требований, указанных в проверочном листе - постоянно;
- консультирование контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий - постоянно;
- проведение публичных слушаний на заседаниях Клубов работодателей (кадровиков) по вопросу: "Обсуждение правоприменительной практики исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов" - в соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на территории Челябинской области на 2022 год.
Задачи:
- формирование одинакового понимания обязательных требований у контролируемых лиц;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению требований законодательства.
Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) с целью предотвращения совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований, предъявляемых к их деятельности, Главным управлением могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Главное управление ежегодно утверждает Программу, которая размещается на сайте Главного управления.
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Главным управлением в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Главное управление ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Главного управления (далее именуется - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Главного управления либо лица исполняющего обязанности начальника Главного управления и размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
В случае наличия у Главного управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Главное управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Главного управления по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностное лицо Главного управления осуществляет консультирование по следующим вопросам:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований;
2) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядок выполнения обязательных требований;
4) порядок исполнения предписания, выданного по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Главного управления, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертиз.
По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Контролируемое лицо, которому предоставлено устное консультирование, вправе направить запрос в Главное управление о предоставлении письменного ответа по предмету консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Результатом письменного консультирования является направление контролируемому лицу письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Профилактический визит проводится должностным лицом Главного управления в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Главного управления для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Главное управление проводит обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в рабочее время в период, устанавливаемый в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита, и не может превышать один рабочий день.
В 2021 году контрольные мероприятия реализованы посредством проведения плановых проверок в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
На 01.12.2021 проведено 22 проверки в отношении юридических лиц по вопросу выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов и соблюдения сроков предоставления информации в органы службы занятости. По результатам проверок в адрес 10 юридических лиц направлены обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, составлен 1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.42 КоАП РФ, при рассмотрении которого принято решение о назначении руководителю организации административного штрафа.
Ключевыми рисками при реализации Программы является различное толкование содержания обязательных требований контролируемыми лицами, что может привести к нарушению ими отдельных положений действующего законодательства о занятости населения и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Должностными лицами Главного управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:
1) начальник Главного управления;
2) первый заместитель начальника Главного управления;
3) начальник отдела ведомственного контроля в сфере занятости населения;
4) заместитель начальника отдела ведомственного контроля в сфере занятости населения;
5) главные специалисты отдела ведомственного контроля в сфере занятости населения;
6) ведущие специалисты отдела ведомственного контроля в сфере занятости населения.
Мероприятия
по профилактике нарушений, реализуемые Главным управлением в 2022 году
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственный исполнитель |
1 |
Информирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Начальник отдела Заместитель начальника отдела Главные специалисты отдела Ведущие специалисты отдела. |
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
апрель 2022 года |
Начальник отдела Заместитель начальника отдела Главные специалисты отдела Ведущие специалисты отдела. |
3 |
Объявление предостережения |
В течение года (по мере необходимости) |
Начальник отдела Заместитель начальника отдела Главные специалисты отдела Ведущие специалисты отдела. |
4 |
Консультирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Начальник отдела Заместитель начальника отдела Главные специалисты отдела Ведущие специалисты отдела. |
5 |
Профилактический визит |
В течение года (по мере необходимости) |
Начальник отдела Заместитель начальника отдела Главные специалисты отдела Ведущие специалисты отдела. |
Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий осуществляется в ходе анализа выполнения мероприятий Программы по следующим индикативным показателям:
- количество проведенных профилактических мероприятий, единиц;
- количество отчетов (докладов) по профилактике нарушений обязательных требований, размещенных на сайте Главного управления (единиц);
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (единиц);
- наличие на официальном сайте Главного управления актуального перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- количество консультаций, оказанных подконтрольным субъектам по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах (единиц);
- количество обобщений практики осуществления регионального государственного контроля, размещенных на официальном сайте Главного управления;
- своевременное размещение и наличие на официальном сайте Главного управления плана проведения плановых проверок контролируемых лиц;
- контроль за устранением выявленных нарушений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Результаты оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий отражаются в докладе об итогах профилактической работы, проведенной Главным управлением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 15 декабря 2021 г. N 216 "Об утверждении Программы профилактических мероприятий, обязательных требований на 2022 год"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области http://www.szn.gov74.ru