Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
10.1. Предложения по основным мероприятиям, направленным на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами, в том числе ТКО
Разработка территориальной схемы в части объектов обращения с отходами строится на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как: наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрация объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с Рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394.
Количество модернизируемых и перспективных объектов размещения и обработки и их основные технологические параметры определены на основании:
- выявленных территориальных пустот, формирующихся на протяжении срока действия территориальной схемы, в отношении объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов.
- логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения ТКО и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью.
- оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора;
- реализуемых проектов строительства объектов обращения с ТКО, предусмотренных, в том числе, ГП РК "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды".
В результате анализа потребности в необходимых мощностях объектов инфраструктуры в сфере обращения с ТКО сформирован оптимальный сценарий развития системы по обращению с отходами Республики Коми.
Территориальной схемой в отношении объектов размещения ТКО предусмотрено:
- увеличение мощностей (модернизация) действующих объектов размещения ТКО - строительство новых карт полигонов ТКО в г. Вуктыле, в районе г. Ухты, Усть-Вымском районе, в районе г. Сыктывкара и г. Воркуте Республики Коми;
- ввод в эксплуатацию межпоселенческого полигона ТКО в с. Ижма Ижемского района в рамках реализации проекта "Строительство межпоселенческого полигона в с. Ижма и объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в с. Сизябск Ижемского района Республики Коми" (далее - проект строительства объектов обращения с ТКО Ижемского района).
Предлагаемые мероприятия позволят восполнить дефицит производственных мощностей объектов размещения ТКО на протяжении всего периода действия территориальной схемы и оптимизировать расходы на транспортирование ТКО.
Потоки ТКО, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку. В ходе предложений территориальной схемы к 2031 году планируется поэтапный ввод в эксплуатацию объектов обработки, позволяющих осуществлять сортировку большего количества ТКО, образующихся на территории Республики Коми.
Территориальной схемой строительство необходимых мощностей для обработки ТКО предусмотрено во исполнение распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", для достижения целевых показателей по обработке, утилизации и размещению отходов, установленных подпрограммой 2 "Охрана окружающей среды" ГП РК "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды", а также с учетом реализуемых проектов строительства объектов обработки ТКО на территории Республики Коми в составе следующих мероприятий:
1) ввод в эксплуатацию мусоросортировочной линии при полигоне ТКО в с. Ижма Ижемского района в рамках реализации проекта строительства объектов обращения с ТКО Ижемского района;
2) ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса в г. Микунь Усть-Вымского района в рамках проекта строительства объекта обработки отходов ООО "Сортех";
3) ввод в эксплуатацию восьми мусоросортировочных комплексов в МО ГО "Сыктывкар", МО ГО "Ухта", МО ГО "Воркута", МО ГО "Усинск", МО ГО "Инта", МО ГО "Вуктыл", МО МР "Печора" и МО МР "Удорский".
Перспективные объекты обработки ТКО предполагается размещать, преимущественно, при действующих объектах размещения неутилизируемых фракций ТКО.
Доля отбора вторичных материальных ресурсов от общей массы, поступающих ТКО на объекты обработки, предусмотрена в объеме от 7% до 20% с возможностью увеличения соответствующего показателя с учетом развития технологий.
На территории Республики Коми к 2029 году планируется реализация пилотного проекта по оптимизации системы обращения с ТКО в населенных пунктах с нерегулярной транспортной доступностью и малой численностью населения, предусматривающего строительство пяти комплексов по обезвреживанию ТКО с применением технологического решения - термическая деструкция ТКО. Проектом предполагается обезвреживание ТКО, образующихся в следующих населенных пунктах:
- п. Сивомаскинском и п. Елецком г. Воркуты;
- с. Мутный Материк г. Усинска;
- п. Новый Бор, д. Медвежка, д. Леждуг, д. Харъяга, д. Ермица Усть-Цилемского района;
- с. Важгорт, с. Кривое, д. Большая Пучкома, д. Малая Пучкома, д. Выльгорта, д. Большое Острово, д. Муфтюга, с. Чупрово и д. Коптюга Удорского района.
В целях оптимизации логистики транспортных потоков территориальной схемой предлагается строительство трех площадок временного накопления и перегрузки в Ижемском, Троицко-Печорском и Усть-Вымском районах, в том числе в рамках реализации проекта строительства объектов обращения с ТКО Ижемского района.
Завершение формирования инфраструктуры обращения с ТКО планируется к 2031 году.
Перечень мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного обращения с отходами Республики Коми, представлен в таблице 10.1.
