• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-19056/21 по делу N А40-151326/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Не соглашаясь с указанием судом первой инстанции в обоснование вывода о законности оспариваемых актов службы судебных актов по делу N А40-41769/2019, апелляционный суд учел, что рассмотрение судами вопроса спорных точек по делу N А40-41769/2019 производилось по отношению к ПАО "Химпром" как производителю, продающему электроэнергию на оптовый рынок, и выводы судов о том, что спорные точки поставки не должны отражаться на однолинейной схеме для регистрации на оптовом рынке в качестве производителя электроэнергии, не имеют отношения к рассматриваемым взаимоотношениям общества с ПАО "Химпром" как с потребителем электроэнергии. В судебных актах судебных актов по делу N А40-41769/2019 не устанавливаются отсутствие спорных точек поставки и необходимость их исключения из договора между ПАО "Химпром" и общества, а также из документов о технологическом присоединении. Неотносимость обстоятельств, установленных судом по делу N А40-41769/2019, к спору между обществом и ПАО "Химпром" относительно исключения из договора оказания услуг по передаче электрической энергии точек опосредованного присоединения, ранее также уже была установлена решением арбитражного суда по делу N А79-4712/2018, в котором указано, что ссылка ПАО "Химпром" на однолинейную схему присоединения к внешней электрической сети и протокол заседания Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете Ассоциации "НП Совет рынка" от 17.07.2018, не принимаются как не относящиеся к правоотношениям ПАО "Химпром" как потребителя электрической энергии, с обществом, имеющую значение для деятельности ПАО "Химпром" на оптовом рынке как производителя электрической энергии (мощности).

Суд апелляционной инстанции также отметил, что указание службы части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении действий общества, выразившихся, по мнению службы, в незаконном отказе от согласования однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети, основано на неправильной квалификации, поскольку служба квалифицировала данные действия как повлекшие препятствование доступа ПАО "Химпром" на рынок оптовой электрической энергии и мощности, тогда как состав антимонопольного правонарушения "создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам" прямо предусмотрен пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, как указал апелляционный суд, ни судом первой инстанции, ни службой не была принята во внимание позиция Минэнерго России, как уполномоченного органа исполнительной власти в сфере энергетики, изложенная в письме от 22.01.2020 N 09-112, которая совпадает с позицией общества об отсутствии оснований для исключения спорных точек поставки из договора при наличии фактических услуг по передаче электроэнергии, оказываемых ПАО "Химпром" по спорным точкам поставки после принятия в аренду Новочебоксарской ТЭЦ-3, и обязанности ПАО "Химпром" по их оплате, а также позиция Ассоциации "НП Совет рынка", изложенная в пояснениях от 18.06.2020 N СР-02/20-2445 о том, что изменений вида производственной деятельности и схемы внешнего электроснабжения завода ПАО "Химпром" не произошло, состав точек поставки на оптовом рынке в смежном для завода и электростанции сечении PCHUVEN 5-PHIMPROM не изменился, а ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов завода сохранены. Правовые основания для их изменения отсутствуют; опосредованное присоединение электроэнергетического оборудования предприятия (химического завода) ПАО "Химпром" через электрические сети Новочебоксарской ТЭЦ-3 к сетевым объектам общества сохранено и после 01.02.2018 (то есть после аренды Новочебоксарской ТЭЦ-3); заключение договора аренды не повлекло за собой прекращение опосредованного присоединения объектов ПАО "Химпром", а значит у общества не возникла обязанность по подписанию с ПАО "Химпром" актов о технологическом присоединении без спорных точек поставки; смена законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики при условии сохранения прежнего вида производственной деятельности и схемы внешнего электроснабжения не влечет изменения ранее определенных границ балансовой принадлежности устройств или объектов.

Суд апелляционной инстанции также отметил, что в рассматриваемом случае спор между обществом и ПАО "Химпром" возник не об установлении новых обязательств и заключении нового договора, а о внесении изменений в действующий договор в части исключения определенных точек поставки потребителя. При этом общество в отсутствие каких-либо ограничений в отношении потребителя продолжает оказывать услуги по передаче электроэнергии по спорным точкам поставки.

При этом, отклоняя довод ПАО "Химпром" о том, что нарушение нормы пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в данном случае выразилось в незаконном воспрепятствовании со стороны обществом реализации права ПАО "Химпром" как заказчика на односторонний отказ от договора оказания услуг, предусмотренный статьей 782 ГК РФ, суд апелляционной инстанции также указал, что вступившим в законную силу судебным актом по делу N А79-4712/2018 было установлено, что, несмотря на принятие ПАО "Химпром" в аренду Новочебоксарской ТЭЦ-3, опосредованное технологическое присоединение спорных точек поставки сохранилось и общество продолжает оказывать по ним услуги по передаче электроэнергии, а ПАО "Химпром" - принимать их. Судебными актами установлен факт оказания услуг в период с февраля 2018 года по декабрь 2019 года."