Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1059864-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части признания безработными самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемных работников, граждан, не обеспеченных работой по установленной трудовым договором функции со стороны работодателя, в условиях особых правовых режимов, и выплаты им пособия по безработице в определенном размере) (внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Арефьевым, В.И. Кашиным, Н.В. Коломейцевым, а также В.С. Шурчановым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 1059864-7 (далее - законопроект) подготовлен в целях "сохранения организаций, попавших в сложную финансовую ситуацию в связи с принятыми мерами, направленными на борьбу с коронавирусом".
С этой целью законопроектом предлагается признавать безработными самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемных работников, прекративших осуществление предпринимательской деятельности, а также граждан, не обеспеченных работой по установленной трудовым договором функции со стороны работодателя, в случае принятия уполномоченным на то органом государственной власти нормативного правового акта, временно запрещающего деятельность самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, работодателей в условиях особых правовых режимов. Таким лицам предлагается выплачивать пособие по безработице в определенном размере.
Положение законопроекта о признании гражданина безработным без учета его желания не согласуется с нормами Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с которыми нуждающиеся в трудоустройстве граждане в заявительном порядке имеют право обратиться в органы службы занятости.
При этом следует отметить, что действующее трудовое законодательство не позволяет расторгнуть трудовой договор с гражданином в случае приостановления деятельности организации, по которому работодатель обязан соблюдать заключенные условия. Порядок признания гражданина безработным установлен законодательством о занятости населения в Российской Федерации.
Граждане, не обеспеченные работодателем работой по установленной трудовым договором трудовой функцией в соответствии со статьей 2 Закона о занятости считаются занятыми и, как следствие, не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.
Законопроектом также предлагается ввести новую категорию граждан "вынужденный безработный", однако статус таких лиц законопроектом не определен.
Законом о занятости установлено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации, тогда как законопроектом предусматривается выплачивать пособие в размере, "не менее минимального размера оплаты труда". Это противоречит статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Предлагаемое законопроектом применение минимального размера оплаты труда для определения величины пособия безработным не соответствует правовой природе минимального размера оплаты труда.
В нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 10 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что проект федерального закона не учитывает положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, своего мнения по законопроекту не представила.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддержала.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1059864-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.