Таблица 10.1. Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой
Год ввода/вывода/модернизации |
Наименование объекта |
Географические координаты WGS84*(13) |
Мероприятие |
Прочая информация |
2022 (1 квартал) |
мусоросортировочный комплекс в г. Микунь Усть-Вымского района |
62.36492, 50.10281 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 30 тыс. т/год, доля отбора ВМР 7% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2023 |
межпоселенческий полигон ТКО в с. Ижма Ижемского района |
64.918099, 54.085941 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 6,62 тыс. т/год, вместимость 132,40 тыс. тонн (производственные мощности учтены, исходя из объема 10,1895 тыс. куб. м в год, планируемого срока эксплуатации объекта 20 лет и плотности отходов 0,650 тонн/куб. м) |
2023 |
мусоросортировочная линия при полигоне ТКО в с. Ижма Ижемского района |
64.918099, 54.085941 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 5 тыс. т/год, доля отбора ВМР 10% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2023 |
мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
61.831058, 50.685452 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 115 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2023 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО г. Воркуты |
67.465316, 63.970297 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 40 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2023 |
ПВН и перегрузки вблизи п. Мадмас Усть-Вымского района |
62.022611, 49.310055 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 2 тыс. т/год |
2023 |
МПС вблизи п. Троицко-Печорска Троицко-Печерского района |
62.766397, 56.159161 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 5 тыс. т/год |
2023 |
ПВН вблизи п. Щельяюр Ижемского района |
65.325869, 53.417914 |
завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
под ПВН используется территория свалки, выводится из схемы потоков ТКО в связи с вводом в эксплуатацию с 2023 года межпоселенческого полигона ТКО в с. Ижма Ижемского района |
2023 |
ПВН вблизи пгт. Троицко-Печорска Троицко-Печерского района |
62.712213, 56.198586 |
завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
под ПВН используется территория свалки, выводится из схемы потоков ТКО в связи с вводом в эксплуатацию МПС вблизи п. Троицко-Печорска Троицко-Печерского района |
2023 |
ПВН вблизи с. Ижма Ижемского района |
65.009599, 53.90879 |
завершение эксплуатации, подготовка к рекультивации |
под ПВН используется территория свалки, выводится из схемы потоков ТКО в связи с вводом в эксплуатацию с 2023 года межпоселенческого полигона ТКО в с. Ижма Ижемского района |
2023 |
ПВН вблизи с. Сизябск Ижемского района |
65.068719, 53.835647 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 1 тыс. т/год |
2024 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО в районе г. Ухты |
63.638165, 53.756905 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 60 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2024 |
полигон твердых бытовых и промышленных отходов КС-3 в г. Вуктыле (ООО "Вуктылстройсервис") |
63.761148, 57.188665 |
увеличение вместимости, строительство новой карты |
увеличение мощности до 4,08 тыс. т/год, увеличение вместимости до 41,49 тыс. тонн |
2025 |
городской полигон твердых бытовых отходов г. Воркуты (МУП "Полигон") |
67.465316, 63.970297 |
увеличение вместимости, строительство новой карты |
увеличение вместимости до 171,79 тыс. тонн |
2025 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО г. Усинска |
65.977346, 57.46157 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 25,34 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2025 |
полигон твердых бытовых отходов в районе с. Айкино (ООО "ЦЭП") |
62.265774, 49.961698 |
увеличение вместимости, строительство новой карты |
увеличение вместимости до 82,02 тыс. тонн |
2026 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО г. Печоры |
65.162638, 57.417804 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 23,04 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2026 |
полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "Эко-Сфера") |
61.687493, 50.720069 |
увеличение вместимости, строительство новой карты |
увеличение вместимости до 562,61 тыс. тонн |
2026 |
Ухтинский городской полигон ТБО (МКП "Ухтаспецавтодор") |
63.638165, 53.756905 |
увеличение вместимости, строительство новой карты |
увеличение мощности до 50,8 тыс. т/год, увеличение вместимости до 295,87 тыс. тонн |
2027 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО г. Инты |
66.017321, 60.12101 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 23,04 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2029 |
комплекс по обезвреживанию ТКО вблизи п. Елецкого г. Воркуты |
67.047452, 64.191195 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 0,44 тыс. т/год |
2029 |
комплекс по обезвреживанию ТКО вблизи п. Новый Бор Усть-Цилемского района |
66.707011, 52.298453 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 0,44 тыс. т/год |
2029 |
комплекс по обезвреживанию ТКО вблизи п. Сивомаскинского г. Воркуты |
66.667556, 62.554738 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 0,44 тыс. т/год |
2029 |
комплекс по обезвреживанию ТКО вблизи с. Важгорт Удорского района |
64.016455, 47.052174 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 0,44 тыс. т/год |
2029 |
комплекс по обезвреживанию ТКО вблизи с. Мутный Материк г. Усинска |
65.956329, 55.136508 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 0,44 тыс. т/год |
2030 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО г. Вуктыла |
63.761148, 57.188665 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 23,04 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
2031 |
мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО п. Усогорска Удорского района |
63.431134, 48.610154 |
ввод в эксплуатацию |
мощность 23,04 тыс. т/год, доля отбора ВМР 8% с увеличением до 20% в течение периода действия территориальной схемы |
При наличии разработанной проектно-сметной документации в территориальной схеме должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации/рекультивации нарушенных земель.
