Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 305-ЭС21-24081 по делу N А40-151326/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 по делу N А40-151326/2020 Арбитражного суда города Москвы по заявлению публичного акционерного общества "Россети Волга" (далее - ПАО "Россети Волга", сетевая компания) к ФАС России о признании недействительными решения и предписания от 14.08.2020 по делу N 21/01/10-9/2020,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Химпром" (далее - ПАО "Химпром", общество), Прокуратуры Москвы,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021, решение суда отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФАС России просит судебные акты апелляционной и кассационной инстанций отменить, считая их вынесенными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, решением ФАС России от 14.08.2020 ПАО "Россети Волга" признано нарушившим часть 1 статьи 10 и пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с отказом от заключения дополнительного соглашения об исключении точек поставки по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии от 12.05.2009 N МР6/122-21-04/426, заключенному с ПАО "Химпром", переоформления документов о технологическом присоединении завода ПАО "Химпром", переоформления схемы внешнего электроснабжения завода.
Выданным антимонопольным органом предписанием от 14.08.2020 по делу N 21/01/10-9/2020 ПАО "Россети Волга" обязано направить в адрес ПАО "Химпром" документы о технологическом присоединении, предусматривающие исключение точек присоединения во внутреннем контуре объектов ПАО "Химпром" между Новочебоксарской ТЭЦ-3 и заводом ПАО "Химпром", в течение пятнадцати дней с момента получения предписания, а также направить в адрес ПАО "Химпром" дополнительное соглашение, предусматривающее исключение с 01.02.2018 из договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 12.05.2009 N МР6/122-21-04/426 указанных в предписании точек поставки, в течение тридцати дней с момента получения предписания.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая оспариваемые акты недействительными, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 69, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", принял во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делам NN А79-4712/2018, А40-317064/2019, и при этом исходил из того, что энергопринимающие устройства ПАО "Химпром" с февраля 2018 г., несмотря на заключение договора аренды, по-прежнему технологически присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Волга" через энергетические установки Новочебоксарской ТЭЦ-3, то есть через электроустановки производителя электроэнергии; факт владения ПАО "Химпром" как энергопроизводящим оборудованием Новочебоксарской ТЭЦ-3, так и энергопринимающим устройством - предприятием ПАО "Химпром", не означает, что совпадают сами объекты электроэнергетики: электростанция и энергопринимающее устройство потребителя, поскольку Новочебоксарская ТЭЦ-3 и предприятие ПАО "Химпром" - это два разных обособленных производственных комплекса с различным техническим назначением; ПАО "Химпром" как владелец Новочебоксарской ТЭЦ-3 осуществляет продажу на оптовом рынке электрической энергии всего объема произведенной электроэнергии в группах точек поставки Новочебоксарской ТЭЦ-3 и приобретает в этих же группах точек поставки электроэнергию на собственные нужды Новочебоксарской ТЭЦ-3, но как владелец химического производства приобретает на оптовом рынке электрической энергии весь необходимый объем электроэнергии для нужд собственного производства в иных группах точек поставки, которые технологически присоединены к электрическим сетям ПАО "Россети Волга" через энергетические установки Новочебоксарской ТЭЦ-3, то есть через электроустановки производителя электроэнергии.
В своих выводах о том, что действия ПАО "Россети Волга", которые выразились в отказе от подписания дополнительного соглашения к договору, отказе в переоформлении документов о технологическом присоединении завода ПАО "Химпром", отказе в переоформлении схемы внешнего электроснабжения завода ПАО "Химпром", не являются нарушением части 1 статьи 10 и пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суд апелляционной инстанции также учел, что действующим законодательством установлен различный порядок определения стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении производителя электроэнергии и в отношении потребителя электроэнергии; границы балансовой принадлежности ПАО "Россети Волга" с ПАО "Химпром" как потребителем и как производителем электроэнергии в данном случае не совпадают; заключение ПАО "Химпром" договора аренды Новочебоксарской ТЭЦ-3 не повлекло изменений границ балансовой принадлежности ПАО "Химпром" как потребителя электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А40-317064/2019 признано недействительным предупреждение ФАС России от 21.08.2019 N ИА /73139/19, вынесенное в отношении общества по признакам рассматриваемого нарушения.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, согласился с изложенными в нем выводами. К установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам дела нормы материального и процессуального права в обжалуемых судебных актах применены правильно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы относительно границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, используемых ПАО "Химпром" точек поставки, обстоятельств, установленных в решениях судов по другим делам, позиций иных лиц, которые были предметом изучения судебных инстанций, сводятся, по существу, к необходимости переоценки доказательств и установлению обстоятельств, которые не были установлены либо отклонены, что не входит в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.
Иные доводы жалобы также не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 305-ЭС21-24081 по делу N А40-151326/2020
Текст определения опубликован не был