Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Альтернативы и сценарии стратегического развития
2.1. Миссия Шуйского муниципального района
На основе проведённого анализа социально-экономического развития Шуйского муниципального района можно сформулировать миссию района.
"Шуйский район - территория с благоприятной средой проживания, способствующий максимальному развитию человеческого потенциала на базе развитой промышленности, сельского хозяйства, транспортных коридоров".
Определение миссии района послужило основой для формирования главных стратегических целей:
- создание условий для повышения качества жизни населения, улучшение демографической ситуации;
- развитие агропромышленного комплекса;
- создание конкурентоспособных предприятий малого и среднего бизнеса.
Миссия будет выполняться за счет использования имеющихся ресурсов, создания и развития "точек роста", разработки и реализации более эффективных муниципальных программ.
Девиз стратегического развития Шуйского муниципального района: "Наша сила - в наших людях!".
2.2. Варианты сценариев развития Шуйского муниципального района
Долгосрочные перспективы развития экономики Шуйского муниципального района определяются с одной стороны, его современным социально-экономическим положением, а с другой стороны, вероятными сценарными условиями, обусловливающими различные возможности модернизации экономики, исходя из требований рынков с учетом реализации целей устойчивого развития и повышения благосостояния населения.
В связи с этим могут быть выделены два основных варианта (сценария) социально-экономического развития Шуйского муниципального района, инерционный и интенсивный (инновационный) сценарии и определяемые комплексом условий и предпосылок развития, формирующихся на региональном уровне.
Инерционный сценарий.
Инерционный сценарий опирается на предположении о сохранении сложившейся модели развития района. При реализации данного сценария социально-экономическое развитие Шуйского муниципального района будет основываться на сохранении текущих показателей развития, существующих условий и особенностей районной инфраструктуры и системы управления. В рамках данного сценария не предусмотрено масштабное развитие и внедрение инновационных механизмов.
Сценарий инерционного развития подразумевает использование уже имеющего базового состояния муниципальной экономики. При реализации данного сценария участники реализации Стратегии не формируют долгосрочные цели и ориентиры своего развития, а функционируют на основе сложившейся текущей ситуации. В связи с этим социально-экономическое развитие Шуйского муниципального района будет определяться в основном следующими факторами:
- временными локальными достижениями при реализации краткосрочных целей;
- обеспечением базовой социальной стабильности;
- стагнацией и снижением экономического развития;
- ростом социальной напряженности.
В районе сохранится высокая степень изношенности основных элементов инфраструктуры. Данные ограничения снизят возможности комфортной жизни жителей, качественного обеспечения основных социальных гарантий.
Главным итогом инерционного развития станет сохранение относительно-стабильного социально-экономического положения и упущение имеющихся возможностей развития.
Интенсивный сценарий.
Интенсивный сценарий развития Шуйского муниципального района предусматривает существенные и качественные изменения по основным направлениям социально-экономического развития района. Реализация Интенсивного сценария развития Шуйского муниципального района опирается на существующий природно-ресурсный, трудовой, производственный и рекреационный потенциал района. Интенсивный сценарий предполагает, что район в максимальной степени реализует рыночные возможности и потенциал для развития экономики и социальной среды, оперативно и адекватно реагируя на проявления внешних факторов. Этот сценарий предусматривает реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих в комплексе высокий коммерческий и социально значимый успех. Развитие малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики, в т.ч. в производственной сфере, значительно увеличит финансово-экономический потенциал района.
Интенсивный сценарий включает следующие направления:
- реализацию крупных и средних инвестиционных проектов - строительство кондитерской фабрики, создание развитого агропромышленного комплекса, реконструкции ферм, строительство зерносушил;
- ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства, активное развитие государственно-частного партнерства;
- качественное развитие социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищную сферу, культуру и спорт, обеспечивающих значительное повышение стандартов жизни населения и соответственно качества человеческого капитала;
- активная демографическая и миграционная политика, снижение нагрузки незанятого населения на одно рабочее место.