При проектировании, строительстве / реконструкции объектов обращения с отходами должны соблюдаться положения следующих документов:
- информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Размещение отходов производства и потребления" ИТС 17-2016;
- ГОСТ Р 56828.30-2017 "Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Методология обработки отходов в целях получения вторичных топливно-энергетических ресурсов";
- ГОСТ Р 56828.31-2017 "Наилучшие доступные технологии. Ресурсосбережение. Иерархический порядок обращения с отходами".
Конкретные технологические решения в части строительства/реконструкции объектов обращения с отходами будут предусмотрены на этапе подготовки и согласования проектно-технической документации при условии выполнения запланированных целевых показателей, установленных территориальной схемой, и соответствия наилучшим доступным технологиям.
10.2. Определение потребности в транспорте для 1-го и 2-го плеча с учетом прогнозных значений объемов образования ТКО
Справочно для территориальной схемы рассчитана потребность в транспорте 1-го и 2-го плеча с учетом прогнозных значений массы образования ТКО в двух срезах - потребность в 2021 году, а также потребность в 2024 году, когда будут введены в эксплуатацию производственные мощности перспективных объектов обработки ТКО, обеспечивающих сортировку более 50% образующихся на территории Республики Коми ТКО.
Расчет потребности в мусоровозном парке произведен оценочно, без учета имеющегося транспортного парка при следующих входных параметрах:
1) для 1-го плеча:
- плотность отходов в контейнере - 127,94 кг/куб. м;
- емкость контейнера - 1,1 куб. м;
- средняя заполняемость контейнера - 90%;
- время на погрузку одного контейнера - 1,5 мин.;
- емкость мусоровоза - 12 куб. м;
- коэффициент уплотнения для мусоровоза - 3;
- время разгрузки мусоровоза - 12 мин.;
- средняя скорость движения мусоровоза - 14 км/час;
- длительность рабочего дня - 8 ч;
2) для 2-го плеча:
- грузоподъемность мусоровоза - 15 тонн;
- средняя скорость движения мусоровоза - 40 км/час;
- время погрузки и выгрузки мусоровоза - 1 ч;
- длительность рабочего дня - 8 ч;
- пороговое значение для учета расстояния - 1 км.
Потребность в транспорте для 1-го плеча приведена в таблице 10.2, для 2-го плеча - в таблице 10.3.
Таблица 10.2. Потребность в транспорте для 1-го плеча
N |
Муниципальное образование Республики Коми |
Образуемая масса ТКО в 2021 г., тыс. тонн |
Необходимо мусоровозов в 2021 г., шт. |
Образуемая масса ТКО в 2024 г., тыс. тонн |
Необходимо мусоровозов в 2024 г., шт. |
1 |
МО ГО "Воркута" |
30 |
9 |
29 |
9 |
2 |
МО ГО "Вуктыл" |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
МО ГО "Инта" |
11 |
4 |
10 |
4 |
4 |
МО ГО "Сыктывкар" |
91 |
28 |
89 |
45 |
5 |
МО ГО "Усинск" |
19 |
6 |
19 |
6 |
6 |
МО ГО "Ухта" |
41 |
13 |
40 |
13 |
7 |
МО МР "Ижемский" |
3 |
10 |
3 |
10 |
8 |
МО МР "Княжпогостский" |
6 |
11 |
6 |
11 |
9 |
МО МР "Койгородский" |
2 |
8 |
2 |
8 |
10 |
МО МР "Корткеросский" |
4 |
18 |
4 |
18 |
11 |
МО МР "Печора" |
18 |
11 |
18 |
11 |
13 |
МО МР "Сосногорск" |
14 |
7 |
13 |
6 |
15 |
МО МР "Прилузский" |
4 |
13 |
4 |
13 |
16 |
МО МР "Сыктывдинский" |
8 |
15 |
8 |
15 |
17 |
МО МР "Сысольский" |
3 |
11 |
3 |
11 |
18 |
МО МР "Троицко-Печорский" |
3 |
11 |
3 |
12 |
19 |
МО МР "Удорский" |
5 |
14 |
5 |
14 |
20 |
МО МР "Усть-Вымский" |
7 |
13 |
7 |
13 |
21 |
МО МР "Усть-Куломский" |
5 |
18 |
5 |
18 |
22 |
МО МР "Усть-Цилемский" |
2 |
11 |
2 |
11 |
23 |
Итого |
280 |
233 |
273 |
250 |
Таблица 10.3. Дополнительная потребность в транспорте для 2-го плеча
N |
Наименование исходного объекта |
Наименование принимающего объекта |
Масса отходов, отправленных на принимающий объект в 2021 году, тыс. тонн |
Необходимо мусоровозов в 2021 г., шт. |
Масса отходов, отправленных на принимающий объект в 2024 году, тыс. тонн |
Необходимо мусоровозов в 2024 г., шт. |
1 |
ПВН вблизи пгт. Троицко-Печорска Троицко-Печерского района |
Ухтинский городской полигон ТБО (МКП "Ухтаспецавтодор") |
3,063 |
1 |
- |
- |
2 |
