Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 800677-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - законопроект) предлагается устанавливать минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 августа 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года в сумме, равной "величине прожиточного минимума на душу населения, увеличенной на коэффициент, равный 1,15".
Дополнительно авторами законопроекта предлагается признать утратившей силу статью 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения".
Как следует из пояснительной записки, авторы законопроекта исходят из того, что установление МРОТ на уровне прожиточного минимума, увеличенного на коэффициент 1,15, позволит любому работающему полный рабочий месяц гражданину получить заработную плату после удержания налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в сумме, превышающей прожиточный минимум.
В обоснование данной законодательной инициативы приводится действующая норма о том, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, а также утверждение о том, что работники, оплата труда которых на уровне МРОТ или несколько выше, после удержания НДФЛ фактически получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Соответственно, их фактический уровень материального обеспечения при полной занятости не достигает установленного законом минимума.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 13 Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 года N 56, при расчете величины прожиточного минимума в составе расходов по обязательным платежам и сборам учитывается НДФЛ. Таким образом, вопрос учета уплаты НДФЛ в рамках МРОТ уже урегулирован нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, текст законопроекта составлен небрежно: в статье 1 предлагается устанавливать МРОТ исходя из величины прожиточного минимума на душу населения, а в статье 2 - из размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом увеличение МРОТ потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, размер которых, как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, не превысит 30 млрд. рублей. Однако каких-либо расчетов и данных, характеризующих объем возникающих дополнительных расходов, в материалах к законопроекту не представлено, в связи, с чем дать оценку объективности заявленной дополнительной потребности не представляется возможным.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении обращает внимание на то, что реализация проекта федерального закона приведет к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает представленный законопроект.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего мнения по законопроекту не представила.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 800677-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.