В итоге интенсивный сценарий развития предусматривает рост благосостояния населения за счет увеличения темпов роста заработной платы. Предполагается, что уровень бедности населения сократится, снизится безработица за счет создания новых рабочих мест, увеличения занятости в первую очередь на предприятиях среднего и малого бизнеса. Рост уровня жизни населения будет сопровождаться ростом привлекательности жизни и работы в районе. Район станет инвестиционно - привлекательным.
2.3. Стратегические цели и приоритетные направления развития Шуйского муниципального района
2.3.1. Первое приоритетное направление - "Создание условий для развития человеческого потенциала путем повышения качества жизни населения"
Стратегические цели и задачи
Главной стратегической целью развития Шуйского муниципального района является достижение качества жизни населения, соответствующего общероссийскому (среднероссийскому) уровню. Достижение этой цели предполагает решение комплекса стратегических задач:
- снижение уровня смертности от предотвратимых причин, а также за счет профилактики и выявления на ранних стадиях заболеваний;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни за счет развития системы здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни, а также создания условий для занятия физкультурой и спортом;
- повышение рождаемости за счет укрепления института семьи, поддержки молодых, многодетных и приемных семей, оказания помощи женщинам в период беременности, создания условий для трудоустройства женщин в период ухода за ребенком, в том числе на неполный рабочий день;
- управление миграционными процессами за счет создания условий, снижающих маятниковую миграцию, создания стимулов для закрепления молодежи на основе развития системы профессионального образования в районе и стимулирования трудоустройства молодых специалистов на предприятиях района после окончания вузов и профессиональных училищ.
- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
- создание больших возможностей в сфере культуры;
- повышение уровня жизни за счет роста доходов всех слоев населения, снижения дифференциации населения по доходам и сокращения уровня бедности;
- улучшение жилищных условий, а также повышение качества услуг ЖКХ и снижение доли расходов на услуги ЖКХ в структуре расходов населения.
Основные направления повышения уровня и качества жизни населения Шуйского муниципального района:
Образование
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, материального положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
- развитие технической основы и информационного обеспечения современных образовательных технологий.
2. Формирование механизмов оценки качества востребованности образовательных услуг с участием потребителей, включая:
- создание прозрачной открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования;
- разработка и внедрение порядка аттестации работников системы образования на основе качества предоставляемых образовательных услуг с участием потребителей;
- внедрение системы сертификации менеджеров образования, обеспечивающей соответствие их квалификации современным требованиям;
- методическое сопровождение органов самоуправления образовательных учреждений, реализующих государственно-общественный характер управления;
- внедрение механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в систему оплаты труда работников образовательного учреждения.
3. Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:
- обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода.
- создание на уровне общего образования условий для реализации индивидуальных образовательных программ.
Здравоохранение
В сфере стратегического развития здравоохранения Шуйский муниципальный район основывается на Государственной программе "Развитие здравоохранения Ивановской области 2014 - 2024 годы", главными задачами которой являются:
1. Рост эффективности функционирования районной системы здравоохранения за счет повышения качества медицинских услуг.
2. Формирование оптимальной инфраструктуры оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению направлено на приведение в соответствие с потребностями населения количества фельдшерско-акушерских пунктов, развитие врачебных амбулаторий и отделений общей врачебной практики, расширение выездной работы врачебных бригад, в том числе для проведения профилактической работы.
3. Улучшение состояния здоровья населения:
- снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, в первую очередь от предотвратимых причин (сердечно-сосудистых заболеваний, медицинских последствий ДТП и др.);
- увеличение средней продолжительности жизни.
4. Предупреждение болезней на основе усиления первичной и вторичной профилактики заболеваемости:
- пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое и нравственное воспитание молодежи во взаимодействии с заинтересованными организациями.