ПВН вблизи с. Койгородок Койгородского района |
Полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "ЭкоСфера") |
1,641 |
1 |
- |
- |
3 |
ПВН вблизи с. Усть-Цильма Усть-Цилемского района |
Ухтинский городской полигон ТБО (МКП "Ухтаспецавтодор") |
2,309 |
1 |
- |
- |
4 |
ПВН вблизи с. Объячево Прилузского района |
Полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "ЭкоСфера") |
4,129 |
1 |
- |
- |
5 |
ПВН вблизи с. Усть-Кулом Усть-Куломского района |
Полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "ЭкоСфера") |
4,639 |
1 |
- |
- |
6 |
ПВН вблизи с. Визинга Сысольского района |
Полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "ЭкоСфера") |
2,982 |
1 |
- |
- |
7 |
ПВН вблизи п. Щельяюр Ижемского района |
Ухтинский городской полигон ТБО (МКП "Ухтаспецавтодор") |
0,916 |
1 |
- |
- |
8 |
ПВН вблизи с. Ижма Ижемского района |
Ухтинский городской полигон ТБО (МКП "Ухтаспецавтодор") |
1,737 |
1 |
- |
- |
9 |
Мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
Полигон твердых бытовых отходов в м. Дырнос (ООО "ЭкоСфера") |
- |
- |
104,65 |
7 |
10 |
Мусоросортировочный комплекс в г. Микунь Усть-Вымского района |
Полигон твердых бытовых отходов в районе с. Айкино (ООО "ЦЭП") |
- |
- |
11,93 |
1 |
11 |
ПВН вблизи с. Койгородок Койгородского района |
Мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
- |
- |
1,60 |
1 |
12 |
ПВН вблизи с. Объячево Прилузского района |
Мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
- |
- |
4,03 |
1 |
13 |
ПВН вблизи с. Визинга Сысольского района |
Мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
- |
- |
2,91 |
1 |
14 |
ПВН вблизи с. Усть-Кулом Усть-Куломского района |
Мусоросортировочный комплекс г. Сыктывкара |
- |
- |
4,53 |
1 |
15 |
ПВН вблизи с. Усть-Цильма Усть-Цилемского района |
Мусоросортировочная линия при полигоне ТКО в с. Ижма Ижемского района |
- |
- |
2,25 |
1 |
16 |
ПВН вблизи с. Сизябск Ижемского района |
Мусоросортировочная линия при полигоне ТКО в с. Ижма Ижемского района |
- |
- |
0,49 |
1 |
17 |
ПВН вблизи п. Мадмас Усть-Вымского района |
Мусоросортировочный комплекс в г. Микунь Усть-Вымского района |
- |
- |
0,11 |
1 |
18 |
ПВН вблизи п. Троицко-Печорска Троицко-Печерского района |
Мусоросортировочный комплекс при полигоне ТКО в районе г. Ухты |
- |
- |
2,99 |
1 |
19 |
Итого |
- |
21,416 |
8 |
135,476 |
16 |
10.3. Направления развития системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
10.3.1. Критерии выбора перспективных технологий
Российское законодательство, в том числе природоохранное, в настоящее время гармонизируется в соответствии с концепцией устойчивого развития. Следовательно, система управления отходами также должна строиться на принципах устойчивого развития.
Однако реализация принципов, заложенных в европейскую концепцию управления отходами, лимитируется уровнем компетенции региональных властей. Так, если рассматривать иерархию управления отходами, то опции "предотвращение" и "снижение" количества образующихся отходов (из иерархии обращения с отходами), "ответственность производителя", "принцип предосторожности" требуют федерального регулирования. Другие опции и принципы имеют отражение в российском законодательстве, поэтому на региональном уровне ими следует руководствоваться при установлении целей управления отходами, принятии технических решений и разработке инструментов, стимулирующих эффективное обращение с отходами.
Таким образом, принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень компетенции региональной власти, можно заключить, что при разработке критериев выбора перспективных технологий по обращению с отходами необходимо основываться на следующих принципах:
- принцип "загрязнитель платит" (ст. 23 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления");
- принцип ответственности производителя (ст. 24.1, ст. 24.2, ст. 24.5 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления");
- принцип экологической безопасности;
- принцип близости (в Российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип "эколого-экономической эффективности").
