В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 г. N 378 "О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики и рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Республики Марий Эл (далее - программа профилактики).
2. Отделу по организации социального обслуживания (Мустафина Н.А.), отделу по защите прав материнства и детства (Ярцева Г.М.), отделу функционирования деятельности подведомственных учреждений (Косолапов А.Н.) в рамках компетенции по направлениям деятельности:
- обеспечить информирование негосударственных поставщиков социальных услуг, включенных в установленном порядке в Реестр поставщиков социальных услуг Республики Марий Эл, о реализации программы профилактики;
- организовать работу по выполнению мероприятий программы профилактики в 2022 году;
- в срок до 20 ноября 2022 г. подготовить предварительный отчет об исполнении мероприятий программы профилактики за 2022 год и предложения о реализации мероприятий программы профилактики на 2023 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социального развития РМЭ Д.А. Солдатова.
Министр |
М.А. Островская |
Утвержден
приказом Министерства
социального развития
Республики Марий Эл
от 16 декабря 2021 г. N 505
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Республики Марий Эл
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики и рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Республики Марий Эл (далее - программа профилактики) |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г, N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольным (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" |
Разработчик программы |
Министерство социального развития Республики Марий Эл |
Цели программы профилактики |
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Республики Марий Эл, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Республики Марий Эл (далее - контролируемое лицо); - предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений; - повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами |
Задачи подпрограммы |
- обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Министерства; - выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере социального обслуживания, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требований и необходимых мерах по их исполнению; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - повышение квалификации должностных лиц контрольно-надзорного органа; - создание системы консультирования подконтрольных контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации: 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. Первый этап: краткосрочный период с 1 января 2022 г, по 31 декабря 2022 г.; Второй этап: плановый период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г |
Источники финансирования |
В рамках текущего финансирования деятельности Министерства социального развития Республики Марий Эл |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счет снижения административного давления; - снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания; - разработка и внедрение технологий профилактической работы Министерством социального развития Республики Марий Эл; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами |
Министерство социального развития Республики Марий Эл (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим полномочия в сфере социального обслуживания.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл должностными лицами Министерства в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в пределах своей компетенции осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых социальных услуг.
Основным федеральным законом, регулирующим социальное обслуживание в Российской Федерации, является Федеральный закон N 442-ФЗ, который устанавливает основные принципы социального обслуживания, уточняет основные понятия сферы социального обслуживания, определяет формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, определяет перечень полномочий федеральных органов государственной власти, перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данный закон является основополагающим при определении обязательных требований к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл.
Кроме вышеуказанного закона при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл должностные лица Министерства руководствуются также следующими нормативными правовыми актами федерального уровня:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления)";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
В соответствии с компетенцией, установленной статьей 8 Федерального закона N 442-ФЗ, Правительством Республики Марий Эл принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность поставщиков социальных услуг в части определения порядка и стандарта оказания социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому, порядка оказания срочных социальных услуг, нормативов штатной численности, норм питания, обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг, зачисления получателей социальных услуг в организации социального обслуживания и т.д.
В целях актуализации содержания во все нормативные правовые акты регионального уровня своевременно вносятся изменения и дополнения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Наличие вышеуказанных нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление возложенных Российской Федерацией в сфере социального обслуживания полномочий, позволяет Министерству в полном объеме осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл.
Вышеперечисленные правовые акты внесены в Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл, размещены на официальном сайте Министерства, а также в информационной правовой системе "Консультант Плюс" и являются доступными для поставщиков (независимо от организационно-правовой формы) и получателей социальных услуг.
Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, прошли экспертизу на предмет коррупционной составляющей в соответствии с действующим законодательством.
Перечень нормативных правовых актов является полным, исчерпывающим, регулирующим различные аспекты деятельности организаций социального обслуживания, не содержит противоречий и возможен для исполнения подконтрольными субъектами.
В 1 полугодии 2021 года региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл осуществлялся в отношении юридических лиц (государственных учреждений), являющихся поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Республики Марий Эл.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл являлось соблюдение при осуществлении деятельности поставщиками социальных услуг обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл в сфере социального обслуживания.
