Постановление Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 69-АД21-10-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Добровольского А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 года, вынесенные в отношении департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент здравоохранения) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 года, Департамент здравоохранения признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор Добровольский А.А. просит отменить указанные выше судебные акты, вынесенные в отношении департамента здравоохранения по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения департамента здравоохранения к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет назначение административного наказания.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения данное юридическое лицо является исполнительным органом государственной власти Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья граждан, включая организацию медицинской помощи, профилактики заболеваний, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения и санитарно-гигиенического образования населения. Департамент здравоохранения осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа. Департамент здравоохранения организует оказание населению автономного округа первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях, также организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в подведомственных медицинских организациях.
Как усматривается из материалов дела, 17 апреля 2020 года начальником отдела Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в адрес департамента здравоохранения вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно указанному предписанию департамент здравоохранения в срок до 21 апреля 2020 года обязан: организовать проведение медицинских осмотров через подведомственные лечебно-профилактические учреждения проживающих в п. Мекрур и п. Пионерный на предмет наличия симптомов инфекционного заболевания; предоставить результаты медицинского осмотра; при выявлении лиц с признаками инфекционного заболевания организовать изоляцию; организовать отбор материала на новую коронавирусную инфекцию у выявленных лиц с симптомами гриппа и ОРВИ и лиц, проживающих в одной комнате с выявленными лицами, с доставкой материалов в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; организовать изоляцию контактных лиц (по месту проживания) с вновь выявленными лицами в условиях подведомственных обсерваторов.
По состоянию на 21 апреля 2020 года в п. Мекрур и п. Пионерный, расположенных на территории Ханты-Мансийского района, подтверждены диагнозы новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у 87 человек, проживающих в этих поселках, у 3 человек из числа силовых структур, обеспечивающих охрану с. Селиярово, также подтвержден указанный диагноз. Таким образом, указанные поселки являются очагами инфекционного заболевания (новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), имеется угроза распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Вместе с тем, департамент здравоохранения, располагая обширной сетью подведомственных лечебно-профилактических учреждений, в нарушение статьи 11 Закона N 52-ФЗ, указанное выше предписание не исполнил.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
Действия департамента здравоохранения квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц.
Доводы настоящей жалобы, в том числе о том, что в установленный в предписании срок исполнить его не представлялось возможным из-за отсутствия транспортной доступности поселков и фактически незначительного представленного срока для его исполнения, ранее являлись предметом проверки и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Как верно указано нижестоящими судебными инстанциями, департамент здравоохранения располагает обширной сетью подведомственных лечебно-профилактических учреждений, в том числе специализированных на выявлении и лечении инфекционных больных.
Кроме того, департамент здравоохранения не был лишен возможности обратиться в административный орган с просьбой продлить срок исполнения указанного выше предписания, однако данной возможностью не воспользовался, об объективных данных, препятствующих исполнению в установленный срок предписания, не сообщил.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции сочли, что департамент здравоохранения имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Право департамента здравоохранения на защиту при производстве по делу не нарушено.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 сентября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2020 года и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 года, вынесенные в отношении департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Добровольского А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. N 69-АД21-10-К7
Текст постановления опубликован не был