5. Совершенствование кадровой политики в здравоохранении района:
- полное укомплектование ФАПов медицинскими работниками;
- увеличение количества медицинских работников, имеющих квалификационные категории;
- прогнозирование потребности подготовки специалистов с учетом имеющейся обеспеченности ЛПУ квалифицированными кадрами;
- проведение целевой подготовки медицинских работников для района (в первую очередь для сельских поселений) на основе договоров с медицинскими профессиональными учебными заведениями;
- создание условий для закрепления молодых специалистов путем заключения ученических договоров с оплатой обучения за счет муниципалитета, обеспечения медицинских работников благоустроенным жильем;
Культура, спорт, молодежная политика
В стратегическом развитии сферы культуры района главной целью является сохранение и укрепление культурных и исторических традиций, определяющих его самобытность, а также создание больших возможностей для развития новых или недостаточно развитых областей культуры в районе.
Достижение этой цели предполагает реализацию следующих стратегических направлений развития культуры в Шуйском муниципальном районе.
1. Поддержка и развитие клубных учреждений района и народного творчества:
- развитие всех жанров народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
- создание системы обеспечения преемственности историко-культурных традиций, внедрение традиционных форм народной культуры в сфере образования, воспитания и культурно-досуговой деятельности;
- создание центров, мастерских традиционной народной культуры, ведение кружков народного творчества;
- проведение творческих конкурсов, выставок, праздников, фестивалей по популяризации традиционной народной культуры.
- стимулирование различных форм и методов самодеятельного художественного творчества, адресная поддержка развития и творческой деятельности самодеятельных художественных коллективов и их руководителей.
2. Поддержка и развитие библиотечных учреждений:
- повышение профессионального уровня работников библиотек путем их обучения в высших и средних специальных заведениях, участия в районных, областных, региональных семинарах, конференциях, круглых столах;
- компьютеризации библиотек МО, создание единой информационной системы и подключение её к сети Интернет.
- сохранение и расширение книжных фондов библиотек района;
- обеспечение библиотек необходимым оборудованием;
- участие в проведении и организация конкурсов, фестивалей, разработка проектов.
3. Поддержка и развитие музейного дела:
- историко-краеведческая и поисковая работа по материалам истории родного края.
- поддержка и развитие музейной деятельности, создание районного музея.
- проведение и участие в конкурсах, проектах по музейной деятельности.
- мотивация и помощь в работе руководителям музеев, краеведам, поисковикам.
Главной целью в стратегическом развитии физической культуры и спорта в районе является укрепление здоровья населения и активного образа жизни на основе создания возможностей доступа всех слоев населения к регулярным занятиям массовым спортом.
Достижение этой цели предполагает реализацию следующих стратегических направлений.
1. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства:
- реализация программы "Выходи во двор - поиграем!" на основе строительства многофункциональных спортивных площадок по месту жительства:
- строительство, реконструкция, ремонт плоскостных спортивных сооружений в учреждениях образования и по месту жительства.
2. Укрепление и эффективное использование материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом:
- обеспечение учреждений дошкольного образования спортивным инвентарем и оборудованием;
- обеспечение спортивным инвентарем, оборудованием, спортивной формой учреждений образования для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, внеклассных форм физкультурных занятий, ведения спортивных секций;
- обеспечение спортивных площадок по месту жительства спортивным инвентарем и оборудованием;
- привлечение молодежи к добровольческому труду по поддержанию спортивных сооружений.
3. Кадровое обеспечение развития физической культуры и спорта:
- повышение профессионального уровня работников, занятых в сфере физической культуры и спорта;
- мотивация и вовлечение тренерского состава, заинтересованных лиц к работе с населением по физической культуре и спорту (проведение конкурсов на лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы по месту жительства и среди учреждений образования, учреждение наград, премий и иных форм поощрения в сфере физической культуры и спорта)
4. Популяризация массового спорта и пропаганда здорового образа жизни среди населения:
- сохранение и развитие сети спортивных секций;
- формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий для различных слоев населения;
- проведение конкурсов "Лучшие спортсмены района", "Лучшая команда года"; грантовая поддержка любительских команд, самодеятельных физических движений, спортивных объединений; участие в зональных и областных спортивных соревнованиях.
