Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Введение
Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7,3*(1) миллиарда тонн (среднегодовое значение за период 2018 - 2020 гг.) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров*(2).
В настоящее время на федеральном и региональных уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие НПА, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами: отсутствие отлаженной системы учета предприятиями и контролирующих органами образования и размещения отходов; несовершенство системы сбора и удаления ТКО; отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению и переработке и утилизации; значительная захламленность бытовым и производственным мусором, территорий населенных пунктов, лесных массивов, поймы рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора; недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Коми должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату услуг.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий потребует значительных инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией развития основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов.
Территориальная схема обращения с отходами Республики Коми (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Республики Коми в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов";
- Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
- поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации"; от 10.04.2012 N Пр-2138 "О разработке комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами, предусматривающей, в том числе, создание эффективной системы управления в этой области"; от 15.11.2017 N Пр-2319 "Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами";
- государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (с последующими изменениями и дополнениями);
- Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов";
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";
- приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду";
- законом Республики Коми от 01.03.2016 N 10-РЗ "О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми (с последующими изменениями и дополнениями);
- постановлением Правительства Республики Коми от 11.04.2019 N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года";
- постановлением Правительства Республики Коми от 29.10.2019 N 506 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды";
- постановлением Правительства Республики Коми от 16.02.2018 N 95 "О региональной программе Республики Коми в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на 2018 - 2028 годы";
- распоряжением Правительства Республики Коми от 29.05.2019 N 184-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Коми от 13.10.2015 N 388-р и прогнозе социально-экономического развития Республики Коми на период до 2036 года";
- распоряжением Правительства Республики Коми от 19.08.2021 N 400-р "О прогнозе социально-экономического развития Республики Коми на 2022 год и на период до 2024 года";
- приказом Министерства строительства, тарифов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 N 20/24-т "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми" (с последующими изменениями и дополнениями);
- документами территориального планирования Республики Коми.
Территориальная схема разработана на срок до 2031 года и обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработку, утилизацию и обезвреживание отходов;
- безопасное захоронение отходов.
Территориальная схема предусматривает комплексную обработку отходов, обеспечивающую минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- сформирована экономическая модель, обеспечивающая расчет ценовых (тарифных) последствий реализации территориальной схемы на каждый год ее действия с учетом динамики отходообразования;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с ТКО, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.