См. справку "Коронавирус COVID-19"
Рассмотрев вопрос "Вопросы организации доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции: проблемы и решения", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Президиум Совета законодателей Российской Федерации) отмечает следующее.
В удаленных и труднодоступных районах Российской Федерации (далее - удаленные и труднодоступные районы) отсутствует база для производства большинства товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования экономики, такие районы характеризуются низким уровнем развития транспортной инфраструктуры и сложными природно-климатическими условиями.
В Российской Федерации ежегодно реализуется комплекс мероприятий для обеспечения удаленных и труднодоступных районов основными жизненно важными товарами (далее также - северный завоз), который является важной составляющей жизнеобеспечения населения, проживающего в этих районах, а также их экономического развития.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что обеспечение северного завоза требует особых мер государственной поддержки и специального правового регулирования. Вместе с тем до настоящего времени не выработан единый комплексный подход к организации северного завоза, принимаемые меры по его осуществлению не носят системного характера, отсутствует законодательное регулирование деятельности по организации и осуществлению северного завоза. В связи с этим регулярно возникают сложности с доставкой жизненно важных товаров в удаленные и труднодоступные районы, в первую очередь продовольственных и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов.
Для обеспечения северного завоза огромное значение имеет полноценная эксплуатация Северного морского пути. В связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 28 июля 2012 года N 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" и Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 525-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 33 млн тонн в 2020 году. Вместе с тем использование атомного ледокольного флота в указанной акватории в основном осуществляется для доставки грузов в коммерческих целях, что не позволяет в полной мере обеспечить своевременность северного завоза в рамках эксплуатации Северного морского пути.
Основной объем перевозок грузов в удаленные и труднодоступные районы осуществляется с использованием внутренних водных путей Российской Федерации (далее - внутренние водные пути), однако значительное многолетнее недофинансирование работ по содержанию внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений привело к сокращению протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. Следствием этого являются уменьшение загрузки речных судов и увеличение количества рейсов для доставки необходимых грузов в рамках северного завоза, что приводит к повышению себестоимости перевозок и снижению их эффективности. Ограниченные сроки навигации также существенно осложняют доставку грузов в удаленные и труднодоступные районы внутренним водным транспортом Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт).
В целях развития внутреннего водного транспорта Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 28 сентября 2020 года, Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть вопрос о разработке национального проекта, направленного на развитие внутреннего водного транспорта и финансовое обеспечение содержания внутренних водных путей, предусмотрев в нем мероприятия по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. До настоящего времени соответствующий национальный проект не утвержден.
Многие расположенные в удаленных и труднодоступных районах населенные пункты имеют транспортное сообщение с развитыми территориями только посредством автомобильных зимних дорог и ледовых переправ, движение по которым открывается в начале декабря и закрывается в середине апреля.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что не обеспечивается необходимое финансирование содержания таких дорог и переправ. По имеющимся данным объем существующего финансирования существенно меньше 50 процентов от норматива.
В большинстве удаленных и труднодоступных районов строительство автомобильных дорог общего пользования осуществляется низкими темпами по причине высокой стоимости их строительства и отсутствия необходимых финансовых средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. В целях создания условий для развития транспортной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях посредством привлечения средств частных инвесторов был принят Федеральный закон от 2 августа 2019 года N 289-ФЗ "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако существенного увеличения темпов строительства автомобильных дорог в удаленных и труднодоступных районах не произошло.
Единственным круглогодично доступным в удаленных и труднодоступных районах видом транспорта является авиационный транспорт. Вместе с тем низкая оснащенность региональных и местных аэропортов, аэродромов и посадочных площадок необходимыми оборудованием, зданиями и сооружениями, а также высокий износ действующей авиационной инфраструктуры не позволяет в полной мере использовать потенциал воздушных перевозок для обеспечения поставки грузов в удаленные и труднодоступные районы. Так, использование вертолетов, показавших высокую эффективность при доставке грузов и почты в указанные районы, сдерживается высокой степенью износа вертолетного парка и инфраструктуры вертодромов.
Несмотря на принятие и вступление в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 462-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" эксплуатация беспилотных воздушных судов, которые также могут эффективно доставлять грузы в удаленные и труднодоступные районы, до настоящего времени широко не распространена, остается нерешенным ряд вопросов их эксплуатации.
Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказало существенное влияние на организацию доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы, усугубив имеющуюся проблематику северного завоза. В частности, осенью 2021 года в портах Дальнего Востока возникли значительные затруднения с обработкой грузов, предназначенных для обеспечения удаленных и труднодоступных районов Камчатского края, Магаданской области, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в ноябре 2021 года дали необходимые поручения для обеспечения доставки грузов в указанные районы в требуемом объеме. При этом были привлечены дополнительные морские суда, что позволило повысить провозную способность каботажного флота на 50 процентов. В период с 1 по 28 ноября 2021 года в порты, расположенные на территориях указанных субъектов Российской Федерации, совершено 50 рейсов, перевезено 15 139 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте и 53 379 тонн грузов.
Вместе с тем распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отсутствие действенных мер, способных оказать существенное влияние на прекращение ее распространения, свидетельствуют о возможности повторения указанной ситуации с задержкой доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы.