- принцип приоритетности обращения с отходами в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" (рисунок 10.1).
Рисунок 10.1. Принцип приоритетности обращения с отходами
Данные принципы следует дополнить направлениями принципов в соответствии с требованиями законодательства:
- выбор технологий не должен противоречить принципам эколого-экономической эффективности (или принципам использования наилучших доступных технологий при обращении с отходами);
- технологии по обращению с отходами должны применяться комплексно (с учетом местных условий) для обеспечения максимального эколого-экономического эффекта;
- на всех этапах обращения с отходами должны соблюдаться требования действующего законодательства РФ;
- внедрение технологий обращения с отходами должно подкрепляться комплексом административных, экономических и экологических инструментов;
- максимальное вовлечение заинтересованных сторон в процесс принятия решений по управлению отходами;
- максимальное использование социальных инструментов для информирования и вовлечения населения и иных поставщиков отходов в деятельность по экологически безопасному обращению с отходами;
- построение прозрачной иерархической структуры управления системой санитарной очистки. Обеспечение эффективной координации усилий между участниками системы обращения с отходами с целью принятия грамотных управленческих решений;
- увеличение доли участия частного капитала в системе обращения с отходами;
- внедрение эффективной системы мониторинга и контроля за обращением с отходами;
- обновление и регулирование существующей системы нормативно-правовых актов, направленных на создание новых систем обращения с отходами и поддержки принципов платности любой деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды.
С учетом принятых концептуальных подходов построения системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Коми и принятой модели развития можно сформулировать основные принципы построения технологической схемы обращения с отходами:
1) максимальное использование ресурсного потенциала отходов, предполагающее построение системы обращения с отходами, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора (накопления), механобиологической и энергетической утилизации отходов перед окончательным захоронением.
2) минимизация количества отходов, направляемых на захоронение, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов может быть достигнута за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3) снижение токсичности отходов, направляемых на захоронение, за счет: извлечения токсичных отходов на стадии накопления и сбора. Основным требованием к захоронению отходов должен стать принцип исключения захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом.
4) укрупнение объектов утилизации отходов и уменьшение общего числа объектов с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на стадии утилизации отходов.
5) максимальное вовлечение частных инвесторов в развитие системы обращения с отходами с целью снижения нагрузки на бюджеты различных уровней.
При выборе технологических решений по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО на территории Республики Коми необходимо анализировать передовой опыт регионов России по выбору наилучших доступных технологий.
10.3.2. Технико-экономическая характеристика технологий и оборудования по обработке (сортировке), утилизации, обезвреживанию и размещению ТКО
10.3.2.1. Технико-экономические характеристики объектов мусоросортировки
Сортировка отходов позволяет выделить вторичные материальные ресурсы для переработки, сокращает затраты на вывоз отходов на место их захоронения, а также значительно продлевает срок эксплуатации полигона.
Состав типового мусоросортировочного комплекса:
- конвейер цепной подающий из приямка на платформу;
- конвейер ленточный сортировочный;
- конвейер цепной подающий отсортированные ТКО в пресс;
- конвейер ленточный для удаления "хвостов" реверсивный;
- сортировочная платформа;
- пресс для вторичного сырья;
- пресс для отходов;
- сепаратор магнитный;
- грохоты или вибрационные сепараторы;
- система АСУ со шкафами управления.
Состав оборудования и технологических процессов типового мусоросортировочного комплекса:
1.1. Подающий конвейер с приямком. Необходим для подачи ТКО на сортировочную линию. На промышленную бетонную площадку под навесом ТКО доставляются мусоровозами. Поступающие отходы разгружают на бетонные полы площадки приема мусора (ТКО). Крупногабаритные предметы выбираются из ТКО и перевозятся или переносятся на площадку работы с КГМ. Остальные ТКО экскаватором или погрузчиком сдвигаются в приямок подающего конвейера. Цепной подающий конвейер необходим для подъема отходов на сортировочную площадку.
1.2. Сортировочная платформа. Конструкционный элемент, необходимый для большей эффективности в плане количественного и качественного сбора полезных фракций из потока ТКО.
1.3. Сортировочный конвейер. Конвейер предназначен для работы операторов по сортировке ТКО. Оператор при выделении полезной фракции сбрасывает ее в бункер вниз. Вдоль сортировочного конвейера расположены посты (рабочие места) с люками. С каждой стороны конвейера располагается установленное количество постов. Количество человек, обслуживающих линию сортировки, также зависит от количества постов. Часть выделенных компонентов (макулатура, ПЭТФ, пластмасса высокого и низкого давления и т.д.) через люки поступает в накопительные отделения, и попадают в передвижные контейнеры или на бетонное основание. Мусоросортировочный комплекс может комплектоваться сортировочной кабиной для более комфортной работы персонала комплекса. Сортировочный ленточный конвейер установлен на платформе для сортировки и предназначен для транспортировки ТКО и для ручной разборки. В сортировочной кабине с двух сторон сортировочного ленточного конвейера организованы посты ручного отбора вторичного сырья. Из ТКО последовательно отбираются бумага, картон, текстиль, пленка, пластиковые бутылки, цветной металлолом, стекло и др. Стекло и цветной металлолом сбрасываются через люки в стоящие на полу контейнеры. Бумага, картон, текстиль, пленка и пластиковые бутылки сбрасываются через люки в бункеры или на бетонное основание и по мере наполнения перемещаются к цепному подающему в пресс конвейеру. Возможен вариант автоматизированной подачи полезной фракции.