Целью регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл являлось предупреждение нарушений поставщиками социальных услуг обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл в сфере социального обслуживания, путем выявления, устранения и пресечения данных нарушений.
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории республики Марий Эл, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в 1 полугодии 2021 года применялись положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл осуществлялся в виде плановых проверок (далее - проверки).
Проведение регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл в отношении поставщиков социальных услуг включало в себя следующие административные действия:
1) организация проверки:
2) проведение проверки;
оформление результатов проверки, составление акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом представителя (представителей) поставщиков социальных услуг, присутствовавших при проведении проверки;
принятие по результатам проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе выдача предписаний об устранении выявленных нарушений и составление протоколов об административном правонарушении.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории республики Марий Эл в 1 полугодии 2021 года проведено 2 плановых контрольных надзорных мероприятия:
государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Йошкар-олинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Кокшайский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
В связи с реорганизацией государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Марковский специальный дом для одиноких престарелых" в форме присоединения к ГБУ РМЭ "Комплексный центр социального обслуживания населения в Оршанском районе" в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год внесены изменения в части исключения его из годового плана проверок.
Предметом плановых проверок являлось соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований к:
- организации деятельности по социальному обслуживанию в стационарной и полустационарной форме по оказанию социальных услуг;
- организации доступной среды для получателей социальных услуг.
Внеплановые проверки в 2021 году не проводились.
В целом контрольные надзорные мероприятия проведены Министерством с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Действия должностных лиц Министерства при проведении проверок не обжаловались.
По результатам проверок должностными лицами Министерства, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручался руководителю поставщика социальных услуг.
Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства в связи с их действиями не применялись.
Случаев невозможности проведения плановых проверок в 1 полугодии 2021 года, а также воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению проверок или уклонение от проверок со стороны проверяемых организаций не было.
Проверки, результаты которых были отменены в связи с наличием грубых нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отчетном периоде отсутствовали.
Факты оспаривания в суде организациями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю отсутствовали.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, в отчетном периоде отсутствовали.
Также в ходе проведения проверок в деятельности поставщиков социальных услуг нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, не выявлено.
При осуществлении государственного регионального контроля (надзора) административные штрафы не налагались.
Материалы о выявленных нарушениях в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел не передавались.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью по предоставлению социальных услуг на территории Республики Марий Эл риск-ориентированный подход не применяется.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений поставщиками социальных услуг, их руководителями и иными должностными лицами, их уполномоченными представителями обязательных требований в области социального обслуживания Министерством проводилась работа по реализации мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на 2019 - 2021 годы, в том числе с использованием дистанционных способов взаимодействия.
В марте 2021 года проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по итогам работы Министерства социального развития Республики Марий Эл.
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на 2019 - 2021 годы была разработана с целью организации проведения профилактики нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл в сфере социального обслуживания граждан и утверждена приказом от 21 октября 2019 г. N 444 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на 2019 - 2021 годы".
На постоянной основе проводится мониторинг перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл, в том числе на наличие нормативных правовых актов, требующих исключения по причине утраты их актуальности, содержащих дублирующие и избыточные обязательные требования.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством:
- размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл в отношении поставщиков социальных услуг;
б) разъяснений о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты по мере их вступления в силу;
в) обобщенных правоприменительных практик при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Марий Эл в отношении поставщиков социальных услуг;
- проведения индивидуальных консультаций с поставщиками социальных услуг.
В связи с внесением изменений в статью 33 Федерального закона N 442-ФЗ сменился вид и предмет регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Согласно вышеуказанным изменениям с 1 июля 2021 г. предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона N 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
Министерством в рамках осуществления государственного контроля ведется учет организаций социального обслуживания путем ведения перечня объектов контроля.
Перечень объектов контроля с учетом введённого риск-ориентированного подхода размещен на сайте Министерства http://mari-el.gov.ru/minsoc/Pages/risk_category.aspx.
Основные проблемы, на решение которых будет направлена программа профилактики в 2022 году: формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц и единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной надзорной деятельности посредством проведения информирования, консультирования, публичных обсуждений, выдачи предостережений и обязательных профилактических визитов.
Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактической работы являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Республики Марий Эл, включенными в реестр поставщиков социальных услуг Республики Марий Эл;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений;
- повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг контролируемыми лицами.
Задачами программы профилактики являются:
- обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Министерства;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере социального обслуживания, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации должностных лиц контрольно-надзорного органа;
- создание системы консультирования подконтрольных контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
В рамках профилактической работы проводится инвентаризация подконтрольных субъектов (объектов), присвоение им уровня риска, оценка состояния подконтрольной среды, устанавливаются виды, формы и интенсивность профилактических мероприятий с учетом специфики деятельности подконтрольных субъектов, допущенных ими ранее нарушений обязательных требований.
При планировании и осуществлении профилактических мероприятий обеспечивается соблюдение следующих принципов:
- принцип понятности - предоставление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, примеры, указания (в том числе находящиеся в нормативных правовых актах);
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов и общественности сведений об осуществлении профилактических мероприятий;
- принцип вовлеченности - включение подконтрольных субъектов и общественности в процессе взаимодействия относительно предмета профилактических мероприятий, их результативности через каналы и инструменты обратной связи;
- принцип максимально полного охвата профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов;
- принцип актуальности - регулярная ревизия и обновление программы профилактических мероприятий;
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
Основные этапы реализации программы профилактики:
1. Первый этап (краткосрочный период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г.):
1) развитие каналов "обратной связи" с контролируемыми лицами и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи (электронные формы "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
2) совершенствование кадрового и технического обеспечения проведения аналитической работы по мониторингу и определению состояния контролируемых лиц, выявлению текущих и потенциальных факторов риска угрозы причинения, либо причинения ущерба качеству жизни, здоровью граждан, по оценке вклада профилактической деятельности в повышение качества предоставляемых гражданам социальных услуг, определению направлений совершенствования применяемого профилактического инструментария или внедрению нового;
3) применение риск-ориентированного подхода при планировании мероприятий по контролю (надзору);
4) принятие организационно-правовых мер по обеспечению единства правоприменительной практики, в том числе по:
- формированию и ведению Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- использованию проверочных листов (списков контрольных вопросов), в том числе для целей самопроверки контролируемых лиц;
- информированию контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований;
- проведению обязательных профилактических визитов;
- размещению информации по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- реализации порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования;
5) проведение на постоянной основе с контролируемыми лицами общего и индивидуального консультирования относительно процедур контроля (надзора), соблюдения обязательных требований;
6) внедрение информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики.
2. Второй этап (плановый период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г.):
1) совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
2) организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
3) периодический анализ зарубежного опыта и опыта субъектов Российской Федерации в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Информирование организаций социального обслуживания по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики Министерство подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - доклад о правоприменительной практике).
При наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Консультирование организаций социального обслуживания осуществляется Министерством в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ и с пунктами 31 - 37 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 сентября 2021 г. N 378, в письменной форме при письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в устной форме в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица Министерства предоставляют консультирование по следующим вопросам:
- профилактика рисков нарушения обязательных требований;
- соблюдение обязательных требований;
- порядок осуществления государственного контроля;
- порядок обжалования решений Министерства;
- иные вопросы, касающиеся осуществления государственного контроля.
Обязательные профилактические визиты проводятся Министерством в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ в отношении:
1) организаций социального обслуживания, отнесенных к категории высокого риска;
2) организаций социального обслуживания, отнесенных к категории среднего и низкого риска, в случае их обращения в Министерство.
Реализация программы профилактики осуществляется путем исполнения профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком проведения профилактических мероприятий (приложение 1).
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами опроса.
Ключевыми направлениями опроса являются:
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и т.д.;
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и специалистами управления;
- вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с управлением.
Также критерием эффективности и результативности профилактических мероприятий является сокращение количества нарушений у одного субъекта подконтрольной деятельности.
Оценка эффективности реализации Программы профилактики осуществляется путем сопоставления общего количества запланированных мероприятий и числа реализованных мероприятий в текущем году. Оценка эффективности проводится руководителем Программы профилактики.
Критерием оценки эффективности реализации Программы является уровень эффективности реализации Программы профилактики.