Главной стратегической целью реализации молодежной политики в районе является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах общества, создание благоприятных условий для включения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития муниципального образования.
Достижение этой цели предполагает реализацию следующих стратегических направлений молодежной политики в Шуйском муниципальном районе:
1. В области социально-экономического развития молодежи:
- содействие трудоустройству молодежи;
- содействие молодежному предпринимательству;
- развитие системы профориентации;
- подготовка и переподготовка квалифицированных молодежных кадров в соответствии с потребностями экономики района.
2. В области общественно-политического развития молодежи:
- развитие политической грамотности и повышение активности и гражданской ответственности молодежи;
- повышение правовой культуры;
- развитие молодежного самоуправления;
- содействие духовно-нравственному, экологическому, гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Труд и занятость
Стратегической целью в области занятости на период реализации Стратегии является повышение эффективности занятости населения Шуйского муниципального района: обеспечение экономики района необходимыми кадрами, а его жителей - подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы.
Для достижения поставленной цели предусматривается выполнение комплекса стратегических задач, среди которых наиболее важными являются:
- расширение спектра, увеличение масштабов и повышение качества предоставляемых услуг в области содействия занятости;
- повышение эффективности реализуемых мер активной политики содействия занятости населения;
- снижение дефицита кадров в экономике на основе эффективного взаимодействия с работодателями;
- сближение в профессионально - квалификационном разрезе спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Эффективное решение этих задач предполагает реализацию следующих мероприятий.
1. Развитие и укрепление контактов службы занятости с работодателями путем улучшения качества предоставляемых услуг по подбору персонала по их заявкам, за счет расширения сбора сведений о вакантных рабочих местах.
2. Организация ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, как общего характера, так и мини-ярмарок, в соответствии с интересами одной организации или работников конкретной профессии, конкретного работодателя, заявившего о наличии свободных рабочих мест, а также специализированных ярмарок - для конкретных групп населения (молодежь, женщины, инвалиды и др.).
3. Усиление и расширение профессиональной ориентации населения: молодежи, учащихся, выпускников общеобразовательных школ, безработных граждан.
4. Обеспечение сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг, за счет:
- ознакомления "поставщиков" образовательных услуг с результатами
прогнозирования рынка труда и своевременный мониторинг рынка образовательных услуг, что позволит образовательным учреждениям работать на "опережение";
- создания единой (городской и районной) программы "Развитие системы профессионального образования";
- согласования параметров приема в учреждения профессионального образования со службой занятости;
- систематического проведения мониторинга трудоустройства выпускников профессиональных училищ для корректировки реализуемого перечня востребованных на рынке труда профессий;
- согласования направлений и объемов подготовки кадров между работодателями, исполнительной властью и органами управления профессионального образования;
- подготовки информационной базы органами управления профобразования с указанием перечня предоставляемых ими услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов;
- создания центра управления качеством профобразования для оценки уровня подготовки кадров и их востребованности.
5. Реализация специальных программ по оказанию помощи в трудоустройстве и сокращению сроков безработицы среди женщин, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, лиц, освободившихся из мест заключения.
6. Содействие самозанятости населения путем предоставления безработным гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных и финансовых услуг по организации предпринимательской деятельности.
7. Повышение качества предоставляемых службой занятости государственных услуг на основе внедрения административных регламентов.
2.3.2. Второе приоритетное направление - "Развитие агропромышленного комплекса"
Стратегические цели и задачи
Стратегическая цель - развитие эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции направленное на обеспечение динамичного социального развития сельских территорий.
Основные задачи:
1. формирование эффективного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего удовлетворение внутренних потребностей как района, так и области в производимой продукции и вывоз продукции в другие регионы страны;
2. создание современной индустриальной базы агропромышленного производства;
3. совершенствование вертикально-горизонтальной производственной кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе (АПК) района и области;
4. повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса района;
5. совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
6. развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса района;
7. развитие социальной сферы села, активизация жилищного строительства и повышение уровня благоустроенности жилья.
