Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
жилищно-коммунального хозяйства,
топливно-энергетического комплекса
и энергосбережения Орловской области
от 20 января 2022 г. N 3
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области
I Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в целях организации и осуществления в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Департамент) внутреннего финансового контроля.
2. Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс главного администратора бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
3. Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
4. Субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
5. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым должностными лицами Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры, направленным на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета Департаментом;
б) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) Департаментом;
в) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
6. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Департамента, исполняющих бюджетные полномочия.
7. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения бюджетных процедур. К контрольным действиям относятся:
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Орловской области, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
б) подтверждение (согласование), операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении бюджетных процедур.
8. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
9. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры).
10. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности и смежный контроль.
11. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителями структурных подразделений Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - руководители структурных подразделений Департамента).
12. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут уполномоченное должностное лицо Департамента, руководители структурных подразделений Департамента.
II Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур
13. Формирование карты внутреннего финансового контроля осуществляется в структурных подразделениях Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - структурные подразделения Департамента), до 31 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение контрольных действий по осуществлению внутреннего финансового контроля.
14. Карта внутреннего финансового контроля формируется по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку, в отношении следующих бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в Департамент финансов Орловской области, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов в Управление Федерального казначейства по Орловской области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
в) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Департамента;
г) составление и направление документов в Департамент финансов Орловской области и Управление Федерального казначейства по Орловской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей бюджетных средств;
д) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
е) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений;
ж) составление и исполнение бюджетной сметы;
з) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
и) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет;
к) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет;
л) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
м) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
н) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
о) распределение лимитов бюджетных обязательств подведомственным получателям бюджетных средств;
п) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
р) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
15. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в ней предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
16. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения руководителем структурного подразделения Департамента о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
17. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Департамента, формируется перечень операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры (далее - Перечень), по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку.
18. Процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств (далее - бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
19. Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния по каждой указанной в Перечне.
20. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
вероятность - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
степень влияния - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия "вероятность" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
21. Критерий вероятность оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, например:
а) недостаточность положений правовых актов главного администратора бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
г) отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) недостаточная укомплектованность подразделения главного администратора бюджетных средств, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;
е) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.
22. Критерий степень влияния оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, например:
а) искажение бюджетной отчетности;
б) отклонение от целевых значений показателей государственной программы;
в) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам главного администратора бюджетных средств;
г) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора бюджетных средств;
д) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором бюджетных средств;
е) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность главного администратора бюджетных средств.
23. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее, а также по решению руководителя главного администратора бюджетных средств бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
24. Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
а) информации соответствующих структурных подразделений Департамента о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
б) информации о выявленных Управлением Федерального казначейства по Орловской области нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Орловской области, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Орловской области, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее - нарушения), представляемой в установленном им порядке;
в) информации о возникновении коррупционно опасных операций.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
25. К коррупционно опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур):
а) при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
б) необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции Департамента, определенной в качестве коррупционно опасной;
в) в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
26. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем структурного подразделения Департамента.
27. При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
а) меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
б) меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
в) меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих бюджетные процедуры;
г) проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) по форме, установленной приложением 3 к настоящему Порядку, с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем структурного подразделения Департамента.
III Ведение, учет и хранение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля
28. Результаты контрольных действий отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля (далее - журнал) составленных по форме, установленной приложением 4 к настоящему Порядку.
29. Ведение журнала осуществляется в структурном подразделении Департамента, с периодичностью, установленной в карте внутреннего финансового контроля на соответствующий год, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
30. Записи в журнал производятся при обнаружении недостатков и (или) нарушений, выявленных при исполнении бюджетных процедур, в хронологическом порядке.
31. В журналах отражаются:
а) дата обнаружения недостатков и (или) нарушений;
б) наименование операции;
в) информация о должностном лице, ответственном за выполнение операции;
г) информация о должностном лице, осуществляющем контрольное действие;
д) характеристики контрольного действия;
е) результаты контрольного действия;
ж) сведения о причинах возникновения недостатков и (или) нарушений;
з) предлагаемые меры по устранению недостатков и (или) нарушений, причин их возникновения;
и) информация об устранении недостатков и (или) нарушений.
IV Формирование и направление информации о результатах внутреннего финансового контроля
32. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения Департамента, ежегодно готовят информацию о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Информация).
33. Информация за отчетный год формируется на основе данных журналов, подписывается руководителем структурного подразделения Департамента и представляется уполномоченному должностному лицо Департамента до 20 января текущего финансового года.
34. Уполномоченное должностное лицо Департамента формирует информацию о результатах осуществления внутреннего финансового контроля в Департаменте и предоставляет ее руководителю Департамента до 1 февраля текущего финансового года.
35. Руководитель Департамента по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий Департамента;
в) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
г) на изменение внутренних стандартов и процедур;
д) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
е) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
ж) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
з) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Департамента.
36. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая в Департамент информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных Управлением Федерального казначейства по Орловской области.
V Хранение документации внутреннего финансового контроля
37. Ведение и хранение рабочей документации осуществляется с учетом требований, установленных Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, утвержденной распоряжением Правительства Орловской области от 15 июня 2020 года N 365-р "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области".
38. Хранение документации осуществляется структурными подразделениями Департамента способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов. Соблюдение требований к хранению документации осуществляется лицами, ответственными за их ведение и учет.
39. Перечень должностных лиц, ответственных за ведение, учет и хранение документации, определяется руководителем структурного подразделения Департамента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.