1.4. Реверсивный ленточный конвейер. Оставшиеся после выбора ценных компонентов отходы (хвосты сортировки) способом перегрузки поступают на реверсивный конвейер, а затем в открытые контейнеры, либо в пресс компакторы, расположенные под конвейерной лентой с правой и с левой сторон конвейера, либо в специальный горизонтальный пресс. Использование горизонтальных прессов позволяет продлевать срок службы полигона. Подача материала производится в левую или в правую сторону, что обеспечивает безостановочную работу комплекса.
1.5. Конвейер для полезной фракции подающий в пресс. Отсортированные полезные фракции из-под сортировочной платформы при помощи ковшового трактора ссыпаются в приямок подающего конвейера. Последний, в свою очередь, осуществляет подачу материала в загрузочное окно пресса для прессования вторсырья.
1.6. Пресс для ТКО. Стационарные прессы предназначены для снижения объема вывозимых с сортировки "хвостов".
1.7. Пресс для вторичного сырья. Пресс для вторичного сырья позволяет делать брикеты весом до 1000 кг. Вторичное сырье: картон, пленка, бутылки ПЭТ, мешковина и т.д. брикетируются для последующей загрузки в автотранспорт и продажи. Пресс необходим для прессования вторичного сырья. Автоматический пресс применяется для сырья, образование которого происходит постоянно небольшими количествами, т.е. требуется накопления отходов для прессования его в тюк. Прессование является необходимым условием для возможности перевозки и продажи вторичных материальных ресурсов.
1.8. Вибрационный сепаратор или грохот (дополнительный элемент МСК). Используется для фильтрации мелких фракций ТКО: земля, пыль и т.д. Устанавливается перед сортировочным конвейером для повышения эффективности сортировки ТКО. Если прибывающий мусор или отходы содержат много грунта - например, привезенный со свалок, - вибрационный сепаратор или грохот является необходимым для эффективной сортировки ТКО.
1.9. Перфоратор ПЭТ-тары (дополнительный элемент МСК). Используется для прокалывания ПЭТ-тары с целью подготовки ее к прессованию. Большинство ПЭТ-тары приходит закрытой, поэтому в ней остается воздух, и при прессовании эта тара будет занимать дополнительный объем, что уменьшит плотность спрессованной кипы и, соответственно, ее ценность, а также увеличит расходы на транспортирование.
1.10. Разрыватель пакетов (дополнительный элемент МСК). Устройство предназначено для открывания мусорных пакетов, в которых приходит до 2/3 коммунальных отходов, что позволяет произвести сортировку его содержимого.
1.11. Шредер (дополнительный элемент МСК). Используется для измельчения ТКО. Позволяет измельчить фракции ТКО, чтобы в дальнейшем спрессовать их в более плотные кипы. Размер измельченной фракции может устанавливаться в зависимости от потребностей. Часто устанавливается на участке работы с крупногабаритными отходами.
1.12. Магнитный сепаратор (дополнительный элемент МСК). Используется для автоматического отбора магнитных материалов - стали. В том месте, где устанавливается магнитный сепаратор, секция конвейера обязательно выполняется из немагнитной стали.
1.13. Вихретоковый сепаратор (дополнительный элемент МСК). Используется для автоматического отбора немагнитных металлов: медь, алюминий и т.д.
1.14. Оптические сепараторы (дополнительный элемент МСК). Используются в автоматических мусоросортировочных комплексах для увеличения процента отбора полезной фракции и уменьшения зависимости сортировочного комплекса от человеческого ресурса.
1.15. Баллистические сепараторы (дополнительный элемент МСК). Используются для автоматического разделения 3D (легкая упаковка, бутылки, жестяные банки, консервные банки) от 2D (бумага, картон и пленка) фракции. При этом материалы мелких фракций, остатки органических продуктов и мелкие неподходящие материалы (камни, песок и т.д.) отсеиваются через отверстия продольных лопастей и собираются в нижней части.
1.16. Сепараторы легкой и тяжелой фракции (дополнительный элемент МСК). Используются для автоматического разделения легкой и тяжелой фракции в мусоросортировочных комплексах.