Решение поставленных задач предполагает выделение и реализацию основных направлений развития АПК района на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
1. Поэтапное увеличение размера и совершенствование структуры посевных площадей за счет:
- вовлечения в активный хозяйственный оборот неиспользуемых (2995 Га) и занятых многолетними травами (2728 Га) земель;
- увеличения площадей, занятых под выращивание овощей в открытом грунте и зерновых культур, включая рожь и фуражную пшеницу;
- увеличения производства картофеля в хозяйствах.
2. Формирование механизмов поэтапного привлечения инвестиций в сельскохозяйственный комплекс района с целью обеспечения:
- на первом этапе реализации стратегии среднеотраслевого уровня фондовооруженности и обеспеченности основными средствами хозяйств, вовлекающих новые земли в хозяйственный оборот;
- на втором этапе реализации стратегии модернизации парка сельскохозяйственной техники и финансирования мероприятий по повышению плодородия земель и применения передовых агротехнологий.
3. Создание в животноводстве предприятий промышленного типа, а на их базе вертикально интегрированных производственных цепочек "растениеводство" - "животноводство" - "переработка и сбыт".
4. Создание инновационного сектора в АПК района на базе 1-2 предприятий-новаторов, обеспечивающих адаптацию передовых агротехнологий к особенностям и условиям района, обучение кадров и сопровождение процесса внедрения новых технологий в хозяйствах района.
Моделирование развития
При обосновании сценария развития АПК следует учитывать, что в районе существует огромный потенциал для количественного роста и качественного развития сельскохозяйственного производства. Прогноз сельскохозяйственного производства на период до 2025 г. основан на целевых индикаторах, вытекающих из соглашения между районом и Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области в рамках региональной программы развития сельского хозяйства.
Инерционный сценарий развития на период 2021 - 2025 гг. учитывает неблагоприятные периоды для развития сельского хозяйства района.
Второй сценарий - интенсивный - подразумевает более стабильное развитие в 2021 - 2025 гг. (при успешной реализации мероприятий настоящей Стратегии, существующих и проектируемых целевых программ и национальных проектов в сфере сельского хозяйства). Сценарий позитивного развития сельскохозяйственного развития Шуйского района совпадает с потенциальным рангом района, который ему отводится в долгосрочных областных программах и стратегиях, но в ряде отдельных случаев можно говорить о неиспользованном потенциале внутренних ресурсов и экономико-географического положения.
Для развития АПК Шуйского района актуален лозунг: не догонять вперед ушедших, а идти в обгон в плане развития приоритетных отраслей.
Ориентиром развития АПК района может служить аграрный сектор Владимирской области. Этот регион схож по природно-климатическим условиям и демонстрирует относительно высокие показатели в развитии сельского хозяйства. На сегодняшний день существует лаг по основным сопоставимым показателям развития аграрного сектора Владимирской области и Шуйского района. Задача состоит в том, чтобы существующий разрыв в развитии молочного производства, производства кормовых культур сокращать, а в сфере производства мяса свинины и зерновых - по интенсивным показателям, добиться опережения.
В рамках Соглашения Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области и Администрацией Шуйского муниципального района разработаны прогнозные показатели развития сельского хозяйства в Шуйском муниципальном районе.
