Министерство образования Республики Мордовия информирует о том, что в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктами 10, 11 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990, разработан проект Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год (далее - проект Программы рисков).
Разработанный Министерством образования Республики Мордовия проект Программы профилактики рисков подлежит общественному обсуждению в срок с 1 октября 2021 до 1 ноября 2021 года.
Ознакомиться с проектом Программы профилактики рисков можно на официальном сайте Министерства образования Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://obrnadzor13.ru) в разделе "Профилактика нарушений".
Предложения, замечания и комментарии к проекту Программы профилактики рисков предлагаем направлять по адресу электронной почты obrnadzor13@e-mordovia.ru.
Заместитель Министра |
А.В. Бузулуков |
Проект
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год
1.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство образования) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования и государственному контролю (надзору) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту жительства) на территории Республики Мордовия, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- дошкольные образовательные организации - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- общеобразовательные организации - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
- профессиональные образовательные организации - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
- организации дополнительного образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- организации дополнительного профессионального образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
На 30 сентября 2021 года на территории Республики Мордовия осуществляют образовательную деятельность 591 организация, 4 индивидуальных предпринимателя и 23 органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
На 2021 год Министерством образования запланировано проведение 147 проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и 8 проверок - в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
По состоянию на 30 сентября 2021 года, Министерством образования проведены 107 плановых выездных проверок, в том числе 103 проверки - в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 4 проверки - в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
В связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований проведено 9 внеплановых документарных проверок.
По результатам проведенных проверок вынесены 103 предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, в отношении должностных лиц составлено 14 протоколов об административных правонарушениях.
Одной общеобразовательной организации приостановлено действие государственной аккредитации по отдельным программам. В связи с устранением несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам действие государственной аккредитации возобновлено.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2.1. Описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Министерством образования утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования Министерства образования Республики Мордовия на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, в рамках которой осуществлялись в 2021 году следующие профилактические мероприятия:
1) разработка, утверждение и поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Министерства образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования законодательства, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемых видов государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования);
2) информирование контролируемых лиц о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющемся федеральной государственной информационной системой, в ИС АНКДПП, официальном сайте Министерства образования;
3) проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования;
4) размещение на официальном сайте Министерства образования (http://obrnadzor13.ru):
информации о результатах проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; в отношении органов местного самоуправления;
информации об истечении сроков исполнения выданных предписаний;
обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования;
доклада об осуществлении Министерством образования государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) за истекший год;
доклада о лицензировании образовательной деятельности за истекший год;
информации о типовых нарушениях, выявленных в ходе мероприятий по контролю, и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления в целях недопущения таких нарушений;
информации об изменениях законодательства в сфере образования;
информации о выявленных административных правонарушениях в ходе контрольно-надзорных мероприятий Министерства образования;
информации о выявленных административных правонарушениях за нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования,
сведений о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
разъяснений отдельных вопросов законодательства в сфере образования;
5) уведомление учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о результатах проведенных проверок;
6) консультирование руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
Вопросы, касающиеся соблюдения законодательства в сфере образования, рассматривались на семинарах, совещаниях, конференциях, в рамках проведения круглых столов с руководителями и заместителями руководителей образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проводимых Министерством образования.
Мероприятия были организованы с целью разъяснения вопросов действующего законодательства об образовании, слушателям давались ответы на волнующие их вопросы.
Эффективность проведения семинаров - в информировании руководителей по вопросам действующего законодательства об образовании с целью профилактики и предотвращения нарушений законодательства.
Публичные мероприятия по профилактике нарушений осуществлялись ежеквартально в соответствии с утвержденным Министром образования Республики Мордовия планом-графиком проведения публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики в 2021 году в режиме видеоконференцсвязи.
В 2021 году Министерством образования организациям, осуществляющим образовательную деятельность, объявлено 30 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Все объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленные Министерством образования в 2021 году, можно сгруппировать по следующим признакам нарушений обязательных требований:
нарушение требований к размещению информации в сети "Интернет" - 25;
нарушение законодательства в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности - 5.
Руководствуясь Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года N 997, приказом Министерства образования от 3 сентября 2021 года N 836, объекты, федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, расположенные на территории Республики Мордовия, отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Таким образом, к категории низкого риска отнесены 518 объектов, к категории среднего риска отнесены 65 объектов, к категории высокого риска отнесены 2 объекта.
План проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2022 год сформирован с учетом отнесения контролируемых объектов к определенным категориям риска.