1.17. Упаковочные машины для ТКО (дополнительный элемент МСК). Используются для придания брикетированным "хвостам" эстетического вида. Также это позволяет использовать "хвосты" для перевозки или переработки в будущем.
1.18. Вертикальные прессы (дополнительный элемент МСК). Используются как альтернатива горизонтальным прессам на маленьких мусоросортировочных комплексах для брикетирования вторичного сырья.
1.19. Пресс-компакторы (дополнительный элемент МСК). Стационарные прессы предназначены для снижения объема вывозимых с сортировки "хвостов". Пресс-компактор спрессовывает материал в присоединяемый закрытый контейнер, который периодически необходимо менять при его заполнении.
10.3.2.2. Технология захоронения ТКО
Полигон - это комплекс природоохранных сооружений, предназначенных для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения отходов, предотвращающих попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Массив отходов полигона ограничен системами инженерных сооружений: верхним окончательным покрытием и противофильтрационным экраном для управления эмиссией полигона - сокращения неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Основными факторами риска причинения вреда окружающей среде полигонами ТКО являются:
- выброс свалочных газов в атмосферный воздух;
- выброс токсичных веществ в случаях возгорания отходов;
- загрязнение гидрогеологической среды токсичным фильтратом;
- загрязнение поверхностных вод объектов поверхностным стоком и разгрузкой загрязненного подземного стока;
- засорение и загрязнение легкими фракциями ТКО прилегающих территорий.
Свалочный газ образуется в ходе биохимических процессов разложения органических составляющих отходов в теле полигона. Возникающие газы и пары образуют влажную газовую смесь переменного состава. Основными составляющими этой смеси являются метан СН4, диоксид углерода СО2.
Из-за своих основных составляющих, а также наличия других опасных компонентов, эмиссия свалочного газа может оказывать вредное влияние на окружающую среду в виде:
- опасности взрыва, горения, задымления;
- помехи рекультивации полигона;
- распространения соответствующего запаха;
- выделения токсичных или опасных для здоровья составляющих;
- выбросов парниковых газов.
Исходя из этого, газы должны быть собраны и утилизированы.
Возникновение свалочного газа происходит в пяти фазах, сокращение образования - в четырех:
- первая фаза: оксидирование (аэробная фаза), - образование свалочного газа;
- вторая фаза - кислое брожение;
- третья фаза - нестабильное брожение метана;
- четвертая фаза - стабильная метановая фаза;
- пятая фаза - метаногенная долгосрочная фаза;
- шестая фаза: фаза поступления воздуха, - уменьшение образования метана;
- седьмая фаза - фаза оксидирования метана;
- восьмая фаза - фаза двуокиси углерода;
- девятая фаза - воздушная фаза.
В связи с длительностью процесса биохимической деградации ТКО происходит местное наложение различных фаз. До строительства системы сбора и обработки свалочного газа необходимо провести тщательные и комплексные исследования, включающие полный анализ состава свалочного газа.
Отвод газа с полигона в первую очередь должен вестись за счет откачки из вертикальных скважин (колодцев), что дает возможность отвода газа с больших площадей различных участков полигона. В связи с проседанием и оседанием тела полигона вследствие уплотнения и массового уменьшения объема в ходе биологических процессов разложения, функциональная работа горизонтального дренажа подвергается большому риску, и такой дренаж следует использовать в исключительных случаях. Каждый вертикальный колодец с помощью задвижки регулируется отдельно и связан откачивающей трубой с собирающей траверсой регулирующей газовой станции. Газ из скважин поступает в собирающий газопровод, а из него в виде смешанного газа подается к факельному блоку или на блочную ТЭС.
Сборные коллекторы располагают согласно требованиям производственной безопасности в закрытых регулирующих газовых станциях (в первую очередь, защита от мороза в зимнее время). Откачка и утилизация свалочного газа происходит через станцию откачки с помощью интегрированного высокотемпературного факела.
В мировой практике используются различные технологии сбора и использования свалочных газов. В последнее время широкое распространение получили станции активной дегазации и использование гибких труб из пластика.
Несмотря на то, что извлечение свалочного газа связано с уменьшением объема размещенных отходов и экономией эксплуатационного ресурса полигонов ТКО, инвестиционная привлекательность применения технологий утилизации свалочных газов находится в прямой зависимости от обеспеченности традиционными ископаемыми источниками энергии.
Основными факторами, влияющими на загрязнение подземных водоносных горизонтов в результате размещения отходов на полигонах ТКО, являются:
- состав и свойства размещаемых отходов, в связи с чем в территориальной схеме необходимо обеспечить реализацию раздельного накопления и сбора ТКО, особенно в части извлечения опасных отходов;
- свойства грунтов, подстилающих технологические карты для размещения ТКО и определяющие их способность выполнять функции физического и геохимического барьера;
- наличие подстилающего гидрозащитного экрана из синтетической геомембраны, системы сбора и очистки фильтрата.