Целевые показатели развития АПК Шуйского района
N |
Показатели (индикаторы) |
Единицы измерения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
1. "Развитие подотрасли растениеводства" | ||||||||
1.1 |
Посевная площадь: |
|
|
|
|
|
|
|
1.1.1 |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего |
га |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
га |
6868 |
8079 |
8079 |
8160 |
8241 |
8324 |
|
хозяйства населения |
га |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
1.1.2 |
Картофель - всего |
га |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
га |
26 |
21 |
23 |
25 |
28 |
28 |
|
хозяйства населения |
га |
433 |
468 |
470 |
474 |
478 |
478 |
1.1.3 |
Овощи - всего |
га |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
га |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
хозяйства населения |
га |
2439 |
2536 |
2660 |
2846 |
2988 |
2988 |
1.1.4 |
Лен-долгунец - всего |
га |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Производство основных видов продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий: |
|
|
|
|
|
|
|
1.2.1 |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
тонн |
18054,7 |
16476,0 |
18841,0 |
20501,0 |
23196,0 |
23200,0 |
|
хозяйства населения |
тонн |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
9,4 |
1.2.2 |
Картофель - всего |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
тонн |
688,9 |
683,0 |
805,0 |
935,0 |
1073,0 |
1075,0 |
|
хозяйства населения |
тонн |
5888,8 |
6410,0 |
6464,0 |
6520,0 |
6574,0 |
6575,0 |
1.2.3 |
Овощи - всего |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
тонн |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
хозяйства населения |
тонн |
2157,6 |
3021,0 |
3178,0 |
3406,0 |
3635,0 |
3635,0 |
1.2.4 |
Лен-долгунец - всего |
тонн |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Реализация зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки в хозяйствах всех категорий |
тонн |
612,4 |
557,3 |
635,3 |
686,1 |
775,3 |
776,0 |
1.4 |
Посевная площадь, засеваемая элитными семенами |
га |
2704 |
1895 |
1265 |
1265 |
1265 |
1265 |
2. "Развитие подотрасли животноводства" | ||||||||
2.1 |
Производство молока во всех категориях хозяйств |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
тонн |
20570,1 |
24005,0 |
24605,0 |
25385,0 |
25985,0 |
26245,0 |
|
хозяйства населения |
тонн |
2178,0 |
2195,0 |
2203,0 |
2215,0 |
2223,0 |
2245,0 |
2.2 |
Производство (реализация) скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
сельхозорганизации и КФХ |
тонн |
1076,3 |
1006,0 |
1040,0 |
1063,0 |
1078,0 |
1089,0 |
|
хозяйства населения |
тонн |
574,3 |
504,0 |
480,0 |
472,0 |
472,0 |
472,0 |
3. "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" | ||||||||
3.1 |
Количество приобретаемой новой техники сельскохозяйственными товаропроизводителями: |
|
|
|
|
|
|
|
3.1.1 |
Тракторы |
шт. |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3.1.2 |
Зерноуборочные комбайны |
шт. |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.1.3 |
Кормоуборочные комбайны |
шт. |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3.2 |
Развитие инновационной деятельности в агропромышленном комплексе: |
|
|
|
|
|
|
|
3.2.1 |
Количество муниципальных органов управления АПК, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.2.2 |
Площадь зерновых культур, обработанных биологическими средствами защиты растений и микробиологическими удобрениями |
ед. |
6308 |
6371 |
7008 |
7709 |
8480 |
8490 |
В соответствии с данным сценарием ожидаемый рост добавленной стоимости составит (в ценах 2025 г.) 1985,8 млн. руб., в том числе:
- увеличение производства мяса - 213,2 млн. руб.;
- увеличение производства молока - 1019,2 млн. руб.;
- увеличение производства продукции растениеводства - 753,4 млн. руб.
Требуемый уровень развития. Сценарий позитивного развития сельскохозяйственного развития Шуйского района совпадает с потенциальным рангом района, который ему отводится в государственных программах Ивановской области и стратегиях, но в ряде отдельных случаев можно говорить о неиспользованном потенциале внутренних ресурсов и экономико-географического положения.
По уровню перспективности развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях Шуйский район можно отнести к высокоперспективным, а по развитию социальной сферы к среднеперспективным. При определении перспективности того или иного района учитывается удаленность районов от регионального центра, крупных городов как основных объектов сбыта/переработки/потребления продукции, общая численность городского населения в районе, наличие транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитываются природные условия.