Информация об осуществлении Министерством образования контрольно-надзорных полномочий является открытой и доступной и размещается на официальном сайте Министерства образования.
Главными причинами рисков образовательной деятельности являются: отсутствие необходимых знаний норм действующего законодательства об образовании у участников отношений в сфере образования, отсутствие навыков использования норм законодательства об образовании на практике, недостаточная информированность участников отношений в сфере образования о содержании новых нормативных актов, устанавливающих требования законодательства об образовании, о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие, недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей.
Реализация профилактических мероприятий, предусмотренных программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, направлена на устранение вышеперечисленных причин.
Раздел II. Цели и задачи программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- систематизация работы по проведению профилактических мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- повышение эффективности профилактической работы по предупреждению нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании;
- снижение количества нарушений, выявляемых при государственном контроле (надзоре) в сфере образования за счет реализации комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства в сфере образования;
- создание эффективной системы профилактических мероприятий;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.
Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Наименование профилактического мероприятия |
Форма профилактического мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Структурные подразделения, ответственные за реализацию мероприятия |
1. |
Информирование |
размещение и поддержание в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет": - текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; - сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; - перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; - перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; - перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; - исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; - сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; - направление в адрес глав органов местного самоуправления, учредителей образовательных организаций информационных писем об итогах проведенных проверок в отношении подведомственных им образовательных организаций; - иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда |
в течение года, по мере необходимости |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
размещение и поддержание в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" программы профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
ежегодно не позднее 1 октября 2022 года |
|||
размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" утвержденного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год |
ежегодно не позднее 1 июня 2022 года |
|||
размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле |
ежегодно не позднее 1 марта 2022 года |
|||
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год |
ежегодно не позднее 30 апреля 2022 года |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
проведение публичного обсуждения доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа в сфере образования за предшествующий календарный год |
в течение 10 рабочих дней после размещения доклада на официальном сайте |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
||
3 |
Объявление предостережения |
в случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган в сфере образования объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований |
в течение года, по мере необходимости |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
4 |
Консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с: а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий; б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования; д) по вопросам соблюдения законодательства РФ в сфере образования при осуществлении образовательной деятельности. |
устные разъяснения на личном приеме, по телефону |
в течение года (место проведения консультирования: г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33, корп. 2, кабинеты 505, 514, 516 |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
устные разъяснения в ходе проведения профилактического визита |
в течение года |
|||
письменные разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей и их размещение на официальном сайте |
в течение года, по мере необходимости |
|||
5 |
Профилактический визит |
профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в отношении: а) контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности; б) контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска. |
1 квартал (январь, февраль, март) 2 квартал (апрель, май) 3 квартал (июль) |
отдел оценки качества, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования |
Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических материалов являются:
- оценка снижения количества нарушений юридическими лицами обязательных требований действующего законодательства;
- установление с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, их учредителями систематического взаимодействия с Министерством образования;
- повышение уровня информированности граждан.
Оценка эффективности и результативности Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования по итогам 2022 года приведена в таблице:
N п/п |
Показатели качества профилактической деятельности |
Индикаторы качества |
Эффективность и результативность Программы |
1. |
Доля реализованных мероприятий профилактических мероприятий |
% |
100,0 |
2. |
Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями |
% |
100,0 |
Приложение
График
проведения профилактических визитов в отношении контролируемых лиц на 2022 год
N п/п |
Наименование контролируемого лица |
Дата получения лицензии на осуществление образовательной деятельности |
Дата принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска |
Месяц проведения профилактического визита |
1 |
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования учебный центр "Технологии внедрения инновационных средств программного обучения" |
15.06.2021 |
|
март |
2 |
Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр "Витязь" |
15.06.2021 |
|
апрель |
3 |
Публичное акционерное общество "Специализированный застройщик "Саранский домостроительный комбинат" |
21.05.2021 |
|
март |
4 |
Индивидуальный предприниматель Петрова Ольга Александровна |
29.03.2021 |
|
февраль |
5 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Белозерьевский детский сад" |
22.01.2021 |
|
январь |
6 |
Индивидуальный предприниматель Смольянова Е.Г. |
14.09.2021 |
|
май |
7 |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 93" |
|
03.09.2021 |
июль |
8 |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Саранское художественное училище им. Ф.В. Сычкова" |
|
03.09.2021 |
апрель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования Республики Мордовия от 27 сентября 2021 г. N 5321 "Уведомление подконтрольных лиц о разработке проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования"
Текст письма опубликован не был