Применительно к размещению ТКО наилучшими доступными технологиями, рекомендуемыми для применения в Республике Коми, следует считать технологии захоронения предварительно сортированных ТКО на полигонах, имеющих гидроизолирующий экран, систему сбора и очистки токсичного фильтрата, систему сбора и использования свалочных газов, участок компостирования, оборудование по размещению на полигоне с высокой степенью уплотнения катками-компакторами.
10.3.2.3. Требования к мусороперегрузочным станциям
В некоторых ситуациях, учитывая существующие схемы расположения объектов обращения с ТКО, прямое транспортирование при помощи специализированного автотранспорта характеризуется относительно незначительной полезной нагрузкой и связано с высокими расходами на оплату труда обслуживающего персонала и горюче-смазочных материалов, что приводит к чрезвычайно высоким издержкам. В указанных случаях целесообразно создавать промежуточные станции перегрузки ТКО (мусороперегрузочные станции, рисунок 10.2), где отходы уплотняются и перегружаются в крупнотоннажный транспорт.
Рисунок 10.2. Схема мусороперегрузочной станции
Различают два типа уплотнительных систем: стандартный пресс и пресс с камерой предварительной подпрессовки (рисунок 10.3).
Пресс с камерой предварительного прессования сначала уплотняет отходы в загрузочном окне и после этого, уже уплотненными, прессует их далее в накопительный контейнер. Такое оборудование особенно подходит для несортированного (в том числе крупногабаритного) мусора. Стандартный пресс, наоборот, осуществляет уплотнение непосредственно в контейнере.
Рисунок 10.3. Принцип работы мусороперегрузочного пресса
Преимуществами мусороперегрузочных станций являются:
- снижение затрат (время и топливо) на транспортирование отходов от потребителя до объектов обращения с отходами;
- снижение нагрузки на транспортную сеть и выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- горизонтально расположенный поршень пресса в полиамидных направляющих, не требующих никакого технического обслуживания, для уплотнения крупногабаритных отходов.
После постройки МПС мусоровывозящая техника выгружает собранные ранее отходы не на полигон, а в перегрузочную станцию, состоящую из стационарного пресса и автоматически меняющихся контейнеров большой емкости. Подъезжающие машины выгружают ТКО в приемный бункер, под воронкой которого располагается загрузочное окно стационарного пресса. Усиленное прессование позволяет снизить объем мусора в 5-7 раз. После того как контейнер заполнен, он автоматически "отстегивается" от пресса и меняется на пустой. Контейнеры находятся на специальных роликах, что позволяет автоматически заменить полный контейнер на пустой. Полные контейнеры вывозятся для выгрузки на полигоны. Для увеличения экономического эффекта иногда одна машина везет сразу 2 контейнера (второй на прицепе).
Пропускная способность таких станций составляет порядка 1000 куб. м/ч, при условии использования одного стационарного пресса.
10.3.2.4. Технология обезвреживания отходов термическим способом
Термическое обезвреживание отходов на современном уровне развития науки и техники обеспечивает практически полное разрушение находящихся в отходах органических вредных веществ, что достигается с помощью высоких температур (более 1000°C). Это относится и к диоксинам и фуранам, которые разрушаются более чем на 90%. При температуре 850°C диоксины расщепляются на их составные части. При охлаждении дымовых газов существует возможность того, что очень небольшая часть образовавшихся фрагментов снова соединится. Для их надежного отделения применяются рукавные фильтры в системе очистки дымовых газов с возможностью дополнительной подачи порошкообразного активированного угля и, тем самым, эффективной сепарации всех диоксинов и фуранов. Эти технологические решения закладываются при создании целого ряда установок термического обезвреживания отходов методом сжигания.
Сжиганием называется контролируемый процесс окисления твердых, пастообразных или жидких горючих отходов, содержащих органические вещества. При горении в основном образуются диоксид углерода, вода и зола. Сера и азот, содержащиеся в отходах, образуют при сжигании различные оксиды, а хлор восстанавливается до НС1.
При термическом обезвреживании отходов возникает необходимость соблюдения следующих условий осуществления термического процесса:
- необходимость сжигать отходы с большими избытками воздуха из-за широкого диапазона изменения теплоты сгорания и состава их компонентов;
- обязательная выдержка газообразных продуктов сгорания при температуре более 850°C в течение 2 с и более для деструкции органических загрязнителей, в первую очередь полихлорированных дибензодиоксинов и фуранов;
- ограничение температуры дымовых газов на входе в конвективные поверхности (не более 750°C) по условиям минимизации шлакования этих поверхностей;
- поддержание оптимальной для работы системы газоочистки температуры дымовых газов на выходе из котла (обычно 180°C - 200°C);
- обязательное применение многоступенчатой системы газоочистки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.