Оценка эффективности реализации Программы профилактики определяется по формуле:
, где
- эффективность реализации Программы профилактики, %;
- количество проведенных мероприятий;
- количество запланированных мероприятий.
Определение уровня эффективности реализации Программы профилактики
Фактическое значение Р |
Уровень эффективности |
|
100% |
Высокая эффективность |
|
от 70% до 100% |
Средняя эффективность |
|
Меньше 70% |
Низкая эффективность |
Мероприятие Программы профилактики "выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (при наличии оснований)" не учитывается при подсчете оценки эффективности.
Индикативные показатели эффективности профилактических мероприятий:
N п/п |
Наименование показателя |
Базовый показатель (2021 год) |
2022 год |
2023 год |
1 |
Доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, % |
100 |
100 |
100 |
2 |
Количество поставщиков социальных услуг, у которых выявлены нарушения обязательных требований, % от общего числа проверок |
100 |
80 |
70 |
Приложение N 1
к Программе профилактики
рисков причинения вреда
охраняемым законом ценностям
на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
План-график
профилактических мероприятий на 2022 г. (с перечнем мероприятий)
N |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Периодичность проведения |
Исполнители мероприятия |
1. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
1.1. Размещение соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания в течение 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
1.2. Оказание информационной поддержки контролируемым лицам посредством электронной почты |
В течение 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
Ежегодно, декабрь 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
2.2. Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
В течение 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.3. Подготовка ежегодного доклада об итогах реализации программы профилактики, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований в 2021 году |
В соответствии с установленным сроком |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.4. Подготовка ежегодного доклада о правоприменительной практике |
Не позднее 15 марта 2022 г. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.5. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований |
По итогам полугодий 2022 г. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.6. Общая оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий по итогам 2021 года |
Не позднее 1 марта 2022 г. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, |
||
3. |
Объявление предостережения |
3.1. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами при проведении профилактических мероприятий |
В течение 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, |
4. |
Консультирование |
4.1. Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
По мере поступления обращений контролируемых лиц |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
5. |
Профилактический визит |
5.1. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении: организаций социального обслуживания, отнесенных к категории высокого риска; организаций социального обслуживания, отнесенных к категории среднего и низкого риска, в случае их обращения в Министерство |
В соответствии с ежеквартальными планами проведения профилактических визитов в течение 2022 года |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
Приложение N 2
к Программе профилактики
рисков причинения вреда
охраняемым законом ценностям
на 2022 год и на плановый
период 2023 и 2024 годов
Предварительный план-график
профилактических мероприятий на 2023 - 2024 годы (с перечнем мероприятий)
п/п |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
1. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований |
1.1. Размещение соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания в течение 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
1.2. Оказание информационной поддержки контролируемым лицам посредством электронной почты |
В течение 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
Ежегодно, декабрь 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
2.2. Подготовка руководств по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и их размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Ежеквартально, в течение 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.3. Подготовка ежегодного доклада об итогах реализации программы профилактики, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований |
В соответствии с установленным сроком |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.4. Подготовка ежегодного доклада о правоприменительной практике |
Ежегодно, не позднее 15 марта |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.5. Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований |
По итогам полугодий 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
2.6. Общая оценка эффективности и результативности профилактических мероприятий по итогам 2022, 2023 года |
Ежегодно, не позднее 1 марта |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
||
3. |
Объявление предостережения |
3.1. Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами при проведении профилактических мероприятий |
В течение 2023 и 2024 гг. |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
4. |
Консультирование |
4.1. Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
По мере поступления обращений контролируемых лиц |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
5. |
Профилактический визит |
5.1. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении: 1) организаций социального обслуживания, отнесенных к категории высокого риска; 2) организаций социального обслуживания, отнесенных к категории среднего и низкого риска, в случае их обращения в Министерство |
В течение 2023 и 2024 гг. в соответствии с ежеквартальными планами проведения профилактических визитов |
Отдел по организации социального обслуживания, отдел по защите прав материнства и детства, отдел функционирования деятельности подведомственных учреждений, контролируемые лица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Республики Марий Эл от 16 декабря 2021 г. N 505 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 16 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 17 декабря 2021 г.