Для Шуйского района в среднесрочной перспективе (к 2025 году) основной задачей должно быть стремление к достижению уровня развития сельскохозяйственного производства 1990 г., вовлечению в посевные площади большей части имеющейся пашни. В дальнейшем необходимо повысить обеспеченность населения социальной инфраструктурой, которая должна быть сравнима с обеспеченностью городских жителей в целях повышения привлекательности мигрантов (в первую очередь услугами профессионального образования). Численность сельского населения будет сокращаться, но более медленными темпами, чем в последние годы. Развитие и поддержку должны получить ЛПХ и КФХ, предприятия малого и среднего несельскохозяйственного бизнеса. Следует разрабатывать иные альтернативные виды занятости в целях обеспечения комфортного проживания не занятого сельскохозяйственным трудом населения. Следует стимулировать переезд трудоспособного населения из малонаселённых пунктов в населенные пункты района, относящиеся к высокоперспективным или в более крупные.
Сельскохозяйственное производство Шуйского района должно развиваться как многоотраслевое с требуемым развитием производства в сельхозорганизациях, в том числе зернового хозяйства, картофелеводства и овощеводства, свиноводства и животноводства молочного направления.
Сельскохозяйственное производство Шуйского района имеет высокий потенциал развития. Перспективные направления сельскохозяйственного производства означают, в первую очередь, значительное расширение посевных площадей тех или иных сельскохозяйственных культур за счет вовлечения неиспользуемой пашни и рост поголовья скота по видам, интенсификацию производства.
Для повышения привлекательности сельской местности как места проживания следует постепенно повышать уровень развития ее социальной сферы до уровня малых городов (например, обеспеченность населения местами в ДОУ и ОУ должна быть на уровне городской местности, временная доступность объектов быта, торговли, физкультурной и развлекательной инфраструктуры должна быть минимальной).
Развитие сельскохозяйственного производства в районе возможно при решении следующих задач:
- увеличение посевных площадей, в том числе по отдельным сельскохозяйственным культурам;
- приобретение энергосберегающей современной сельскохозяйственной техники;
- внедрение новых ресурсосберегающих технологий в растениеводство;
- повышение плодородия почв;
- строительство новых и реконструкция имеющихся животноводческих ферм;
- наращивание поголовья высокопродуктивного скота;
- рост доходности сельскохозяйственного производства;
- изменение территориальной организации предприятий пищевой промышленности;
- развитие потребительских кооперативов;
- развитие системы страхования посевов сельскохозяйственных культур и животных;
- развитие социальной сферы, в том числе активизация жилищного строительства;
- повышение уровня жизни сельского населения.
Развитие животноводства
Инерционный сценарий. В период 2021 - 2025 гг. рост объемов производства продукции животноводства останется на уровне 2020 г.
Интенсивный сценарий. Основан на особенностях формирования потребительского рынка, увеличении спроса на продукцию экологически чистого производства, освоении в районе производства мяса с высокими потребительскими свойствами, приобретении за рубежом высокопродуктивного скота, конституция которого на 15-20% превышает традиционную.
Объем производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий, руб.
|
2015 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
Среднегодовой за период 2021-2025 |
инерционный |
687,9 |
953,1 |
921,0 |
925,6 |
920,6 |
910,6 |
900,6 |
890,0 |
909,5 |
интенсивный |
687,9 |
953,1 |
921,0 |
925,6 |
998,5 |
1080,8 |
1161,0 |
1232,4 |
1079,7 |
Развитие животноводства предполагает:
- модернизацию животноводческих ферм;
- совершенствование племенных и продуктивных качеств животных, сокращение падежа скота;
- обеспечение откормочным молодняком КФХ и ЛПХ;
- повышение инвестиционной привлекательности свиноводческой отрасли для крупного, среднего и малого бизнеса;
- модернизацию действующих и создание новых предприятий по производству сбалансированных по питательным веществам комбикормов в объемах, требуемых для развития животноводства;
- увеличение объемов государственной поддержки в части субсидирования из бюджетов затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение энергоресурсов, сельскохозяйственной техники и оборудования, на развитие племенного животноводства, а также на выравнивание цен на произведенную и реализованную продукцию животноводства.