Данные обстоятельства обусловливают необходимость незамедлительного принятия мер системного характера, направленных на создание единой системы управления северным завозом, обеспечивающей согласованное взаимодействие по вопросам его организации и осуществления на всех уровнях публичной власти и своевременную доставку грузов в удаленные и труднодоступные районы в требуемом объеме.
Об особой значимости развития таких территорий свидетельствуют утверждение и реализация Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р, и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года N 645.
Учитывая вышеизложенное, Президиум Совета законодателей Российской Федерации решил:
1. Принять к сведению информацию по вопросу "Вопросы организации доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции: проблемы и решения".
2. Считать одним из приоритетных направлений развития федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации решение задачи по принятию и реализации мер системного характера, направленных на создание единой системы управления северным завозом.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) принять комплекс мер по совершенствованию системы доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы в целях повышения эффективности северного завоза, включая:
создание федеральной специализированной системы планирования и мониторинга доставки грузов в указанные районы, обеспечивающей определение потребностей в поставках грузов и учет запасов товаров на местах, повышение эффективности использования транспортных средств и пунктов хранения;
определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за планирование, организацию, в том числе межотраслевую координацию, и осуществление северного завоза;
2) обеспечить разработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на регулирование отношений, связанных с осуществлением северного завоза, включая установление соответствующих полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей перевозки морским транспортом грузов в удаленные и труднодоступные районы в целях обеспечения их приоритетной обработки и перевозки в указанные районы, обязательности маркировки таких грузов, а также осуществление контроля за их обработкой и перевозкой;
3) включить в план мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р, мероприятия, направленные на повышение уровня связанности территорий и транспортной доступности удаленных и труднодоступных районов;
4) обеспечить разработку и издание нормативных правовых актов, направленных на устранение имеющихся ограничений в развитии транспортной инфраструктуры в удаленных и труднодоступных районах;
5) ускорить разработку и утверждение национального проекта, предусматривающего развитие внутреннего водного транспорта, проведение необходимых работ для увеличения протяженности эксплуатируемых участков внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, ликвидацию лимитирующих участков таких путей, повышение качественных характеристик внутренних водных путей посредством реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, развития инфраструктуры речных портов, включая оснащение их современными перегрузочными комплексами, строительства новых речных судов;
6) обеспечить разработку комплекса мер, направленных на снижение конечной стоимости угля, нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, завозимых в удаленные и труднодоступные районы, в том числе путем предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с эксплуатацией инфраструктуры, предназначенной для их хранения;
7) рассмотреть возможность:
возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами для закупки и доставки в удаленные и труднодоступные районы Арктики и Дальнего Востока с ограниченными сроками завоза грузов продовольственных и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов;
увеличения размера субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых речных судов, используемых для нужд северного завоза, взамен судов, сданных на утилизацию, а также применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость для вновь построенных или строящихся речных судов, использование которых будет осуществляться для нужд северного завоза и регистрация которых будет осуществлена в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов;
8) рассмотреть возможность увеличения финансирования федерального проекта "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" в целях обеспечения реконструкции и (или) капитального ремонта аэропортов, расположенных в удаленных и труднодоступных районах и необходимых для обеспечения их транспортной доступности;
9) обеспечить разработку механизма государственной поддержки расширения и модернизации вертолетного парка для осуществления региональных и местных пассажирских и грузовых воздушных перевозок в удаленные и труднодоступные районы, в том числе путем создания для этих целей вертолетов с дальностью полета до 1000 км и грузоподъемностью порядка трех тонн;
10) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер в целях оперативного осуществления капитального ремонта и модернизации посадочных площадок, расположенных в удаленных и труднодоступных районах, для обеспечения воздушных перевозок в эти районы;
11) проработать вопросы:
об обеспечении квотами на перевозку авиационным транспортом в удаленные и труднодоступные районы продовольственных и лекарственных товаров первой необходимости, горюче-смазочных материалов в рамках субсидируемых перевозок, а также вопрос о фиксированном режиме товарных интервенций при возникновении опасности роста розничных цен на указанные товары на внутреннем рынке соответствующего субъекта Российской Федерации;
о ежегодном формировании Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" резерва атомного ледокольного флота, необходимого для доставки грузов в целях обеспечения северного завоза;
о законодательном регулировании использования автомобильных зимних дорог и ледовых переправ, а также о выделении из федерального бюджета средств в целях обеспечения содержания таких дорог и переправ в размере не менее установленного норматива;
о создании кластера производителей легких и сверхлегких воздушных судов.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых имеются удаленные и труднодоступные районы, и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в удаленных и труднодоступных районах, осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование потребности в продовольственных и лекарственных товарах первой необходимости, горюче-смазочных материалах и своевременно информировать о возможном возникновении дефицита указанных товаров Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
5. Направить настоящее решение Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании Российской РФ "Вопросы организации доставки грузов в удаленные и труднодоступные районы Российской Федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции: проблемы и решения" (Москва, 13 декабря 2021 г.)
Текст решения опубликован не был