Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 307-ЭС21-24605 по делу N А05-2654/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2021 по делу N А05-2654/2020
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство) о взыскании 230 955 539 рублей убытков, возникших за период с 01.09.2017 по 31.12.2019 в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
установил:
решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы, учреждению переданы функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01.04.2017.
Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.07.2017 N 1822дсп "О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" в оперативное управление учреждению переданы объекты ВКХ и ТХ (котельные).
Постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 N 38-т/10, от 24.08.2017 N 38-т/11, от 24.08.2017 N 38-в/1, от 24.08.2017 N 38-в/2, от 24.08.2017 N 38-в/4, от 24.08.2017 N 38-в/5, от 24.08.2017 N 38-в/6, от 24.08.2017 N 38-в/7, от 24.08.2017 N 38-в/8, от 24.08.2017 N 38-в/9, от 24.08.2017 N 40-в/2 установлены тарифы для населения Архангельской области на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение для потребителей учреждения.
Согласно перечисленным постановлениям тарифы для населения и потребителей, приравненных к населению, установлены на уровне ниже, чем тарифы для прочих потребителей.
Во исполнение целей, установленных уставом и пунктом 3 приказа от 02.03.2017 N 155, учреждение в период с 01.09.2017 по 31.12.2019 осуществило поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также оказание услуг водоотведения потребителям Министерства обороны на территории Архангельской области, в том числе с применением тарифов ниже экономически обоснованных.
Поскольку в период с 01.09.2017 по 31.12.2019 у учреждения возник недополученный доход за поставленные ресурсы (потери, вызванные разницей между начислениями населению и потребителям, приравненным к населению, к оплате за услуги отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения и фактически произведенными затратами учреждения на оказание услуг), который министерство возмещать путем предоставления субсидий отказалось, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковое заявление, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности учреждением факта несения убытков при осуществлении регулируемой деятельности и наличии у министерства обязанности компенсировать недополученные доходы учреждения.
Судебные инстанции указали, что ответчиком не представлено доказательств выделения в 2017 году денежных средств для компенсации выпадающих доходов в результате осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг населению на территории Архангельской области, равно как доказательств компенсации образовавшейся разницы за счет иных источников.
Суд округа поддержал выводы судебных инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что не может служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 307-ЭС21-24605 по делу N А05-2654/2020
Текст определения опубликован не был