Совершенствование переработки и сбыта продукции животноводства должно развиваться по следующим направлениям:
- совершенствование взаимосвязей между производством продукции животноводства, ее переработкой и продажей;
- увеличение доли собственной продукции животноводства на рынке продовольствия района;
- сглаживание сезонных колебаний в поставках отдельных видов животноводческой продукции;
- создание рынков сельскохозяйственной продукции с полным инфраструктурным обеспечением;
- увеличение объема выпуска пищевых продуктов:
- увеличение ассортимента и улучшение качества продукции, выход на межрайонный и межрегиональный уровень;
- развитие сферы торговли.
Развитие растениеводства
Кормовые культуры. Заложенное в Стратегии развития МО увеличение производства мяса и молока потребует одновременно и обеспечения животноводческой отрасли кормами. В период до 2025 г. должно быть обеспечено ежегодное увеличение посевных площадей под кормовыми культурами и зерновыми культурами, предназначенными на корм животным.
К 2025 г. кормовыми культурами, в т.ч. зерновыми на корм, должно быть засеяно 14,3 тыс. га, при этом часть кормов необходимо будет завозить ввиду нехватки посевных площадей.
Зерновые культуры. Посевная площадь под товарное зерно возрастет до 8,3 тыс. га, также будет увеличиваться производство фуражного зерна на протяжении всего периода действия Стратегии. И основным фактором, влияющим на положительную динамику производства зерна, будет рост урожайности. Поэтому ежегодный валовой сбор в целом вырастет (при этом велика вероятность неурожайных лет).
Картофель. Валовой сбор картофеля должен вырасти за счет роста урожайности. В дальнейшем, до 2025 г. можно прогнозировать увеличение валового сбора картофеля, возделывающегося главным образом в личных подсобных хозяйствах населения. Также в дальнейшем - в 2022 - 2025 гг. - рост доходов населения приведет к отказу части жителей (особенного среди городского населения) от ведения сельскохозяйственного производства, в частности, картофелеводства, на приусадебном участке. Поэтому вместе со стабилизацией урожайности на высоком уровне начнется сокращение посевных площадей картофеля, что приведет к некоторому снижению валового сбора.
Овощи. Валовой сбор овощей, наоборот, возрастет, что будет обусловлено как ростом доходов населения и, как следствие, увеличением потребления овощей, так и наличием большого рынка сбыта (Москва и Московская область), значительную долю которого занимают в настоящее время иностранные производители.
В долгосрочной перспективе значительно возрастет доля сельхозорганизаций и КФХ в общем объеме производства овощей. Производство овощей в хозяйствах населения стабилизируется. Значительное увеличение валового сбора овощей будет обеспеченно постоянно возрастающей урожайностью при постепенном увеличении посевных площадей.
Многолетние насаждения. Задача в выращивании плодово-ягодных культур заключается в рациональном использовании земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов с целью получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью. На перспективу к 2025 валовой сбор ягод (малина, смородина, садовая клубника, жимолость) возрастет, за счет увеличения посевных площадей и урожайности.
Направления развития:
- вовлечение в оборот неиспользуемой пашни и развитие растениеводства:
- значительное увеличение посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами, стабилизация посевной площади под картофелем и овощами;
- развитие кормовой базы сельхозпредприятий на основе выращивания культур, обеспечивающих животноводство белком, что позволит существенно увеличить производство продукции животноводства и свиноводства, совершенствование структуры посевных площадей кормовых культур, создание улучшенных сенокосов;
- повышение качества заготовки и хранения грубых и сочных кормов, строительство новых объектов для их хранения - зерносушильный комплекс;
- обновление парка сельскохозяйственных машин через замену морально и физически устаревшей техники на новую ресурсосберегающую технику отечественного и иностранного производства;
- реконструкция и строительство зернохранилищ, овощехранилищ, сенохранилищ, силосно-сенажных сооружений;
- применение агротехнических и биологических приемов сохранения и повышения плодородия почв;
- повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
- поддержание необходимых сортовых ресурсов растений, постоянное селекционно-семеноводческое совершенствование сортов и семян;
- внедрение новых технологий возделывания сельскохозяйственных растений (ресурсосберегающих технологий, сокращен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.